Использование фитбол-мячей в практике дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст характеризуется быстрым ростом и развитием организма. Но органы и системы работают ещё не совершенно. Слабо развиты защитные функции организма: дети более подвержены неблагоприятным влияниям внешней среды и различным заболеваниям. Особого внимания в дошкольном возрасте требует опорно-двигательный аппарат.

Обследования по определению силы и выносливости мышц спины, брюшного пресса показали, что у наших детей 5-6 летнего возраста сила и выносливость мышц не достаточна, мышцы ослаблены, а это может привести к дальнейшему нарушению осанки. Движение, в любой форме отвечающее физиологическим возможностям детей, всегда выступает как оздоровительный фактор.

Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Проанализировав всю имеющуюся информацию по данному направлению и эффективность воздействия на развивающийся детский организм, посчитали возможным организовать “Группу здоровья” с использованием фитбол-мячей, как средство профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата.

Мячи, как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и на механизм равновесия. Упругая неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, чувство равновесия, ритма движений. Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем тела. Активная динамическая позиция "сидя" мобилизует структуры позвоночника, мышц груди и живота, формирование осанки.

Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения для укрепления мышц спины и живота следует проводить в исходном положении лёжа или сидя, чтобы исключить статическую нагрузку на позвоночник. Упражнения для плечевого пояса лучше выполнять стоя, используя мяч как отягощение Условия выполнения упражнений лёжа на мяче гораздо тяжелее, чем на полу – жёсткой, устойчивой опоре, так как необходима постоянная балансировка, при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении.

Занятия с фитболами очень привлекательны для детей. Непринуждённость обстановки, свобода импровизаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъёма и удовлетворения двигательной потребности – всё это создаёт состояние особого психологического комфорта и удовольствия, что в свою очередь повышает оздоровительную эффективность данных занятий.

Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает развивающий эффект занятий. Улучшаются условия формирования кинестетического и кинетического факторов (плавность движений, сохранение равновесия, тактильные ощущения). Также развивается способность к произвольной регуляции движений – умение контролировать силу толчка, дальность проката на мяче. Кроме этого мячи обладают ещё и вибрационным действием. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнёр, он красив и, главное подвижен, взаимодействует с ребёнком.

Таким образом, средствами фитбол-гимнастики можем обеспечить решение следующих задач: развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, равновесия, вестибулярного аппарата), содействие профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие музыкально-ритмических, танцевальных и творческих способностей.

К концу года дети, посещающие "Группу здоровья" на фитболах, в самостоятельной деятельности умеют следить за правильной осанкой. Дети становятся более выносливыми, сильными, активными, ловкими. В работе с мячами чувствуют себя уверенно, выполняют упражнения в заданном ритме, при этом нет признаков утомления. Дети могут самостоятельно организовывают свою деятельность в центрах двигательной активности в группах, на прогулке и дома. Танцевальные композиции на фитбол-мячах транслируются на праздничных концертах, открытых занятиях.

Картотека подвижных игр на фитбол-мячах:

“Бездомный заяц”

Мячи врассыпную лежат по залу на 1 меньше, чем количество игроков. Все дети – “зайцы” бегают, прыгают по залу.

По команде воспитателя: “Все в дом!”– дети садятся на любой из мячей. “Бездомным зайцем” является ребёнок, который не занял мяч. Он ходит и проверяет осанку игроков. Если игроки на мяче сидят с кривой спиной, или опущенной головой, или с неправильной постановкой стоп – “Бездомный заяц имеет право сам занять этот дом.

Усложнение

Можно взять на двух детей один мяч

“Найди свой мяч”

Играют две команды: одна сидит на мячах в шеренге, другая за ними.

По сигналу сидящие дети с закрытыми глазами делают 6-8 шагов от мячей и поворачиваются вокруг своей оси 3 раза. В это время стоящие дети с мячами в руках встают на место друг друга – путаются.

По сигналу “Стоп” дети первой команды открывают глаза и как можно быстрей стараются найти мяч и сесть на него.

Перед игрой дети делятся на пары. Выигрывает пара, игрок которой раньше всех нашёл и сел на мяч.

“Космонавты”

Игроки занимают мячи-ракеты. На слова: дети маршируют по залу или идут по кругу.

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет.

После этих слов дети разбегаются по ракетам.

Дети должны сесть на мяч, поднять ноги и удерживать равновесие на мяче.

Выигрывает тот, кто дольше всех “пробудет в полёте”.

“Лиса и тушканчики”

Выбирается один ребёнок – “лиса”, задача которого – переловить всех детей – “тушканчиков”.

Воспитатель говорит: “День” – “тушканчики” прыгают на мячах по всему залу. Звучит команда “Ночь” – “тушканчики” замирают в разных позах, но с красивой осанкой. “Лиса” может съесть любого, кто шевелится.

В дальнейшем “съеденный” игрок может выбыть из игры, может стать “лисой” – это условие обговариваем перед игрой.

“Успей передать”

Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде “Стоп!” мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором говорят: “Раз, два, три – беги!” Один ребёнок бежит в одну сторону за кругом играющих, другой в другую. Выиграет тот, кто быстрей вернётся к мячу.

“Гном, мороз и ёлочки”

Выбираются два игрока: “Мороз” и “Гном”, остальные дети– “Ёлочки”. Задача “Мороза” запятнать “Гнома”, который ловко уворачивается и убегает. “Ёлочки” сидят на мячах. Убегая, “Гном” может присесть на мяч к одной из “Ёлочек”, после чего она превращается в “Гнома” и убегает от “Мороза”

“Пингвины на льдине”

Дети-“пингвины” бегают, прыгают свободно по залу. Мячи-“льдины” разбросаны по полу. Водящий – “охотник” пытается поймать “пингвинов”. Если “пингвин” забрался на “льдину”, то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается. Пойманный “пингвин” выходит из игры.

“Бармалей и куклы”

Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети-куклы, живут в своих домиках (сидят на мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:

Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас поймать.

“Зайцы и огородник”

“Зайцы” сидят на мячах в кругу, “огородник” в центре круга.

Огородник: Зайцы, вы куда пропали?
Зайцы: Мы в капустке отдыхали.
Огородник: А листочки не поели?
Зайцы: Только носиком задели.
Огородник: Вас бы надо наказать!
Зайцы: Так попробуй нас догнать!

После этих слов “огородник” ловит “зайцев” прыгая на мячах.

“Путешествие в Москву”

Дети сидят на мячах, имитирующих аэродром. Ведущий (без мяча) произносит: “Я лечу в Москву, всех с собой возьму”. Дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который, используя основные движения (бег, прыжки, ходьбу и т. д.) водит детей за собой в различных направлениях. По команде “Посадка” дети и ведущий как можно скорей должны занять свой мяч. Игрок, оставшийся без мяча, становится ведущим.

“Раз, два, три – замри!”

Звучит музыка – дети бегают или прыгают по разным дорожкам между мячами.

По команде: “Раз, два, три – замри!” дети подбегают к любому мячу, ставят 1 ногу на мяч, руки в стороны: стоят на 1 ноге с прямой спиной, не шевелясь.

Ведущий смотрит за осанкой детей. Кто шевелится и стоит с “кривой” спиной – тот выходит из игры.

“Убеги от мяча”

Дети стоят в кругу, выбирают ловишку (в средней группе – взрослый, в старших группах – ребёнок).

По команде: “1,2,3 – лови!” дети убегают, ловишка катит мяч – ловит детей. Кого мяч задел – тот вышел из игры. Задача детей – увернуться от мяча, а не бегать по кругу.

Картотека упражнений на фитбол-мячах (приложение)