Классный час "Этическая грамматика"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • расширить представление детей о правилах этикета;
  • развивать умение правильно оценивать себя и других;
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
  • формировать у ребят коммуникативные компетенции.

Ход классного часа

I. Мотивация к занятию (беседа).

- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных?

- Часто в нашей жизни встречаются люди дикие и культурные. Чем они отличаются?

- С каким человеком вам приятнее общаться?

II. Что такое этикет? Кто здоровается первым?

Правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета много: правила поведения за столом, в гостях, в театре, на уроках.

Культурный человек - это человек, который знает и выполняет правила этикета.

В России первые правила поведения были записаны в книге "Домострой". "Домострой" учил "не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла". Есть в Домострое и такое золотое правило: "Чего сам не любишь, то и другим не делай".

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте рассказ "Кто здоровается первым?"

"В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димки встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор".

- А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? (Ответы детей)

Выводы:

- Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

- Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

- Девочки должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но даже, если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь послушайте продолжение этого рассказа.

"На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. "Здравствуйте, баба Катя!2 - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: "Здравствуйте, Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: "Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего." Расстроенный, Димка пошел к 5Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию"

- Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена? (Ответы детей)

Выводы:

Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил этикета:

- Первым протягивает руку для рукопожатия всегда старший, а не младший.

- Первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не делает, то здороваться за руку с ней не надо.

- Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положения, не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

III. Задачи на вежливость.

В вежливости, предупредительности, тактичности проявляется доброжелательное отношение к людям. Надо знать определенные правила этикета в гостях, уметь принимать гостей.

Сценка "Виктор пришел в гости"

Игорь. Знаешь, Витя приходи ко мне сегодня в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Диски послушаем.

Виктор. Ладно, приду.

Игорь. Видимо, Виктор не придет, что-то задержало (Смотрит на часы).

(В семь часов резко и сильно зазвенел звонок. Игорь пошел к двери.)

Виктор. Привет. Это я.

Игорь. Добрый вечер, заходи. Уже 7 часов, я перестал ждать тебя.

(Виктор отправился бродить по квартире, трогая то одну, то другую вещь)

Виктор. Сколько стоит? А это где покупал? (Открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину)

Игорь. Витя, садись пить чай.

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А там конфеты, что ли? Давай их сюда ко мне поближе. Я знаешь, как сладенькое люблю.

Виктор. (наевшись) Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. Конфеты у тебя вкусные. А диск с этим фильмом я возьму посмотреть. Я его еще не видел. Отдам как-нибудь.

Обсуждение:

- Правильно ли вел себя Виктор?

- Какие невежливые моменты в его поведении вы заметили?

- Хотели ли вы иметь такого гостя?

Сценка "Рома встречает гостей"

(Утро. В квартиру Ромы кто-то позвонил. Он открыл дверь и увидел одноклассника Олега.)

Рома. А, это ты! Заходи и подожди меня. Мне еще нужно закончить завтрак и положить учебники в портфель.

(Олег остался в коридоре возле дверей)

Отец Ромы. Что же ты, сын, заставляешь гостя стоять? Предложи ему войти и присесть.

Рома. Да, что с ним случиться? И так постоит.

Обсуждение:

- Чье поведение вам не понравилось? Почему?

- Как следовало поступить Роме?

Чтобы подобное не случилось с вами, послушайте, как надо принимать гостей, как вести себя в гостях, как вести себя за столом. (Выступления 2-3 учащихся).

- Ребята, а всегда ли вам удается при любых ситуациях оставаться культурными и вежливыми?

Предлагаю вам анкету.

Анкета "Считаешь ли ты себя культурным человеком?"

Если "Да", то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", а те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком "-".

