Цель: повысить мотивацию учащихся к изучению предмета музыкальная литература.
Задачи:
- Выявить знания детей по предмету.
- Развить умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
- Дать возможность учащимся проявить творческую активность.
Оборудование:
Компьютер, проектор, микрофоны, листы, ручки, карандаши для конкурсов, предметы для шумового оркестра (ложки, бубны, стаканы с водой и т д.), таблички и оценочные листы для жюри.
Ход встречи
До начала в зале звучат записи детских песен.
В назначенное время звучат позывные телевизионной игры КВН и на сцену выходит ведущий. Он приветствует гостей и приглашает команды занять свои места.
Далее ведущий представляет жюри и объясняет, что музыкальный КВН состоит из нескольких этапов: разминки, конкурса капитанов и состязания команд. Победит та команда, которая по итогам конкурса наберёт наибольшее количество баллов.
Примечание.
Итоги объявляются по окончании каждого этапа. Во время работы жюри выступают учащиеся ДШИ с концертными номерами. Команда-победительница получает памятные медали. Все участники игры получают сладкие призы и в конце встречи фотографируются на память.
Вопросы для разминки команд.
Задание 1 "Правда ли, что...".
Условие:
Ведущий начинает свой вопрос со слов "Правда ли, что..."
(Команды отвечают на вопросы по очереди. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Каждый игрок команды должен ответить на один вопрос ведущего.
Вопросов следует приготовить столько, сколько участников в двух командах.)
Вопросы участникам игры.
- Концерты симфонической и вокальной музыки звучали на вокзале в одном из пригородов Петербурга (да).
- В увертюре оперы "Севильский цирюльник" использованы фрагменты из другой оперы композитора (да).
- Стихи и музыка романса "Я помню чудное мгновенье" посвящены одной женщине (нет).
- Н. Римский-Корсаков написал симфонию в кругосветном плавании (да).
- Один из поклонников подарил Н. Паганини скрипку работы Гварнери делъ Джезу (да).
- Роль кухарки в опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" исполняет мужчина (да).
- Колокольный звон называется малиновым, потому что он сладко звучит (нет).
- Г. Малер был оперным композитором (нет).
- К. Дебюсси был домашним учителем детей Н. Ф. фон Мекк (да).
- В. Моцарт бывал в России (нет).
- К. Сен-Санс писал музыку к кино (да).
- В балете "Щелкунчик" поют (да).
- На гербе Ирландии изображена арфа (да).
- Изобретатель дверей на фотоэлементах создал музыкальный инструмент терменвокс (да).
- К. Монтеверди, служа у герцога Гонзаго, участвовал в военных походах против турок (да).
- Катерино Кавос написал оперу "Иван Сусанин" (да).
- Банк, в котором Дж. Верди хранил деньги, собирает и издает материалы, связанные с жизнью и творчеством композитора (да).
- В "Старинной французской песенке" П. Чайковский использовал народную французскую песенку XVI века "Куда же вы ушли?" (да).
- А. Вивальди, будучи музыкальным руководителем женской консерватории, преподавал пение, игру на клавесине, скрипке, флейте, гобое, генерал-бас и контрапункт (да).
- Скэт - это пение без текста, на отдельные слоги (да).
- Элтон Джон написал мюзикл "Аида" (да).
- В VII-VI веках до н. э. хором называли поющую и танцующую группу исполнителей (да).
- Сальвадор Дали писал сценарии и декорации для балетов (да).
- Гвидо из Ареццо использовал для записи нот 4 разноцветные линейки (да).
- Каждый год в Альберт-холле (в Лондоне) зрители покупают билеты концерт "Мессии" Г. Генделя, берут ноты и сами исполняют все хоровые партии (да).
- Д. Шостакович использовал в партитуре оперы "Нос" балалайки (да).
- Балет Д. Шостаковича "Золотой век" сначала назывался "Динамиада" (да).
- Ж. Бизе работал над оперой "Иван Грозный" (да).
Задание 2 "Музыкальная шкатулка".
Условие:
Определите произведения и авторов прозвучавших в записи музыкальных фрагментов.
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
(Фрагменты предлагаются командам по очереди. Если команда не отвечает или даёт не правильный ответ, то команда соперников может предложить свой вариант.
