Если я гореть не буду,
если ты гореть не будешь,
если мы гореть не будем,
кто ж тогда развеет мглу?
1 этап работы над темой
"Личностно-ориентированный подход в обучении и
воспитании учащихся"
(теоретический)
Актуальность выбранной темы:
- Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся .
- Без опоры на уже сформированные ЗУН учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно- ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров.
Проблема
- Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса предполагало:
- Выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса;
- Развитие его индивидуальных способностей.
- Разработка обучающих технологий, обеспечивающих реализацию основной цели образования.
Цели:
- Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
- Максимально выявить, инициировать, использовать, "окультурить" индивидуальный (субъектный) опыт ребенка;
- Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Задачи:
- Изучение личности ученика:
- Создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности индивидуальности каждого ребенка в условиях его школьной жизни;
- Разработка карты изучения личности ученика;
- Выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого ученика;
- Разработка индивидуальных образовательных программ, способствующих личностному развитию;
- Составление на этой основе учебного "портфолио" ученика, как нового типа школьной документации, которая должна использоваться при переводе ученика из класса в класс, при поступлении в ВУЗ, при призыве в армию, при приеме на работу.
Гипотеза:
- Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта;
- Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития;
- "Вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию;
Методы и методики реализации:
- Метод теоретического анализа и обобщения научной литературы, изучения нормативных и других документов по организации педагогического процесса по вопросам личностно-ориентированного обучения школьников;
- Методы педагогического исследования (наблюдение, анализ, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, диагностика);
- Методы диагностики мониторинга по состоянию учебно-воспитательного процесса;
- Методы исследования по обеспечению предстоящего выбора учащимися по профилям обучения (анкетирование, беседы с родителями, и др.)
- Метод приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы.
Характеристика предполагаемых результатов:
- Показателями эффективности реализации личностно-ориентированного подхода является "целостность" личности, фиксируемая по показателям:
- Мотивационные- интересы, мотивы;
- Дидактические (обученность, обучаемость);
- Психологические показатели развития;
- Повышение эффективности учебной деятельности и педагогического процесса в целом;
- Улучшения качества образования;
- Обеспечение полноценной специализированной подготовки школьников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в ВУЗах.
Приоритетные направления деятельности МОУ СОШ№2:
На 1 ступени:
- Технология дифференцированного обучения;
- Раннее обучение иностранному языку и информатике;
- Обучение по программе "Гармония";
- Здоровьесберегающая технология.
На 2 ступени:
- Внедрение технологии "Самосовершенствование личности"(5-8кл.) автор Селевко Г.К.
- Эколого-валеологическое направление;
- Предпрофильная подготовка (8-9кл.)
На 3 ступени:
- Профильное обучение 10-11 кл.(социально-экономический, химико-биологический профиль).
- Модель структуры качеств личности содержит шесть сфер психики на базе физического развития нервной системы
Слайд 11
Компетентностная модель личности (из "Концепции модернизации российского образования")
- Математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией;
- Коммуникативная(языковая) компетентность - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- Информационная компетентность - умение работать со всеми видами информации;
- Автономизационная - умения саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
- Социальная компетентность - умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде;
- Продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решение и нести ответственность за них;
- Нравственная компетентность - готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
То, что мы знаем, - ограниченно, а
то, что мы не знаем, - бесконечно.
(П.Лаплас)
Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира.
Умения - способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.
Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементарного контроля.
Обученность - уровень и качество ЗУН учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности - "умения учиться", приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.
