Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Итоги работы педагогического коллектива

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Если я гореть не буду,
если ты гореть не будешь,
если мы гореть не будем,
кто ж тогда развеет мглу?

1 этап работы над темой "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся"
(теоретический)

Актуальность выбранной темы:

  • Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся .
  • Без опоры на уже сформированные ЗУН учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно- ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров.

Проблема

  • Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса предполагало:
  • Выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса;
  • Развитие его индивидуальных способностей.
  • Разработка обучающих технологий, обеспечивающих реализацию основной цели образования.

Цели:

  • Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  • Максимально выявить, инициировать, использовать, "окультурить" индивидуальный (субъектный) опыт ребенка;
  • Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Задачи:

  • Изучение личности ученика:
  • Создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности индивидуальности каждого ребенка в условиях его школьной жизни;
  • Разработка карты изучения личности ученика;
  • Выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого ученика;
  • Разработка индивидуальных образовательных программ, способствующих личностному развитию;
  • Составление на этой основе учебного "портфолио" ученика, как нового типа школьной документации, которая должна использоваться при переводе ученика из класса в класс, при поступлении в ВУЗ, при призыве в армию, при приеме на работу.

Гипотеза:

  • Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта;
  • Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития;
  • "Вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию;

Методы и методики реализации:

  • Метод теоретического анализа и обобщения научной литературы, изучения нормативных и других документов по организации педагогического процесса по вопросам личностно-ориентированного обучения школьников;
  • Методы педагогического исследования (наблюдение, анализ, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, диагностика);
  • Методы диагностики мониторинга по состоянию учебно-воспитательного процесса;
  • Методы исследования по обеспечению предстоящего выбора учащимися по профилям обучения (анкетирование, беседы с родителями, и др.)
  • Метод приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы.

Характеристика предполагаемых результатов:

  • Показателями эффективности реализации личностно-ориентированного подхода является "целостность" личности, фиксируемая по показателям:
  • Мотивационные- интересы, мотивы;
  • Дидактические (обученность, обучаемость);
  • Психологические показатели развития;
  • Повышение эффективности учебной деятельности и педагогического процесса в целом;
  • Улучшения качества образования;
  • Обеспечение полноценной специализированной подготовки школьников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в ВУЗах.

Приоритетные направления деятельности МОУ СОШ№2:

На 1 ступени:

  • Технология дифференцированного обучения;
  • Раннее обучение иностранному языку и информатике;
  • Обучение по программе "Гармония";
  • Здоровьесберегающая технология.

На 2 ступени:

  1. Внедрение технологии "Самосовершенствование личности"(5-8кл.) автор Селевко Г.К.
  2. Эколого-валеологическое направление;
  3. Предпрофильная подготовка (8-9кл.)

На 3 ступени:

  • Профильное обучение 10-11 кл.(социально-экономический, химико-биологический профиль).
  • Модель структуры качеств личности содержит шесть сфер психики на базе физического развития нервной системы

Слайд 11

Компетентностная модель личности (из "Концепции модернизации российского образования")

  • Математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией;
  • Коммуникативная(языковая) компетентность - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
  • Информационная компетентность - умение работать со всеми видами информации;
  • Автономизационная - умения саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
  • Социальная компетентность - умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде;
  • Продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решение и нести ответственность за них;
  • Нравственная компетентность - готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

То, что мы знаем, - ограниченно, а
то, что мы не знаем, - бесконечно.
(П.Лаплас)

Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира.

Умения - способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.

Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементарного контроля.

Обученность - уровень и качество ЗУН учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности - "умения учиться", приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.

2 этап работы над темой "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся"
(диагностический)

слайды 15-24

  • Количественный состав учащихся
  • Национальный состав учащихся
  • Характеристика социального статуса семей учащихся
  • Уровень физического развития учащихся
  • Результаты диагностики выявления типов мышления и памяти
  • Выбор профиля обучения на 3 ступени
  • Диагностика склонностей учащихся 7-8 классов
  • Диагностическое исследование родителей
  • Диагностическое исследование учащихся

3 этап работы над темой "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся"
(практико-аналитический)

слайды 26-36

  • Количество отличников за последние 5 лет
  • Количество медалистов за последние 5 лет - 15 учащихся
  • Количество учащихся, поступивших в ВУЗы за последние 5 лет (%)
  • Количество призовых мест на районной предметной олимпиаде за последние 5 лет
  • Количество участников в зональной и краевой олимпиаде за последние 5 лет
  • Взаимодействие школы с центром- "Поиск" г. Ставрополь
  • Участие школьников в конкурсе агитбригад и отрядов ЮИД
  • Уровень воспитанности учащихся за последние 5 лет
  • Уровень заболеваемости учащихся за последние 5 лет
  • Количество правонарушений учащихся за последние 6 лет

