Форма урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
- Систематизация знаний по теме «Расчет сопротивления для последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников».
- Систематизация знаний по теме «Составление формул в электронных таблицах»
- Формирование навыков самоконтроля.
- Реализация межпредметных связей.
Задачи урока:
- Контроль знаний по составлению электрических цепей и расчет сопротивления.
- Закрепление умения и навыков работы в электронных таблицах.
- Воспитывать добросовестное отношение к труду, умения преодолевать трудности
- Развитие навыков самостоятельной работы
Оборудование:
- Персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска
- Программное обеспечение: программа Microsoft Office Excel.
- Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, раздаточные материалы на сетевом сервере
План урока:
- Организационная часть.
- Объявление темы урока и постановка цели учащимся.
- Этап обобщения и систематизации знаний.
- Контроль и закрепление знаний.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Объявление темы урока и постановка цели учащимся.
Тема: «Расчет сопротивления цепей с использованием электронных таблиц»
Цель: Повторить и обобщить знания, полученные на уроках физики и информатики.
III. Повторение и обобщение изученного.
1. Проверка знаний: фронтальный опрос по изученному материалу.
- Какое соединение проводников называют последовательным (параллельным)?
- Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи еще один резистор последовательно (параллельно)?
- Основные закономерности последовательного (параллельного) соединения проводников.
На экране таблица: Приложение 1
Последовательное соединение | Параллельное соединение |
Iобщ= I1 = I2 Uобщ=U1 + U2 Rобщ=R1 + R2 |
Iобщ= I1 + I2 Uобщ=U1 = U2 |
2. Решение задач.
Учащиеся приглашаются к интерактивной доске для работы (остальные работают в тетрадях).
На экране рисунок собранной электрической цепи. Учащимся надо собрать схему на доске из готовых элементов и рассчитать общее сопротивление цепи.
Задача 1.
Рассчитайте общее сопротивление электрической цепи, если R1 = 20 Ом, R2 = 30 Ом.
Задача 2
Усложняем задачу. Три проводника с сопротивлением 1 Ом и 2 Ом и 6 Ом соединены параллельно. Определить общее сопротивление цепи.
Дано: R1 = 1 Ом R2 = 2 Ом R3 = 6 Ом |
|
Rобщ - ? |
Решение:
Ответ: R = 0,6 Ом
А если к этому участку добавить последовательно ещё один проводник с сопротивлением R4 = 5 Ом?
Ответ учащихся: Rобщ = R + R4 = 5 + 0,6 = 5,6 (Ом)
Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного приемника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ соединения, можно определить общее сопротивление цепи. Мы разобрали более сложную задачу. В этом примере более сложные математические расчеты. Все это высчитать нам помогут электронные таблицы. Но прежде чем начать работу с ними, давайте вспомним теорию.
- Назовите основную задачу ЭТ.
- Как записываются формулы в таблице.
Учитель открывает электронную таблицу с подготовленной задачей и разбирает её, повторяя пройденный материал.
3. Самостоятельная работа.
Уч-ся предлагается сесть за компьютеры и решить свои задачи.
У каждого уч-ся три разноуровневые задачи.
Задание:
Определите общее сопротивление цепи. Оформите решение задач в ЭТ: создать таблицу и ввести формулы для расчета цепи; оформить заливкой.
сопротивление | значение |
R1= | |
R2= | |
R3= | |
R4= | |
R= | |
Ro= |
Задача 1
Задача 2
Задача 3
IV. Итог урока (5 мин.) – рефлексия
Что нового узнали на уроке? Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?