Цель урока:
- познакомить учащихся с бизнесом;
- пополнить словарный запас учащихся терминами из сферы бизнеса;
- разобрать схему организации и работы бизнеса;
- продолжить работу по развитию умений решать задачи на проценты, связанные с бизнесом;
- создать ситуацию успеха в "организуемом" бизнесе;
- продолжить работу по воспитанию патриотизма, взаимоуважения, коллективизма и гуманизма.
Оборудование:
- два плаката "Мои желания", "Равносторонний треугольник", слова, связанные с бизнесом, 2 высказывания, набор задач.
Девизы занятия:
- "Заниматься бизнесом - то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаешь" (неизвестный автор).
- "Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией" (Бенджамин Дизраэли, британский политик).
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Проверка домашнего задания.
Проверяем текст и решение задач финансового характера, составленных самими учащимися.
Итог: составлены различные задачи финансового характера: на количество и стоимость товара, на зарплату, на денежные вклады в банки. (Задачи сдаются оформленными на альбомных листах, потом составляем альбом задач).
4. Вступительное слово учителя.
Психологи утверждают, что все наши действия определяются потребностями и желаниями. Каждому человеку сейчас нужно определить, что он желает в жизни. Для этого нужно разработать схему "Мои желания".
В центре плаката нужно поместить свою лучшую личную фотографию, а вокруг приклеить картинки со своими желаниями. (Составляем схему, заранее вырезать картинки с портретом, с изображением денег, с машиной, мотоциклом, яхтой, коттеджем и т.п.)
В жизни человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить ребёнка, а лучше два сыночка и "лапочку-дочку". Это обязательно, а дальше... Что вы хотите иметь? (Называют желания, приклеиваем картинки на плакат). Вы пожелали иметь много денег. А как их заработать?
Сегодня мы посмотрим, как организовать свой бизнес и заработать много денег. Желания в жизни должны гармонировать с потребностями и возможностями. Рассмотрим равносторонний треугольник. В его вершинах поместим наши "хочу", "могу" и "надо". Идеальная фигура - все стороны и углы равны. В жизни тоже должно быть всё в меру. Если один из углов будет перевешивать, что же получится? Каким будет человек, если перевешивает "хочу"? "Могу"? "Надо"? Смотрим на схемы. (Анализируем и даём характеристики: мечтатель, хвастун, трудоголик). Чтобы добиться успеха в жизни, нужно выбрать профессию по душе, с учётом интереса, способностей, потребностей. Тогда вы будете счастливы, удачливы. Сможете добиться успехов, и ваши желания из схемы станут реальными.
Одно из направлений, где вы можете реализовать себя - это бизнес.
В бизнесе встречается очень много деловых терминов, мы сейчас их разберём.
(можно учащимся назвать термины самим, а потом вывесить слова на карточках или на доску или спроецировать на экран, а можно заранее вывесить на доску). Рассмотрим схему работы бизнеса. Термины предоставлены в том порядке, как организовать бизнес. Сейчас кто-то нам расскажет "схему" работы бизнеса, а мы поможем.
(Вывешиваю на доске) термины: фирма, банк, ссуда, ценные бумаги, акции, займы, облигации, вексель, спрос, производство, издержки, закупки, совокупность, себестоимость, цена, рынок, надбавки, наценка, скидка, товар, валовой объём, маркетинг, объём продаж, прибыль, доход, налог, дивиденды, депозит, пени, ставка, банкротство и т.д. (попутно разбираем значения слов).
- Ценные бумаги - это документы, выражающие право собственности.
- Курс ценных бумаг - цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги.
- Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении денежных средств в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивидендов.
- Облигация - вид ценной бумаги на предъявителя, представляющей собой долговое обязательство заемщика, которое гарантирует возврат денежных средств через определенное время.
- Вексель - вид ценной бумаги, письменное долговое обязательство юридического и физического лица уплатить по наступлению срока указанную сумму.
- Банки - финансовые организации, производящие, хранящие, предоставляющие, распределяющие, обменивающие денежные средства.
- Фирма - тип производственного объединения предприятий.
- Ссуда, кредит - временная передача денежных средств под проценты.
- Дивиденды - денежные средства, составляющие процент от прибыли.
- Цена - денежная сумма за товар.
- Себестоимость - денежное выражение затрат на приобретение и реализацию товара.
- Товар - предмет, удовлетворяющий потребностям приобретения, потребления и использования.
- Валовой объем продаж - сумма, получаемая за реализацию товара в течение года.
- Прибыль - часть доходов, ожидающихся после возмещения затрат.
- Наценка - увеличение начальной цены товара, подлежащего продаже.
- Скидка - уменьшение начальной цены товара.
- Пени - штраф за невыполнение в срок обязательств.
- Ставка - размер заработной платы.
- Банкротство - несостоятельность, провал, крушение.
- Банкрот - несостоятельный должник.
5. Решение задач. (Задачи решаем разными способами).
Задача 1. Цена товара сначала снизилась на 5%, а затем повысилась на 5%.
Изменилась ли цена?
Решение. Если х руб. первоначальная цена, то после снижения цена стала 0,95х руб., а после повышения 0,95х * 1,05 = 0,9975х руб.
Ответ: цена стала ниже первоначальной на 0,25%.