Для прослушивания предлагаются следующие фрагменты:
- Ж.Бизе. "Кармен". Антракт к 3 действию.
- И.С.Бах. Оркестровая сюита. Шутка.
- С.Прокофьев. "Петя и волк". Тема Птички.
- Х. Глюк. "Орфей". Мелодия.
- В.А.Моцарт. "Волшебная флейта". Тема Флейты.
- К.Дебюсси. "Послеполуденный отдых Фавна".)
Задание 3 "Кто быстрее".
Условие:
Какая команда быстрее назовёт авторов программных произведений, названия которых представлены на экране.
Правильный ответ оценивается в 1 балл
(На экран выводятся названия следующих произведений:
- "Детский альбом" (П. Чайковский)
- "Картинки с выставки" (М. Мусоргский)
- "Времена года" (П. Чайковский)
- "Карнавал животных" (К. Сен-Санс)
- "Пер Гюнт" (Э. Григ))
Вопросы для конкурса капитанов.
Задание 1 "Музыкальная задача"
Условие:
Капитанам необходимо решить музыкальную задачу.
Правильный ответ оценивается в 2 балла
(Ведущий предлагает капитанам задачи по очереди).
Вопросы капитанам:
- Сколько роялей в фортепианном квинтете? (Один)
- Как называется вокальный коллектив из 9-ти и более человек? (Хор)
- В вальсе, мазурке, полонезе, сарабанде, куранте, менуэте их три. Кто это - они? (Доли)
- Как называется инструментальный жанр, в котором, по словам Чайковского, "маленький, но сильный духом солист борется со своим огромным, неисчерпаемым в красках, соперником". (Концерт)
- На сцену вышли 17 музыкантов, двое ушли, трое поднялись из зала, шестеро спустились с балкона. Сколько всего человек осталось на сцене в квартете? (Четыре)
- У нее их было несколько. Гайдн одну добавил. Шуберт две убрал. Пришел Берлиоз и одну добавил. Малер сначала одну добавил, потом две убрал. Моцарт и Бетховен ничего не трогали. Сколько же их должно быть? И кто это она? (Симфония. Четыре части)
- Вспомните, с творчеством каких композиторов связаны цифры, представленные на экране.
(Это вопрос для двух капитанов. На экране цифры 4, 6, 9, 13,15, 24, 26, 32, 41, 104, 555, 600. При правильном ответе, цифра с экрана исчезает. Ответы оцениваются в 3 балла
Ответы:
4 симфонии И. Брамса, 6 симфоний П. Чайковского, 9 симфоний Л. Бетховена, 13 опер Р. Вагнера, 15 опер Н. Римского-Корсакова, 24 прелюдии фуги И.С. Баха, 24 прелюдии Ф. Шопена, 26 опер Дж. Верди, 32 сонаты Л. Бетховена, 41 симфония В.А. Моцарта, 104 симфонии Й. Гайдна, 555 сонат Д. Скарлатти, 600 песен Ф. Шуберта).
Задание 2 "Угадай, кто это?"
Условие:
Прослушать фрагмент произведения и назвать, какой герой произносит эти слова.
Правильный ответ оценивается в 3 балла
(Для прослушивания предлагаются следующие фрагменты:
- "Что день грядущий мне готовит..." (П. Чайковский. "Евгений Онегин". Ария Ленского).
- "Ты взойдёшь, моя заря..." (М. Глинка. "Жизнь за царя". Ария Сусанина).
- "Тяжка десница грозного судьи..." (М. Мусоргский. "Борис Годунов". Монолог Бориса).
- "О, дайте, дайте мне свободу..." (А. Бородин. "Князь Игорь". Ария князя Игоря).
- "Полна, полна чудес могучая природа..." (Н. Римский-Корсаков. "Снегурочка". Каватина Берендея).
- "Ах, прошло то время, время золотое..." (А. Даргомыжский. "Русалка". Ариозо Наташи).
- "Рассказать, объяснить не могу, как, волнуясь, страдая, тоскуя..." (В. Моцарт. "Свадьба Фигаро". Ария Керубино).
- "Грустно мне, родитель дорогой, как во сне мелькнули дни с тобой..." (М. Глинка. "Руслан и Людмила". Каватина Людмилы).