  • громко кричать
  • драться
  • перебивать в разговоре другого человека
  • списывать из чужой тетради во время контрольной
  • задавать неуместные вопросы
  • свистеть
  • ругаться
  • жадничать
  • сплетничать
  • ябедничать
  • врать
  • навязываться в друзья
  • не обращать внимания, если кого-то обижают
  • молчать, если кто-то совершил плохой поступок
  • приставать к людям с расспросами
  • завидовать кому-то
  • жаловаться на кого-то
  • быть равнодушным к чужой беде.

- Скажите, ребята, какие действия вы отметили "+". Но все-таки встречаются у нас в классе такие ситуации, когда эти действия имеют место.

Я хочу вам прочитать слова Ж.Лабрюйера. "Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди". Как вы понимаете эти слова?

Вывод:

У каждого человека может случиться ситуация, в которой он может оказаться некультурным. Это его не красит. Ведь поведение человека - это зеркало. Как человек ведет себя в обществе: на улице, в школе, за столом, в театре и т.д., так к нему и будут относиться другие. Если уж такая ситуация произошла, то нужно уметь извиниться и учиться соблюдать правила этикета.

Послушайте отрывок из книги И.В.Гете "Из моей жизни. Поэзия и правда"

"...В некоторых вопросах собственного воспитания, право же, не следует огорчаться из-за иных недостатков и далеко ходить за средствами их искоренения, ибо многие пороки человек сам может исправить легко и играючи.

В библиографическом очерке следует говорить о себе. От природы я неблагодарен так же, как и другие люди; на мгновение, рассердившись, я легко могу забыть об оказанной мне помощи и высказать самую откровенную неблагодарность.

Чтобы бороться с эти, я приучил себя постоянно вспоминать, как и откуда получена любая вещь, которой я владею, подарок ли это, купил ли я ее или приобрел путем обмена. Показывая свои коллекции, я вменил себе в обязанность с благодарностью вспоминать людей, благодаря которым ко мне попала та или иная вещь. Таким образом, все вокруг начинает меняться. Дарители воскресают в нашей памяти, с их образами связываются приятные воспоминания. Неблагодарность, грубость становится невозможной, а плата добром за добро - доступной и легкой".

- Прав ли великий немецкий поэт, живший в 17 веке?

IV. Школьный этикет.

- Скажите, а есть ли в школе свои правила этикета? Какие? Нужно ли их выполнять?

Немного напомнят вам правила школьного этикета ваши одноклассники.

2-3 учащихся представляют занимательный школьный этикет.

И для школы, не секрет,
Есть особый этикет.
Он простой, как дважды два.
Ты послушай-ка, сперва,
И веди себя прилично.
Все понятно? Ну, отлично!

Правила эти предельно просты,
Если захочешь, все выполнишь ты,
Кто с этикетом отлично знаком,
В школу приходит не перед звонком.

Снова не выполнил дома задание?
Спишешь - не жди, что прибавятся знания!
Вряд ли подсказкой поможешь ты другу,
Только окажешь медвежью услугу.

Если готов на вопрос отвечать -
Руку поднял, и не надо кричать.
На переменах веди себя тише,
Если все крикнут - обвалится крыша.

Класс - не медвежья берлога зимой,
Хочешь поспать - отправляйся домой.

Голод не тетка, всем это известно,
Только урок - для обеда не место.

Если уроки прогуливать будешь,
Все, что успел изучить, позабудешь.

Если учитель урок объясняет,
Только невежда ему помешает.
Фантики на пол бросать и бумажки
Могут неряхи лишь и замарашки.

Во дворе и школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся -
Это вовсе не пустяк.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия.

Подводя итоги нашего классного часа, хотелось б, чтобы каждый из вас знал правила этикета и постоянно сам боролся со своими пороками.

Литература.

1. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме "Нравственность": 5 класс.- М.: "5 за знания", 2006.- 196с. ("Классному руководителю").

2. Классные часы: 5 класс/ Авт.-сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО, 2010.- 271 с. (Учебный год)

3. Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы/И.П.Максимова.- Изд.3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 347с.: (Библиотека учителя)