Комментарии к задаче: производитель будет в убытке, если поднимет цену на 5%, чтобы остаться с прибылью, нужно повысить цену на большее число процентов, но в пределах разумного иначе товар не будет реализован.
Задача 2. Торговая база закупила у изготовителя партию альбомов и поставила её магазину по оптовой цене, которая на 30% больше цены изготовителя. Магазин установил розничную цену на альбом на 20% выше оптовой.
При распродаже в конце сезона магазин снизил цену на 10%. На сколько рублей больше заплатил покупатель по сравнению с ценой изготовителя, если на распродаже он приобрел альбом за 70,2 руб.?
Решение. Пусть цена изготовителя х руб., тогда оптовая цена 1,3х руб., розничная цена 1.3 х * 1.2 = 1.56х руб., цена после снижения в магазине
1.56х * 0,9 = 1.404х руб., что равно по условию задачи 70.2 руб. Получаем уравнение 1.404х = 70.2, где х = 50
Ответ: цена изготовителя 50 рублей, покупатель переплатил 20.2 рубля.
Комментарии к задаче: с каждого альбома получается надбавка по 20.2 рубля. Куда идут эти деньги? Как сделать, чтобы прибыль досталась только магазину? (Иметь машину и самим съездить к изготовителю).
Задача 3. Цена некоторого товара поднялась на 25%, а потом еще на 30%.
Другой товар поднялся в цене на 30% и стал по цене равен 1 товару. Какова первоначальная цена 1 товара, если второй товар до повышения стоил 1.25 тыс. руб.?
Решение. Пусть цена 1 товара х тыс. руб., тогда после повышения стала х * 1.25 * 1,3 руб. = 1,625х руб, что равно по условию задачи 1,25 * 1,3 = 1,625 руб. Получили уравнение 1,625х = 1,625
Ответ: 1 тыс.рублей.
Задача 4. Себестоимость синтезатора 9 000 рублей, размер наценки 25% от цены продажи. Определите цену товара в магазине.
Решение. Пусть синтезатор стоит в магазине х руб., тогда себестоимость составляет х - 0,25х = 0,75х руб., что равно по условию задачи 9 000 руб.
Значит, х = 12 000
Ответ: в магазине синтезатор стоит 12 000 рублей.
Комментарии к задаче: если владелец магазина приобретет товар у производителя, то от продажи получит прибыли 3 000 рублей, все деньги положит себе в карман? ( Часть денег уйдет на издержки, часть на развитие бизнеса).
Задача 5. Предельный уровень рентабельности для магазина "Мелодия" установлен в 20%. Магазин, повышая цены на дефицитные товары (нотные тетради), получил прибыль в 3 тыс. руб., но с рентабельностью в 30%. Определите продажную цену одной тетради, если продано было 1000 тетрадей.
Решение.
3 тыс. руб. : 0,3 = 0,1 тыс. руб. на 1%
0,1 тыс.руб * 130 = 13 тыс. руб. стоимость всех тетрадей
13 тыс. руб. : 1 тыс. = 13 руб. стоимость 1 тетради.
Ответ: 13 рублей
Комментарии к задаче: оборотистые продавцы всегда поднимают цены на товар, пользующийся большим спросом. Например, цены на конфеты перед Новым годом, цены на учебники и тетради к новому учебному году ...
Задача 6. Благодаря изменению технологии на заводе средние постоянные издержки на производство мотоциклов удалось уменьшить на 20%, после чего цена единицы продукции была снижена на 10%. Годовые издержки не менялись. Чему стала равняться годовая стоимость продукции мотоциклов, если её прирост после усовершенствования технологии составил 37, 5 млрд. руб.?
Решение. Пусть завод получал х рублей от продажи мотоциклов, тогда после усовершенствования стал получать 1,2х руб. Прибыль составила 10%,
1,2х * 0,1 = 0,12х рублей. Увеличение выручки будет составлять 12%, что составляет 37,5 млрд. рублей, Значит, 37,5 : 0,12 = 312,5 млрд. руб.
Ответ: 312,5 млрд. рублей.
Комментарии к задаче: на производстве стоимость продукции не снижают, а увеличивают, получая большую прибыль.
Задача 7. За счет сокращения потерь сырья и материалов хлебозавод планирует в 2009 году сэкономить муки на 400 000 руб. Определите прибыль завода после реализации сверхплановой продукции, если 1кг муки стоит 16 руб., на выпечку одного батона идет 400 г муки, а батон стоит 14 руб.
Решение. 400 тыс. руб. : 16 = 25 тыс. кг муки
25 000 000г : 400г = 62 500 батонов
62500 * 14 = 875 000 руб. получили от продажи
875 тыс. руб. - 400 тыс. руб. = 475 тыс. руб. прибыль
Ответ: 475 тыс. рублей.
Комментарии к задаче: хлебный завод при больших запасах муки получает прибыль, т.к. в течение года цена на хлеб постоянно растет.
6. Домашнее задание. Составить 2 задачи на "свой" бизнес.
7. Итог занятия. Прочитайте высказывания сегодняшнего занятия. Справедливы слова? Значит, успех в бизнесе зависит от ваших знаний, эрудиции, информированности, умения решать задачи. Желаю вам успехов!
Разрабатывайте ваш бизнес - план сегодня, не откладывайте в дальний ящик!