2 этап работы над темой
"Личностно-ориентированный подход в обучении и
воспитании учащихся"
(диагностический)
слайды 15-24
- Количественный состав учащихся
- Национальный состав учащихся
- Характеристика социального статуса семей учащихся
- Уровень физического развития учащихся
- Результаты диагностики выявления типов мышления и памяти
- Выбор профиля обучения на 3 ступени
- Диагностика склонностей учащихся 7-8 классов
- Диагностическое исследование родителей
- Диагностическое исследование учащихся
3 этап работы над темой
"Личностно-ориентированный подход в обучении и
воспитании учащихся"
(практико-аналитический)
слайды 26-36
- Количество отличников за последние 5 лет
- Количество медалистов за последние 5 лет - 15 учащихся
- Количество учащихся, поступивших в ВУЗы за последние 5 лет (%)
- Количество призовых мест на районной предметной олимпиаде за последние 5 лет
- Количество участников в зональной и краевой олимпиаде за последние 5 лет
- Взаимодействие школы с центром- "Поиск" г. Ставрополь
- Участие школьников в конкурсе агитбригад и отрядов ЮИД
- Уровень воспитанности учащихся за последние 5 лет
- Уровень заболеваемости учащихся за последние 5 лет
- Количество правонарушений учащихся за последние 6 лет
4 этап работы над темой
"Личностно-ориентированный подход в обучении и
воспитании учащихся"
(Анализ результатов деятельности, достижений
педагогического коллектива и структурирование
проблем))
слайды 38-60
- Участники различных конкурсов
- Повышение педагогического мастерства учителей за последние 5 лет
- Результаты качества знаний учащихся по предметам
- Приоритетные проблемы и их структурирование
- Проблемы педагогического коллектива;
- Проблемы педагога;
- Проблемы семьи;
- Проблемы детского коллектива;
- Проблемы ребенка;
- Приоритетные проблемы школы;
Проблемы педагогического коллектива;
- Индивидуальная учительская работа направлена на учащихся, и многие учителя не видят необходимости поддерживать какие-то отношения с коллегами на профессиональном уровне;
- Нравственная, эмоциональная, умственная, физическая усталость как фон, который раздражает, давит, влияет на характер коллективных отношений;
- Недостаток мужчин-педагогов резко сужает положительное эмоциональное поле;
- У некоторых педагогов есть представление об отсутствии целостного коллектива, имеющего какие-либо согласованные ценности, есть замкнутые малые группы;
- Иногда возникают слухи, ссоры, конфликты;
- Педагоги спокойно относятся, а в некоторых случаях и безразлично,а может даже с завистью, к успехам и неудачам своих коллег;
- Отсутствие устойчивых стимулирующих механизмов;
- Нет слаженной работы отдельных подразделений педагогического коллектива в воспитании и обучении учащихся.
Проблемы педагога;
- Неуверенность в собственной профессиональной правоте или компетентности;
- Страх, боязнь, негативное напряжение в связи с возможными проверками, аттестацией, экзаменами;
- Экономическое бессилие;
- Учащение стрессовых ситуаций и срывов на уроке и дома;
- Внутреннее осознание неуважительного отношения общества лично ко мне - учителю;
- Недостаток душевных сил, необходимых для того, чтобы проявлять столь важные для педагога терпение, уважительное отношение к каждому ребенку, коллеге, родителю;
- Ощущение, что ты как бы опустился на социальное дно и ничего не можешь позволить ни себе, ни своим детям;
- Постоянно мечтаешь о том, чтобы выспаться;
- Не хватает современных знаний по педагогике и психологии;
- Слабая ориентация в современных образовательных технологиях;
- Мучает то, что собственные дети практически брошены.
Проблемы семьи;
- Неполные семьи;
- Плохие жилищные условия;
- Отсутствие знаний в области педагогики и психологии;
- Лениво-безразличное отношение к воспитанию детей;
- Экономические проблемы;
- Непонимание необходимости обязательно взаимодействовать со школой в воспитании собственных детей;
- Безразличное отношение к различным видам досуга;
- Снижение интереса к семейному проведению досуга;
- Вульгарно-бытовой подход к семейным праздникам;
- Снижение интереса к чтению и домашним играм;
- Распространение бытового алкоголизма.
Проблемы ребенка;
- Болезненность;
- Сокращение возможностей для выбора дела по душе;
- Инфантильность и оторванность от жизни;
- Подверженность влиянию внешних факторов;
- Резкое несовпадение интересов, взглядов, принципов взрослых и детей;
- Активный отказ от классической литературы и искусства, влияние СМИ.
Приоритетные проблемы школы;
- Система работы над творческим, морально-нравственным развитием личности и забота о здоровье учащихся;
- Модернизация модели методической службы и воспитательной системы в школе;
- Реализация системы профессионального самоопределения старшеклассников;
- Система взаимодействия и сотрудничества педколлектива школы с семьей и всеми институтами власти.
- Структурирование приоритетных проблем
- Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое;
- Социализация учащихся;
- Успеваемость и интерес к учебе;
- Созидательная составляющая досуга;
- Творчество по плечу и по душе;
- Психолого-педагогический климат в школе;
- Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом;
- Уровень психологической, предметной, методической, педагогической и общекультурной готовности педагогов;
- Связь школы со средой и с родителями;
- Противоречие между нравственными ценностями и устоями в современном обществе и деятельностью школы.
А что думают дети? (анкетирование учащихся)
Было опрошено 124 ученика 9-11 классов. слайды 72-85
- Я жду от школы :
- Я жду от учителей:.
- Каким должен быть мой учитель?
- Каким не должен быть мой учитель
- Какой должна быть моя школа
- Какой не должна быть моя школа
- Что могут сделать для школы учащиеся
- Что я хотел бы изменить в школе
- Что я хотел бы изменить в учащихся
- Что я хотел бы изменить в себе
- Мои пожелания учащимся
- Мои пожелания родителям
- Мои пожелания администрации
- Мои пожелания учителям