Цели урока.
Обучающие:
учить анализировать поступки героев;
выражать свое отношение к героям сказки.
Развивающие: формировать интерес и умение самостоятельно читать и осмысливать.
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
Задачи урока:
1. Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого, выразительного чтения.
2. Развивать речь детей, пополнять их словарный запас; развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли.
3. Воспитывать трудолюбие на примере героя сказки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент.
2. Проверка дом. задания.
3. Постановка цели урока.
4. Словарная работа.
5. Чтение сказки. 6. Осмысление содержания сказки.
7. Выборочное чтение.
8. Работа над выразительнымы средствами языка.
9. Игра “Собери пословицу”.
10. Задание на дом. 11. Рефлексия. |
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись
Что вам необходимо было подготовить к уроку? Спрашиваю нескольких ребят, которые загадывают загадки и вывешивают отгадки (рисунки).
Какое время года сейчас? Какие зимние месяцы вы знаете? А когда по вашему наступает настоящая не календарная зима? Послушайте стихотворение И. Никитина о зиме. Стихотворение И. Никитина: (Слайд 1) Здравствуй, гостья зима! А кто зиме помогает строить мосты через реки зимой, расстилать ковры по земле? Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Явится он – реки закует в ледяной панцирь, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать, да приговаривать: “Ай, да мороз!”. И вот о таких двух волшебниках, двух морозах, вы узнаете из русской народной сказки. (Слайд 2) Почему эта сказка русская народная? Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей жизни, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие народные русские сказки имеют такую концовку: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. А какой урок вы извлечете из сказки “Два Мороза”, вы скажите в конце урока. Физкультминутка (Слайд 3) Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек рубящий дрова. Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина. Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден. Ёжиться – прятать лицо, руки от холода.
Понравилась ли вам сказка? Назовите действующих лиц сказки? Кто из героев понравился больше всего? Почему сказка названа “Два Мороза?” Почему это сказка, а не рассказ?
А еще в тексте присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки. Какие?
Найдите в тексте слова, содержащие главную мысль сказки. Физкультминутка По дорожке, по дорожке Какую забаву придумали Морозы? Найдите и прочитайте эти строки. Куда едет купец? Куда едет крестьянин? Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Как Мороз – Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это? Как повел себя крестьянин, когда ему стало жарко? Слайд 5 С помощью какого приема в сказке создается проблемная ситуация? Старший брат Младший брат Купец Крестьянин Колокольчик Бубенчик Шапка лисья Шапка дырявая Сапоги волчьи Лапти Шуба медвежья Полушубок Заморозил Не заморозил
Слайд 6 Мороз не велик,… Хочешь есть калачи,… У работающего в руках… Мороз ленивого за нос хватает, Кто любит трудиться,… О чем эти пословицы?
Пересказать сказку. На месте какого героя вы хотели бы оказаться? Какой урок вы извлекли из этой сказки? |
Тихо сели.
Подобрать загадки о зиме, нарисовать отгадки. Дети хором отгадывают загадки.
Рассказывает подготовленный ученик.
Мороз.
Потому что её придумал и рассказал народ.
Сказку читают подготовленные ученики.
Есть зачин. Братья-Морозы действуют как живые люди, бегают, разговаривают, свистят забавляются.
Повторы. По чистому полю, по густому лесу, свистнули, щелкнули, еле ноги унес. Топор лучше шубы греет. (Слайд 4)
С помощью антонимов.
да стоять не велит. так не сиди на печи. дело огнем горит. А перед проворным шапку снимает. тому без дела не сидится. О трудолюбии. |
Ход урока - таблица в редакции автора. (Приложение)