Урок литературы. Тема: "В чем прелесть сказок Пушкина?" 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Систематизировать, обобщить и расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания сказок А.С.Пушкина.
  • Учить выразительному чтению.

Развивающие:

  • Развивать внимание детей.
  • Развивать восприятие, речь, память, воображение, познавательный интерес.
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке.
  • Учить детей применять знания в нестандартных ситуациях.
  • Развивать артистические способности учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к литературному творчеству А.С.Пушкина.
  • Воспитывать чувство коллективизма в работе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки, рисунки, выставка сказок А.С.Пушкина, костюмы для сценки (сарафаны для девочек, костюм короля), прялки (3), веретено (3), черный ящик, учебник "Родная речь" 4 класс, часть 1, составители: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова.

Оформление доски: портрет А.С. Пушкина, выставка рисунков. По ходу урока доска должна заполняться табличками.

Комментарий к уроку:

Этот урок предназначен для учащихся 4 классов, которые занимаются по программе "Школа России", по комплекту учебников Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.

Уроку предшествовала большая подготовительная работа: были прочитаны сказки А.С. Пушкина (5), создана презентация, приготовлены костюмы для инсценировки, инсценировка отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..", нарисованы иллюстрации к сказкам, подготовлена выставка сказок, сообщения учащихся.

Средства достижения цели урока:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Дети в недоумении. Нет 4 учеников.

2. Эмоциональное вхождение в урок.

Стук в дверь. Входят три девицы в сарафанах, садятся за прялки. Инсценировка отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане:".

3. Определение темы урока.

- Ребята, вы догадались из какой сказки к нам пришли герои?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей).

Ребята, мы на уроке окунемся в волшебный мир сказок А.С.Пушкина.

Кому принадлежат слова: - "Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма"? (ответы детей)

Да, действительно, каждая сказка А.С.Пушкина интересна, прелестна.

На уроке мы выясним, в чем же их прелесть? Что можно с ними сделать? Неслучайно мы урок начали с инсценировки отрывка из сказки.

- Ребята, легко вам было инсценировать сказку? (ответы детей).

На доске карточки

 Обратить внимание на орфографию.

В "Сказке о рыбаке и рыбке" рыбка исполняет любые желания старика.

Давайте же загадаем свои желания на урок, Каким вы хотите видеть этот урок? (ответы детей).

У меня тоже есть желание: "Я хочу, чтобы вы все были активными на уроке".

В конце урока мы посмотрим, сбылись ли наши желания, помогла ли нам волшебная рыбка.

4. Актуализация знаний учащихся.

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

На доске прикрепляю табличку

- Какая сказка вам запомнилась больше всех и почему? Чему учит сказка? Над чем заставила задуматься?

5. Систематизация и обобщение знаний.

Выступления подготовленных учащихся.

Ян подготовил для вас сообщение. Слушайте, пожалуйста, внимательно, я задам несколько вопросов.

- В детстве сказки маленькому Саше рассказывала няня Арина Родионовна. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка.

- Кто рассказывал сказки А.С.Пушкину?

- Каким языком первым из русских поэтов заговорил А.С.Пушкин?

Давайте докажем это.

На выставке берём любую сказку, открываем любую страницу и попробуем прочитать её. Как читалось?

Так говорит простой народ? На каком языке было у дворян принято говорить? (ответы детей)

Так в чём же прелесть сказок Пушкина?

На доске

 

Миша: В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт торопливо записывал нянины сказки. "Что за прелесть эти сказки! - говорил он. - Каждая есть поэма".

Презентация.

Слайды 1 - 6.

Денис

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей; Золотого петушка и затейницу белку. Вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

- Каких фантастических героев можно встретить в сказках А.С.Пушкина?

Вам нравятся эти герои?

Так в чём же прелесть сказок А.С.Пушкина?

Табличка

 

6. Сообщение новых знаний.

А знаете ли вы?

Снежана для вас подготовила рассказ о няне Арине Родионовне.

