Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Путешествие в Звукаринск"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • обобщение знаний о звуковом составе слова;
  • дифференциация понятий "гласные и согласные звуки"
  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение словаря по лексической теме "Транспорт",
  • развитие мелкой моторики пальцев рук
  • развитие внимания; мышления

Оборудование:

  • куклы Крош, Нюша,
  • аудиозапись песенки из м/ф "Паровозик из Ромашково";
  • воздушные шары красного и синего цвета;
  • картинки: паровозик, сказочный город

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придут гости. Покажем им, что мы умеем и чему научились. А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо

Плавно, громко говорим и , конечно,- не спешим.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Поможем нашим язычкам правильно произносить звуки. Разомнем его.

Угадайте, какой звук я хочу сказать:

(дети угадывают звук по артикуляции : А, О,У,И,Ы )

3. Ребята отгадайте загадку. Кто это? Что за сказочный герой? (Загадка про Кроша )

Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же... (Крош)

- Из какого мульфильма? - (Смешарики)

- А каких героев вы еще знаете? (Нюша, Ежик, Бараш, Лосяш и др.)

- Сегодня у нас в гостях Крош и Нюша. и они приглашают нас в путешествие в необычный город под названием Звукаринск.

4.- На чем можно поехать в этот город? (дети называют разные виды транспорта)

- Как их можно назвать одним словом? (Транспорт)

- А каким словом называется транспорт, который передвигается по рельсам? (железнодорожный)

- Назовите железнодорожный транспорт. (дети называют)

- А мы поедем на паровозике из Ромашково! Занимайте места в поезде! Поехали!

(звучит песенка из м/ф "Паровозик из Ромашково")

- А чтобы не скучать в дороге, Нюша будет загадывать загадки, а вам их нужно отгадать и назвать первый звук.

Загадки:

1)

Сам - алый, сахарный;
кафтан - зеленый. бархатный. (арбуз)
Первый звук _А

2)

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками.
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может .. (удочка)

3)

Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы).

4)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает, и колется колко
А называют кораблик - .......(иголка)

- Какие звуки мы назвали? (Гласные.) А какие еще звуки бывают?) согласные) Молодцы! Можем отправляться дальше. Наш паровозик остановился на станции Слоговая.

5. Станция Слоговая.

- Если я скажу сначала звук А, а потом Ш. Какой слог получится? - (АШ)

О+С = ОС У+М=УМ
С+О=СО М+У=МУ

 - Отгадайте загадку и разделите отгадку на слоги:

1)

Нас ты видишь каждый день
В книжке на странице,
Нам ни капельки не лень
В строчки становиться. - (Буквы).

- Какие гласные встретились в слове? ( У,Ы)

- Сколько слогов? Как узнали?

2)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет.
(карандаш) -

- Какие гласные встретились в слове? (а,а,а)

- Молодцы! Наш паровозик едет дальше.

6. Станция "Физкультурная"

- А теперь мы приехали на станцию Физкультурная.

Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)
По ровненькой дорожке
Пусть попляшут наши ножки.
Пусть попляшут наши ножки
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки.

- Едем дальше!

 7. Станция "Доскажи словечко"

- Ребята! Нюша просит у вас помощи. У нее перепутались слова. Надо ей помочь.

- Неизвестно, что случилось, только буква -озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.

1)

На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на головы надели.

2)

Десять долгих дней подряд
Айболит лепил ребят.

3)

Тачки по небу плывут,
Люди зонтики берут.

4)

Чтоб добежать до сада,
Надуть сапожки надо.

5)

Тихо сумерки ложились
Кошки в воздухе кружились...

- Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.

8. Станция "Сюрпризная".

- Ребята, наш паровозик прибыл на станцию "Сюрпризную". Здесь нас ожидает сюрприз.

- Отгадайте загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз,
Цвет - любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит под небеса. (воздушный шар)

(воспитатель вносит шары синего и красного цвета)

- Ребята! Эти шары не простые, а волшебные . Они дружат только со звуками. Если вы вытяните шар красного цвета, то нужно назвать гласный звук, а если - синего цвета, то назовите согласный звук.

(Дети по одному вытягивают за ниточки шары и называют звуки)

9. Итог.

- Поезд прибыл на конечную станцию в город Звукаринск. А кто живет в этом городе? (Звуки и буквы)!

- А кто вместе с нами путешествовал? (Крош и Нюша)

- Город Звукаринск - очень большой и интересный, и в следующее путешествие мы отправимся по этому замечательному городу.