Конспект занятия по развитию речи на тему "Скворцы прилетели"

Разделы: Работа с дошкольниками


Примерный конспект игры-занятия по развитию речи во второй младшей группе "Скворцы прилетели"

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы (развитие речи, коммуникация, социализация)

Цели:

  • Образовательные: формирование умения с помощью вопросов называть изображение на картине, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ, обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.)
  • Развивающие: пополнять словарь детей существительными, закреплять умение согласовывать слова в роде и числе с прилагательными. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков.
  • Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.

Предварительная работа: рассматривание картины "Весна", изображения перелетных птиц, рассматривание изображения скворца, беседа о перелетных птицах, разучить игру "Займи скворечник".

Словарная работа: скворец, скворечник.

Атрибуты: картина, изображающая мальчика и девочку, вешающих скворечник, магнитная доска, атрибуты к игре "Займи скворечник".

Ход деятельности

- Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?

(Предположения детей)

- А может, она хотела сообщить, что пришла весна? Какое время года настало?

(Ответы детей)

Стало солнце пригревать Поднять ладошки вверх
Стали капельки стучать
Капля - раз, капля - два, Пальцем стучать по ладони медленно
Капли медленно сперва
Поскорей, поскорей, Хлопать в ладоши быстрее
Все быстрее и быстрей.
А потом, потом, потом Хлопки быстрее
Все бегом, бегом, бегом
Побежали ручейки
Их попробуй догони.

 - А с весной к нам вернулись из теплых стран перелетные птицы: грач, ласточка, скворец.

Все теплее воздух вешний,
Светит солнце сквозь туман.
И скворец в свою скворечню
Прилетел из далеких стран.
Уж тает снег, бегут ручьи,
Уж солнце жарче греет...
"Весна идет", - поют скворцы,
Сверкая опереньем. 
(Галеев Марат)

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о скворце.

В: А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?

Д: Девочку и мальчика.

В: Что делает мальчик?

Д: Вешает скворечник.

В: А что делает девочка?

Д: Помогает мальчику, подает молоток.

В: Правильно, мальчик вешает скворечник, а девочка помогает мальчику, подает инструменты. Мальчика зовут Миша, а девочку - Таня.

Как вы думаете, зачем мальчик и девочка вешают скворечник?

Д: Чтобы там жили птицы - скворцы.

В: Правильно, это домик для скворцов. Называется скворечник. Как вы думаете, кто сделал этот скворечник?

Д: Папа.

В: А что это зеленеет на дереве?

Д: Листочки.

В: Правильно, весной, когда прилетают скворцы, начинают распускаться листья на деревьях. Когда начинают распускаться листья, Настя? прилетают скворцы?

Д: Весной.

В: Значит на картине изображена весна. Как одеты девочка и мальчик?

Д: На девочке Тане - красная курточка, гамаши и ботинки, а на мальчике - зеленая курточка, синяя кепочка, брюки и ботинки.

В: Почему дети одеты тепло?

Д: Потому что холодно.

В: Правильно, весной еще прохладно и нужно одевать курточки, шапки и ботинки. А кто летает рядом с детьми.

Д: Скворцы.

В: Они радуются, что скоро у них будет дом. А теперь, дети, послушайте рассказ как Миша и Таня вешали скворечник.

Наступила весна. Солнце стало греть сильнее. Снег стал таять. На дорогах распустились листья, а на земле вылезла молодая зеленая травка. С приходом весны прилетели скворцы. Дети решили помочь птицам.

Еще зимой папа Миши и Тани сделал скворечник. Миша и Таня оделись потеплее: куртки, теплые гамаши, шапки и ботинки и пошли в парк вешать скворечник на дерево.

Миша вешает скворечник, а Таня ему помогает - подает инструменты. Дети заботятся о птицах.

Скворцы рады. У них скоро будет новый дом.

- А теперь, ребята, поиграем с вами в игру "Займи скворечник"

(На полу разложены кружки. Это скворечники. Их должно быть на 2 - 3 меньше, чем детей. Дети сидят на стульчиках.)

В:

Скворушки, скворушки,
Черненькие перышки!
Вы хотите полетать,
Свои крылья поразмять?

Д: Да, хотим! Дети бегают врассыпную.

В: Раз, два, три

Домик свой скорей займи!

- Молодцы, ребята! Что нового, интересного вы узнали?

Примерный конспект игры-занятия по развитию речи во второй младшей группе "Замечательные цветы"

Интеграция образовательных областей: Коммуникации, чтение художественной литературы (развитие речи, коммуникация, социализация)

Цели:

  • Образовательные: формировать умение детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по опорной схеме, правильно называть цветы, сравнивать их по величине, цвету,
  • Развивающие: закреплять произношение звуков [Ш], [З], [Ж], развивать артикуляционный аппарат.
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, родному краю.

Словарная работа: Красивые, первоцветы, листья, стебель, цветок.

Предварительная работа: Рассматривание альбома с цветами, чтение стихотворений о цветах.

Атрибуты: Корзина с цветами, схема цветка, мнемодорожка для рассказывания о растении, картинка бабочек, запись музыки для релаксации.

Ход деятельности

Воспитатель заносит в группу корзину цветов.

- Ребята, посмотрите, какие красивые цветы у нас в корзине. Нам их подарила весна.