- "Высота ль, высота поднебесная..." (Н. Римский Корсаков. "Садко". Песня Садко).
- "На воздушном океане без руля и без ветрил..." (А. Рубинштейн. "Демон". Романс Демона)).
Задания командам.
Задание 1 "Кто есть кто?"
Условие:
На экране представлены портреты композиторов. Каждый портрет имеет свой номер. Под портретом написаны фамилии композиторов. Почти все подписи не соответствуют фотографиям. Необходимо восстановить справедливость. Время на выполнение задания - 5 минут.
(Команды работают одновременно. Участники на листочках пишут номер портрета и правильную фамилию композитора. Каждая правильная запись оценивается в 1 балл. Дополнительный бал даётся команде, первой закончившей работу. (Приложение 1)
Листы с ответами сдаются жюри. Ведущий предлагает всем познакомиться с правильными ответами.
Правильные ответы:
1. Боккерини. 6. Черни 11. Малер. 2. Гендель. 7. Р. Штраус. 12. Шопен. 3. Глюк. 8. Брукнер. 13. Шуберт. 4. Бах. 9. Гуно. 14. Россини. 5. Пуччини. 10. Вебер.
Задание 2 "Знатоки"
Условие:
Определить, каким прекрасным дамам принадлежат следующие темы. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
(Для прослушивания предлагаются следующие фрагменты:
- Антонида. М. Глинка. Опера "Жизнь за царя".
- Сюзанна. В.А. Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро".
- Горислава. М. Глинка. Опера "Руслан и Людмила".
- Ярославна. А. Бородин. Опера "Князь Игорь".
- Наташа. А. Даргомыжский. Опера "Русалка".
- Татьяна. П. Чайковский. Опера "Евгений Онегин".
- Снегурочка. Н. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка".
- Джульетта. С. Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта".
- Людмила. М. Глинка. Опера "Руслан и Людмила".
- Розина. Дж. Россини. Опера "Севильский цирюльник").
Задание 3 "Все артисты"
Условие:
Используя подручный материал, необходимо создать шумовой оркестр из всех членов команды и исполнить любую русскую народную песню.
Максимальная оценка - 3 балла
(Во время подготовки команд, проводится музыкальная игра с залом).
Задание 4 "Музыкальные иллюстрации"
Условие:
Подобрать музыкальные иллюстрации к картинам, представленным на экране.
На подготовку командам даётся 5 минут. Затем каждая команда представляет свои ответы. Оценка - 3 балла.
Предлагаемые произведения
- В. Васнецов. "Богатыри". - А. Бородин. "Богатырская" симфония № 2.
- В. Васнецов. "После побоища князя Игоря с половцами". - А. Бородин. Опера "Князь Игорь".
- А. Куинджи. "Березовая роща". - Русская народная песня "Во поле береза стояла".
- И. Айвазовский. "Сотворение мира. Хаос". - Й. Гайдн. Оратория "Сотворение мира".
- М. Врубель. "Царевна-Лебедь". - Н. Римский-Корсаков. Опера "Сказка о царе Салтане".
- В. Тропинин. "Старый солдат". - А. Даргомыжский. Романс "Старый капрал".
- В. Тропинин. "Девочка с куклой". - П. Чайковский. "Детский альбом". "Новая кукла"
- В. Васнецов. "Кащей Бессмертный". - П. Римский-Корсаков. Опера "Кащей Бессмертный"
- Н. Рерих. "Заморские гости". - Н. Римский-Корсаков. Опера "Садко" (заморские гости).
- И. Шишкин. "Среди долины ровныя". - Русская народная песня "Среди долины ровныя".
Ресурсы
- Балашша И., Галл Д. Путеводитель по операм: В 4т. М., 1993.
- Бугаева З. Весёлые уроки музыки в школе и дома. Донецк, 2002.
- Великович Э. Великие музыкальные имена. СПб., 2002.
- Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. М., 1991.
- Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство. М., 1984.
- Ильичёва А., Иосиф Б. Европейская музыка XX века. М., 1988.
- Книга о музыке / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988.
- Столова Е., Кельх Э. Музыкальный детектив. СПб., 2006.
- Шедевры мирового оперного искусства / Сост. М.С. Друскин. Киев, 1991.
- Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971.