Цели урока:
- расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах области;
- познакомить с разнообразием внутренних вод области;
- рассмотреть значение воды в жизни человека;
- оценить водные ресурсы края;
- систематизировать знания об охране пресных вод и их хозяйственном использовании;
- прививать любовь к родному краю;
- узнать экологическую ситуацию края;
- знакомить с профессиями своего города;
- продолжить учить работать с картами и другими источниками информации.
Оборудование: физическая карта России и Владимирской области; схема "Виды внутренних вод", рисунки, плакаты по теме урока; телевизор и видеоматериал "Земля Владимирская".
Оформление кабинета и доски: стойка с телевизором, доска со схемами и рисунками.
На доске:
1. Дата, тема и цели урока:
- расширить и углубить знания о внутренних водах и их разнообразии в области;
- убедиться в значимости охраны вод и их хозяйственном использовании.
2. Эпиграф.
Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: "Цивилизация - это диалог между человеком и водой".
3. План урока.
1. Внутренние воды как компонент природы.
2. Реки - главные водные артерии области.
3. Озера, их происхождение, значение.
4. Болота - богатство природы области.
5. Подземные воды, их образование, значение.
6. Экологические проблемы внутренних вод края.
7. Значение воды в хозяйственной деятельности человека.
Ход урока
1. Организационный момент. Мы продолжаем знакомиться и изучать родной Владимирский край. И сегодня нам на уроке предстоит плодотворно и творчески поработать, чтобы пополнить свои знания, умения и навыки по теме "Внутренние воды Владимирской области". У нас сегодня урок-конференция, где вы представите нашему вниманию свои поисковые, творческие проекты; обменяетесь впечатлениями от проведенных экскурсий, встреч и совместными усилиями достигнем цели нашего урока. Зачитать цели.
2. Изучение новой темы.
1. Вспомните:
1. Что относится к внутренним водам?
2. Что такое бассейн реки? Определите, к бассейну какого моря относится территория области.
3. Какие озера вы знаете?
4. Какова причина образования болот?
5. Какие воды называются подземными и как они образуются?
6. Как используются реки, озера, болота и подземные воды?
7. Почему их надо охранять?
(Обращаться к схемам.)
2. Слово учителя (актуализация знаний).
О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В.Петряков: "...Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туман - это тоже вода...Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды".
Достаточное увлажнение и разнообразный рельеф области создают обилие рек, озер, болот и подземных вод на ее территории.
Итак, мы начинаем работу на нашей конференции. И заключается эта работа в следующем: у вас у каждого на парте - рабочий материал по нашей области, по которому вы будете находить все виды внутренних вод;
Лист № 1 - конспект, который вы должны будете заполнять по ходу выступлений ваших одноклассников. Подпишите Ф.И. на них.
3. ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ по плану урока. (Приложение 1)
- про реки (прикрепляет знаки портов)
- творческий проект про нашу реку Шитку.
4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Наша следующая остановка у озер. Вот что нам подготовили ребята.
- про озера области и нашего города (показ озер на карте).
- стихотворение Минеевой С.В. - учителя русского языка и литературы нашей школы, про озеро Черное. (Приложение 2)
5. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Следующий рассматриваемый водный объект - болота нашего края.
- сообщения и показ мест, где расположены.
6. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Я думаю, что вы догадались о чем будем говорить сейчас, ведь план урока мы соблюдаем. Конечно, это - подземные воды. А у нас собран про них очень интересный и важный материал.
- 2 водозаборные башни, минеральные источники.
7. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды в экстремальных случаях более 8 дней. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая вода, которая составляет около 2% гидросферы. Подземные воды - главные и большие кладовые пресной воды.
Пресная подземная вода - самая лучшая по качеству питьевая вода, прошедшая природную фильтрацию.
А сейчас предоставляется слово группе, которая узнала о водозаборе нашего города.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: (Приложение 3)
- творческие отчеты с фото.
Во Владимире на жителя в сутки более 300 литров воды; в европейских странах 130-150 литров. А у нас?
8. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В воде нуждается не только человек, но и любое предприятие, организация, учреждение, ферма, огород и т.д. Мы с вами совершили экскурсию на одно такое предприятие - ООО "Бупром" - Покров, которое относится к водоемкому производству.
Предоставляется слово представителям этой группы - (творческий отчет с фото, календарь)
9. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Нашему вниманию были предложены проекты, выполненные вашими стараниями. Я думаю, что сегодня каждый себя прочувствовал участником и действующим лицом в жизни всех водных объектов.
Сейчас пришло время поговорить о проблемах экологии, связанные с внутренними водами.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
- сообщения и рисунки о грязных стоках.
10. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В области проводятся мероприятия по рациональному использованию и охране водных ресурсов. Около 200 рек и ручьев взяты под контроль. Введено в практику повторное использование отработанных вод. Отдыхая на природе, туристы должны соблюдать правила природоохранной деятельности.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ изученного материала:
Учитель: Давайте вспомним, с чего начали урок (цели и план урока) и чем закончили. Справились с поставленными задачами, узнали новое о своем крае, можете поделится дома, с друзьями об услышанном на уроке? ХОРОШО.
И мы подошли к главному - к итогу урока. (Приложение 4, 5)
4. ИТОГ УРОКА.
1. Проверьте ваши опорные листы № 1 с записями конспекта нашего урока. Сверьте свои записи с текстом рабочего материала на странице 9.
2. У вас на парте есть еще один лист № 2 - с домашним заданием, просмотрите его внимательно. Каждому рассматриваемому пункту плана урока вам предлагается конкретное задание. Зачитать.
3. За работу на уроке получают "5" все, кто представил выступление и творческий проект.
Поработали сегодня все очень хорошо. Спасибо. Есть у кого-нибудь предложения, особые мнения?
Да! Наши предложения:
1. Весной провести очистку реки Шитка и Черного озера усилиями нашей школы.
2. В школе и дома следить и закрывать краны с водой.
3. Родным, знакомым, соседям рассказать о стоимости воды, каким путем она попадает в наши дома и призвать бережно относится к воде.
5. РЕФЛЕКСИЯ. На столе у каждого есть еще один листок - карточка. Я вас просила принести цветные принадлежности и теперь вам завершающее задание. Отразите свои впечатления об уроке, как это указано на ваших листочках.
А во время ее заполнения вашему вниманию предлагается видео сопровождение о нашем крае. Этот фрагмент для вас будет просто интересной информацией и эмоциональным сопровождением во время заполнения карточки. Анализ результативности данного задания я вам предоставлю на следующем уроке. Их обработает специалист - психолог школы.
ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ - ДОСМАТРИВАЕМ ФИЛЬМ.