Где же цветики,
Где цветочки мои,
Незабудочки,
Голубые цветы?

Вот они, вот они,
Голубые цветочки,
Голубые цветочки,
Незабудочки.

Где же цветики,
Где цветочки мои
Маки красные?

Вот они, вот они,
Ярко - красные цветы
Ярко - красные цветы
Маки красные!

Рассмотрим их внимательно.

- Какого цвета цветы? (Красного, желтого. синего).

- Какого размера цветы? (Большие и маленькие).

- Значит цветы разные или одинаковые? (Разные).

- Ребята, вы знаете, что цветы похожи на людей чем - то? Ночью цветы засыпают и лепестки закрываются, как наши глаза, а утром цветы просыпаются и раскрывают лепестки, как наши глаза.

Пальчиковая гимнастика "Цветы"

Наши алые цветы распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.

- Ребята, а что же у цветов одинаковое? (Листья, стебли зеленые).

- Выберите себе цветок, который вам больше всего понравился, и расскажите всем ребятам о своем цветке.

(Дети по желанию рассказывают о цветке, используя схему)

- Ребята, а сейчас цветочная фея превратит вас всех в цветы.

- А теперь встаньте в круг и соберем из цветков большой венок. Красивый у нас получился венок? Придумайте много разных слов про цветы. Какие у нас цветы?

(Большие, маленькие, красные, желтые, синие, белые, красные, яркие, красивые и т. д.)

- Давайте закроем глазки и представим, что мы на полянке.

(Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение М Карима)

Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду.
Говорят цветы мне:
"Здравствуй, здравствуй!",
Легкие головки наклоняя...
Нет цветов таких на всей планете -
Я прошёл по ней, я это знаю!

- А теперь понюхаем, как пахнут цветы.

(Дыхательная гимнастика)

- Вдруг подул ветер. Как шумит ветер? (Ш - ш - ш - ш)

Цветы наклонились в одну сторону, потом в другую.

- Ветер стал еще сильнее дуть, (У - у - у).

- И опять ветер стал тихим, зашумел. (Ш - ш - ш - ш)

- Увидели красивые цветы разные насекомые. Сначала прилетели комарики. Запищали. (З - з - з)

- А потом прилетели жуки, зажужжали. (Ж - ж - ж)

А потом прилетели бабочки. Они тихо посидели на цветах...и улетели.

Потом все насекомые улетели, а красивые цветы остались.

Конспект игры-занятия по развитию речи в средней группе "Во саду ли, в огороде"

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы (коммуникация, социализация, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы)

Цель:

  • Образовательные: познакомить со стихотворением Ю. Тувима "Овощи", уточнить представление об овощах. Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
  • Развивающие: расширение и активизация словаря по теме, развитие фонематического восприятия, связной речи, развитие зрительного внимания, мелкой моторики, координации речи с движением.
  • Воспитательные: воспитывать усидчивость, воспитание заинтересованного отношения к окружающей природе.

Атрибуты: изображение дерева, земли, картинки с изображением овощей и фруктов, магнитная доска, листы для индивидуальной работы, карандаши.

Предварительная работа: рассматривание картины с изображением огорода, целевая прогулка на огород, в сад, лото "Овощи - фрукты".

Словарная работа: овощи, фрукты, сад, огород.

Ход деятельности

- Ребята, кто мне скажет, какое время года пришло?

(Ответы детей)

- Правильно, наступила осень. И как у всякого времени года, у осени есть свои подарки для ребят. Какие это подарки?

(Ответы детей)

- А теперь послушайте стихотворение:

По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла,
И зверятам, и ребятам -
Всем подарки принесла.

Дидактическая игра "В саду - на огороде"

(На доске укреплен слева - контур дерева - это сад, справ полоса земли - это огород.)

- Ребята, это огород и сад. В саду растут фрукты, а на огороде - овощи.

Какие овощи вы знаете? Фрукты?

(Ответы детей)

- Сейчас я покажу картинку. Тот, кого я спрошу, назовет, что на ней нарисовано, и скажет, куда картинку поместить: туда, где сад, или туда, где огород".

- Катя, что это? Куда поставить картинку? Правильно. Справа, туда, где огород (сад).

(Последовательно предъявляется яблоко, свекла, морковь, огурец, груша, слива, капуста, горох).

- Правильно, ребята, слева - фрукты, справа - овощи. Фрукты растут в саду, овощи - на огороде.

Теперь расскажем, как мы умеем солить капусту.

Пальчиковая гимнастика "Мы капусту..."

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту трем, трем,
Мы капу солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

- Ребята, а что можно еще приготовить из овощей?

(Ответы детей)

Правильно, и вкусный суп тоже. Послушайте стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!...
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?,
Горох?
Петрушку иль свёклу?
Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!...
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!...
И суп овощной оказался не плох!

(Одновременно воспитатель иллюстрирует рассказ изображениями указанных овощей )

- Ребята, какие овощи купила хозяйка на базаре?

(Ответы детей)

А теперь мы сами рассортируем овощи и фрукты.

На тарелку сложите овощи, в вазочку - фрукты, а в корзинку - дары леса.

(Дети выполняют задание)

- Молодцы, ребята.

А теперь поиграем.

Подвижная игра "Огуречик".

Цель закрепить знания детей об овощах, способствовать двигательной активности.