4 этап работы над темой "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся"
(Анализ результатов деятельности, достижений педагогического коллектива и структурирование проблем))

слайды 38-60

  • Участники различных конкурсов
  • Повышение педагогического мастерства учителей за последние 5 лет
  • Результаты качества знаний учащихся по предметам
  • Приоритетные проблемы и их структурирование
  • Проблемы педагогического коллектива;
  • Проблемы педагога;
  • Проблемы семьи;
  • Проблемы детского коллектива;
  • Проблемы ребенка;
  • Приоритетные проблемы школы;

Проблемы педагогического коллектива;

  • Индивидуальная учительская работа направлена на учащихся, и многие учителя не видят необходимости поддерживать какие-то отношения с коллегами на профессиональном уровне;
  • Нравственная, эмоциональная, умственная, физическая усталость как фон, который раздражает, давит, влияет на характер коллективных отношений;
  • Недостаток мужчин-педагогов резко сужает положительное эмоциональное поле;
  • У некоторых педагогов есть представление об отсутствии целостного коллектива, имеющего какие-либо согласованные ценности, есть замкнутые малые группы;
  • Иногда возникают слухи, ссоры, конфликты;
  • Педагоги спокойно относятся, а в некоторых случаях и безразлично,а может даже с завистью, к успехам и неудачам своих коллег;
  • Отсутствие устойчивых стимулирующих механизмов;
  • Нет слаженной работы отдельных подразделений педагогического коллектива в воспитании и обучении учащихся.

Проблемы педагога;

  • Неуверенность в собственной профессиональной правоте или компетентности;
  • Страх, боязнь, негативное напряжение в связи с возможными проверками, аттестацией, экзаменами;
  • Экономическое бессилие;
  • Учащение стрессовых ситуаций и срывов на уроке и дома;
  • Внутреннее осознание неуважительного отношения общества лично ко мне - учителю;
  • Недостаток душевных сил, необходимых для того, чтобы проявлять столь важные для педагога терпение, уважительное отношение к каждому ребенку, коллеге, родителю;
  • Ощущение, что ты как бы опустился на социальное дно и ничего не можешь позволить ни себе, ни своим детям;
  • Постоянно мечтаешь о том, чтобы выспаться;
  • Не хватает современных знаний по педагогике и психологии;
  • Слабая ориентация в современных образовательных технологиях;
  • Мучает то, что собственные дети практически брошены.

Проблемы семьи;

  • Неполные семьи;
  • Плохие жилищные условия;
  • Отсутствие знаний в области педагогики и психологии;
  • Лениво-безразличное отношение к воспитанию детей;
  • Экономические проблемы;
  • Непонимание необходимости обязательно взаимодействовать со школой в воспитании собственных детей;
  • Безразличное отношение к различным видам досуга;
  • Снижение интереса к семейному проведению досуга;
  • Вульгарно-бытовой подход к семейным праздникам;
  • Снижение интереса к чтению и домашним играм;
  • Распространение бытового алкоголизма.

Проблемы ребенка;

  • Болезненность;
  • Сокращение возможностей для выбора дела по душе;
  • Инфантильность и оторванность от жизни;
  • Подверженность влиянию внешних факторов;
  • Резкое несовпадение интересов, взглядов, принципов взрослых и детей;
  • Активный отказ от классической литературы и искусства, влияние СМИ.

Приоритетные проблемы школы;

  • Система работы над творческим, морально-нравственным развитием личности и забота о здоровье учащихся;
  • Модернизация модели методической службы и воспитательной системы в школе;
  • Реализация системы профессионального самоопределения старшеклассников;
  • Система взаимодействия и сотрудничества педколлектива школы с семьей и всеми институтами власти.
  • Структурирование приоритетных проблем
  • Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое;
  • Социализация учащихся;
  • Успеваемость и интерес к учебе;
  • Созидательная составляющая досуга;
  • Творчество по плечу и по душе;
  • Психолого-педагогический климат в школе;
  • Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом;
  • Уровень психологической, предметной, методической, педагогической и общекультурной готовности педагогов;
  • Связь школы со средой и с родителями;
  • Противоречие между нравственными ценностями и устоями в современном обществе и деятельностью школы.

А что думают дети? (анкетирование учащихся)

Было опрошено 124 ученика 9-11 классов. слайды 72-85

  • Я жду от школы :
  • Я жду от учителей:.
  • Каким должен быть мой учитель?
  • Каким не должен быть мой учитель
  • Какой должна быть моя школа
  • Какой не должна быть моя школа
  • Что могут сделать для школы учащиеся
  • Что я хотел бы изменить в школе
  • Что я хотел бы изменить в учащихся
  • Что я хотел бы изменить в себе
  • Мои пожелания учащимся
  • Мои пожелания родителям
  • Мои пожелания администрации
  • Мои пожелания учителям

Приложение: презентация