- Что нового вы узнали? - скажете после выступления Снежаны.

Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.

Табличка

 

7. Проверка домашнего задания.

- Какое задание вы выполняли дома?

По ролям - сказка " О мертвой царевне и семи богатырях".

Перед вами я ставлю задачу: Постарайтесь передать голосом характеры героев.

- Было ли тяжело читать по ролям?

Ребята, мы опять доказываем, так в чём же прелесть сказок А.С.Пушкина?

На доске табличка

img6.gif (667 bytes)

 Оценка чтения. Каждый сам оценивает своё чтение.

8. Систематизация знаний.

А теперь скажите, ребята, а легко ли запоминаются стихи А.С.Пушкина?

Давайте проверим. Я читаю начало отрывка из сказки, а ваша задача вспомнить его и продолжить.

Готовы? Тогда вперед!

- "Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла".
(Царица из сказки "О мертвой царевне и семи богатырях")

- "Ветер, ветер
Ты могуч
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешься на море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого
Кроме Бога одного".
- Год прошёл, как сон пустой
Царь женился на другой".

Вывод: сказки Пушкина легко запомнить.

Табличка

 

9. Физкультминутка.

Ребята, вы знаете, что такое пантомима?

Сергею было дано задание найти в словаре Ожегова толкование этого слова.

Давайте послушаем его.

Сергей. Пантомима - это представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимикой.

Ефим нам покажет пантомимой эпизод из сказки. Наша задача узнать сказку и героя. Потом попробуем все.

Было ли нам легко изображать персонажей мимикой и жестами?

Вывод: героев сказок легко изобразить пантомимой.

Табличка

 

10. Презентация рисунков.

 - А теперь, ребята, отправимся в Третьяковскую галерею на презентацию выставки рисунков по теме "Что за прелесть эти сказки!" На выставку всегда выбирают самые лучшие работы. Экскурсоводом будет Канноева Наташа.

- В чем же прелесть сказок А.С.Пушкина?

Их легко

 

11.Заключительный этап урока.

Заключительным этапом урока будет викторина.

Презентация.

Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Черный ящик. Дети задают вопросы. Учитель отвечает: "Да", "Нет".

Предмет, который лежит в чёрном ящике, относится к сказкам А.С.Пушкина? (кораблик)

12. Подведение итога работы.

Вывод:

Так в чем же прелесть сказок Пушкина?

Работа по полученной таблице.

13.Рефлексия.

Давайте посмотрим, сбылись ли наши желания. Было ли вам интересно, узнали ли вы новое, было ли трудно на уроке?

Чтобы вы ещё хотели узнать?

На доске табличка

У меня на столе свечка, подсвечник и перо. Как вы думаете, для чего я их принесла?

Всем детям дарю по гусиному перу.

14.Домашнее задание.

На выбор:

  • в Интернете найти материал о том, как писали раньше;
  • найти, из чего делали чернила раньше;
  • попробовать самому сочинить небольшую сказку или стихотворение.

Литература.

  1. С.В. Кутявина "Поурочные разработки по литературному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2006 г.
  2. С.В. Кутявина "Поурочные разработки по внеклассному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2009 г.
  3. С.И. Ожегов "Словарь русского языка" М., "Русский язык" 1990 г.
  4. Г.П. Попова "Классные часы в 1-4 классах" Волгоград, "Учитель" 2008 г.
  5. Презентация к уроку.
  6. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко "Внеклассные мероприятия 1-4" М., "Вако", 2005г.

Приложение 1.

Презентация: "Александр Сергеевич Пушкин".

Цель презентации: заинтересовать учащихся изучением творчества А.С. Пушкина.

Задачи:

- познакомить с предками А.С.Пушкина, с его родителями, женой, детьми, няней.

- проверить знания учеников по сказкам.

Презентация состоит из 13 слайдов. На 7 слайдах я поместила материал о предках Пушкина, о его родителях, жене, детях, няне. На 5 слайдах я поместила викторину по сказкам.