Знакомство с буквой М. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить учащихся с согласными звуками [м], [м'], и буквами М, м
  • развивать умение давать характеристику звукам таердым, мягким, формировать навык чтения вслух;
  • развивать речь, память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: учебник "Азбука" В.Г.Горецкий, рисунок Незнайки, рисунок буквы М, звуковой пенал, фотоальбом (половинка тонкой тетради).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Работа над темой урока

1. Речевая разминка (работа со скороговоркой)

Любит маленький Марат, мармелада аромат.

Учитель произносит 1 раз весь текст сороговорки, четко проговаривая все слова, затем вместе разбирают значения некоторых слов.

- Ребята, скажите, какие слова вам непонятны?

- Объясните, что значит Марат? (имя мальчика)

- Что такое мармелад?

- Кто скажет, что обозначает слово "аромат"? (приятный запах)

Затем все вместе повторяют скороговорку за учителем несколько раз медленно, чтобы запомнить ее. Потом ускоряют темп.

- Ребята, кто попробует сам произнести скороговорку быстро и четко? (по желанию 2-3 ученика)

2. Дыхательная гимнастика

- Сегодня мы с вами вместе с буквой "А" покатаемся на Американских горках. Что такое "Американские горки"? (аттракцион с высокими горками, там страшно, поэтому все кричат)

- Как будет кричать буква "А"?

- Набираем побольше воздуха через нос и кричим "А-а-а". Но когда едем вверх, то кричим тихо и медленно, а когда вниз, то громко и быстро. Попробуем?

(Учитель показывает рукой направление движенияи, все вместе на выдохе кричат.)

3. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нашей помощи, поможем ему?

- Он начал читать слова, но появилась буква, которую он еще не знает. Чтобы она ему не мешела, Незнайка закрыл незнакомку карточкой. Но тогда читать вообще не смог - слова не складывались. Поможем ему прочесть слова и определить, как нужно читать незнакомку?

(на доске написаны слова, дети читают слово, вставляют букву.)

  • __алина,
  • __арина,
  • __олоко,
  • __орковь.

- С какой же буквой еще не знаком Незнайка? (буква М)

- Как вы думаете, какая у нас тема урока? (ответы детей)

- Чему мы должны сегодня научиться? (ответы детей)

4. Знакомство с новой буквой.

Учитель вывешивает на доску рисунок буквы М

- На что похожа буква М? (ответы детей)

Вот качели - буква М.

Здесь качаться можно всем!

- Какие звуки обозначает буква М?

- Звук [м] - он какой? (согласный, твердый)

- Охарактеризуйте звук [м']. (Согласный мягкий)

- Когда буква М будет обозначать мягкий звук? (Если после нее стоят буквы е, и)

- Определите, пожалуйста, эта буква обозначает звуки звонкие или глухие? (дети закрывают ушки и произносят звуки [м], [м'], ответы детй)

Медвежонок букву М нашёл,
Мама сказала, как хорошо,
Молоко и мёд - друзья -
Без буквы М никак нельзя.

- Какие еще слова вы знаетенабукву М? (ответы детей)

- А в каких словах она стоит всередине? (ответы детей)

5. Работа по учебнику.

Страницы 85-87

Читаем слоги, слова, тексты с буквой М.

А) - Какие слова написал Рома?

- Почему слово Москва он написал с заглавной буквы?

- Придумайте с другом рассказ о Москве. (Работа в парах)

Б) - Назови героев рассказа "Утром". Придумай конец рассказа.

- Расскажи о своем дне.

В) - Какие слова написаны в тексте "Мурка" с заглавной буквы? Почему?

Г) - Расскажи, что делали Максим и Ира в тексте "Кролики"?

6. Физминутка

Мы по лесушли, шли, шли,
Грибок нашли.
Сели, сорвали, в кузовок положили.
Мы по лесушли, шли, шли,
Грибок нашли.
Он красный, красивый с белыми точками:

- Ах, мухомор, выбросим.

(Можно менять картинку и продолжать фантазировать на тему леса: зайца увидели - изображаем, как скачет зайка; за ним охотится волк - волка изображаем, и т.д.)

7. Творческое задание.

Мамина буква, как вы не смотрите,
Самая красивая в нашем алфавите,
Букву М нам надо знать,
Чтобы Маму к нам позвать.

- Ребята, Незнайка тоже нам принес свой рассказ о маме, но по дороге растерял слова. Помогите ему составить рассказ с оставшимися словами:

  • Молоко
  • Масло
  • Кот
  • Сумка
  • Сосиски
  • Мама

8. Работа со схемами

- Достаньте свои звуковые пеналы и составьте схемы слов, которые нам принес Незнайка.

9. Работа в тетради.

- Ребята, мы с вами нашли новую букву, чтобы ее запомнить, давайте сфотографируем и добавим в наш фотоальбом. Приготовьте свои звукофоты (дети складывают пальчиками квадратик и прикладывают к глазику).

- Готовы? Я произношу слово, а вы фотографируйте новый звук:. МЫШОНОК.

- Сфотографировали, а вот посмотрите, какие замечательные фотографии получились. (Раздаю изображение буквы М, вклеиваем в альбом)

- Ребята, давайте ей нарисуем красивую одежду. Какого цвета должна быть наша буква? Почему? (синего или заленого, обозначает твердый или мягкий звкуи)

- Раскрасьте ее.

III. Рефлексия и подведение итога.

- Ребята, напомните Незнайке, скакой буквой мы сегдня познакомились, что о ней узнали.

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Если вы хорошо работали на уроке, активно поднимали руку и отвечали, то нарисуйте улыбающийся смайлик, а если вы ничего не делали, то грустный смайлик.

- Молодцы! Сегодня у всех веселые рожицы! Вы действительно все хорошо и активно работали на уроке, поэтому Незнайка дарит вам на память рисунок этой буквы, но он черно-белый. Если захотите, потом сделаете его цветным и ярким. Незнайка теперь тоже запомнит букву М и научится ее читать. Спасибо вам за урок!

Используемая литература.

  1. В.Волина. Азбуковедение. Москва, "Омла-пресс", 1999

Рисунки взяты с сайтов.

  1. Kind-lend.ru
  2. Raskraska.ucoz.ru
  3. Mambulus.ru