Урок-конференция в 8-м классе "Внутренние воды Владимирской области"

Разделы: География


Цели урока:

  • расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах области;
  • познакомить с разнообразием внутренних вод области;
  • рассмотреть значение воды в жизни человека;
  • оценить водные ресурсы края;
  • систематизировать знания об охране пресных вод и их хозяйственном использовании;
  • прививать любовь к родному краю;
  • узнать экологическую ситуацию края;
  • знакомить с профессиями своего города;
  • продолжить учить работать с картами и другими источниками информации.

Оборудование: физическая карта России и Владимирской области; схема "Виды внутренних вод", рисунки, плакаты по теме урока; телевизор и видеоматериал "Земля Владимирская".

Оформление кабинета и доски: стойка с телевизором, доска со схемами и рисунками.

На доске:

1. Дата, тема и цели урока:

- расширить и углубить знания о внутренних водах и их разнообразии в области;

- убедиться в значимости охраны вод и их хозяйственном использовании.

2. Эпиграф.

Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: "Цивилизация - это диалог между человеком и водой".

3. План урока.

1. Внутренние воды как компонент природы.

2. Реки - главные водные артерии области.

3. Озера, их происхождение, значение.

4. Болота - богатство природы области.

5. Подземные воды, их образование, значение.

6. Экологические проблемы внутренних вод края.

7. Значение воды в хозяйственной деятельности человека.

Ход урока

1. Организационный момент. Мы продолжаем знакомиться и изучать родной Владимирский край. И сегодня нам на уроке предстоит плодотворно и творчески поработать, чтобы пополнить свои знания, умения и навыки по теме "Внутренние воды Владимирской области". У нас сегодня урок-конференция, где вы представите нашему вниманию свои поисковые, творческие проекты; обменяетесь впечатлениями от проведенных экскурсий, встреч и совместными усилиями достигнем цели нашего урока. Зачитать цели.

2. Изучение новой темы.

1. Вспомните:

1. Что относится к внутренним водам?

2. Что такое бассейн реки? Определите, к бассейну какого моря относится территория области.

3. Какие озера вы знаете?

4. Какова причина образования болот?

5. Какие воды называются подземными и как они образуются?

6. Как используются реки, озера, болота и подземные воды?

7. Почему их надо охранять?

(Обращаться к схемам.)

2. Слово учителя (актуализация знаний).

О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В.Петряков: "...Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туман - это тоже вода...Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды".

Достаточное увлажнение и разнообразный рельеф области создают обилие рек, озер, болот и подземных вод на ее территории.

Итак, мы начинаем работу на нашей конференции. И заключается эта работа в следующем: у вас у каждого на парте - рабочий материал по нашей области, по которому вы будете находить все виды внутренних вод;

Лист № 1 - конспект, который вы должны будете заполнять по ходу выступлений ваших одноклассников. Подпишите Ф.И. на них.

3. ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ по плану урока. (Приложение 1)

- про реки (прикрепляет знаки портов)

- творческий проект про нашу реку Шитку.

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Наша следующая остановка у озер. Вот что нам подготовили ребята.

- про озера области и нашего города (показ озер на карте).

- стихотворение Минеевой С.В. - учителя русского языка и литературы нашей школы, про озеро Черное. (Приложение 2)

5. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Следующий рассматриваемый водный объект - болота нашего края.

- сообщения и показ мест, где расположены.

6. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Я думаю, что вы догадались о чем будем говорить сейчас, ведь план урока мы соблюдаем. Конечно, это - подземные воды. А у нас собран про них очень интересный и важный материал.

- 2 водозаборные башни, минеральные источники.

7. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды в экстремальных случаях более 8 дней. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая вода, которая составляет около 2% гидросферы. Подземные воды - главные и большие кладовые пресной воды.

Пресная подземная вода - самая лучшая по качеству питьевая вода, прошедшая природную фильтрацию.

А сейчас предоставляется слово группе, которая узнала о водозаборе нашего города.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: (Приложение 3)

- творческие отчеты с фото.

Во Владимире на жителя в сутки более 300 литров воды; в европейских странах 130-150 литров. А у нас?

8. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В воде нуждается не только человек, но и любое предприятие, организация, учреждение, ферма, огород и т.д. Мы с вами совершили экскурсию на одно такое предприятие - ООО "Бупром" - Покров, которое относится к водоемкому производству.

Предоставляется слово представителям этой группы - (творческий отчет с фото, календарь)

9. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Нашему вниманию были предложены проекты, выполненные вашими стараниями. Я думаю, что сегодня каждый себя прочувствовал участником и действующим лицом в жизни всех водных объектов.

Сейчас пришло время поговорить о проблемах экологии, связанные с внутренними водами.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

- сообщения и рисунки о грязных стоках.

10. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В области проводятся мероприятия по рациональному использованию и охране водных ресурсов. Около 200 рек и ручьев взяты под контроль. Введено в практику повторное использование отработанных вод. Отдыхая на природе, туристы должны соблюдать правила природоохранной деятельности.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ изученного материала:

Учитель: Давайте вспомним, с чего начали урок (цели и план урока) и чем закончили. Справились с поставленными задачами, узнали новое о своем крае, можете поделится дома, с друзьями об услышанном на уроке? ХОРОШО.

И мы подошли к главному - к итогу урока. (Приложение 4, 5)

4. ИТОГ УРОКА.

1. Проверьте ваши опорные листы № 1 с записями конспекта нашего урока. Сверьте свои записи с текстом рабочего материала на странице 9.

2. У вас на парте есть еще один лист № 2 - с домашним заданием, просмотрите его внимательно. Каждому рассматриваемому пункту плана урока вам предлагается конкретное задание. Зачитать.

3. За работу на уроке получают "5" все, кто представил выступление и творческий проект.

Поработали сегодня все очень хорошо. Спасибо. Есть у кого-нибудь предложения, особые мнения?

Да! Наши предложения:

1. Весной провести очистку реки Шитка и Черного озера усилиями нашей школы.

2. В школе и дома следить и закрывать краны с водой.

3. Родным, знакомым, соседям рассказать о стоимости воды, каким путем она попадает в наши дома и призвать бережно относится к воде.

5. РЕФЛЕКСИЯ. На столе у каждого есть еще один листок - карточка. Я вас просила принести цветные принадлежности и теперь вам завершающее задание. Отразите свои впечатления об уроке, как это указано на ваших листочках.

А во время ее заполнения вашему вниманию предлагается видео сопровождение о нашем крае. Этот фрагмент для вас будет просто интересной информацией и эмоциональным сопровождением во время заполнения карточки. Анализ результативности данного задания я вам предоставлю на следующем уроке. Их обработает специалист - психолог школы.

ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ - ДОСМАТРИВАЕМ ФИЛЬМ.