Урок физики в 7-м классе. Тема: "Плавание тел"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучение условий, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает.

Задачи:

  • Ознакомить с явлением плавания тел в жидкости;
  • Выяснить условия плавания тел;
  • Формировать умение объяснять поведение тел (тонет, всплывает, плавает) сравнением силы тяжести и выталкивающей силы, плотности жидкости и плотности тела;
  • Развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем и объяснения интересных фактов.

План урока:

  1. Орг. вопросы (3 мин.)   
  2. Опрос-повторение  (8 мин.) + тест 21 (5 мин.)
  3. Новый материал (17 мин.)
  4. Закрепление (10 мин.)
  5. Итог урока (2 мин.)

Д\З:  § 50,  Упр.  25 (2, 3, 5)

Демонстрации:

  • Опыт № 1 «Плавание тел»
  • Презентация  к уроку + Приложение 3.
  • Опыт № 2 «Непослушное яйцо»

Оборудование:

  • Тест 21 «Сила Архимеда» [2]
  • Стеклянный сосуд с водой, три тела одинакового объема, одно из которых тонет в воде, другое плавает, а третье всплывает на поверхность (для опыта №1).
  • Экран, проектор, ноутбук.
  • Тест для закрепления (30шт.)
  • Два стеклянных стакана: один – с чистой водой, второй – с солёной, сырое яйцо или клубень картофеля (для опыта № 2).

ХОД  УРОКА

1. Опрос-повторение

– Какие силы действуют на тело, находящееся в жидкости?
– Как направлена архимедова сила? Как направлена сила тяжести?
– Чему равна величина архимедовой силы?
– От каких величин зависит значение архимедовой силы?
– Как подсчитать архимедову силу?
– Как подсчитать силу тяжести?

Слайд 2 – решение задачи.

2. Выполнение Теста  21 «Сила Архимеда»Приложение 1

3. Новый материал

ОПЫТ № 1 (слайд 3)

Опустить тела в сосуд с водой.

– На каждое ли тело действует выталкивающая сила?
– Почему одни тела в жидкости тонут, другие плавают, а третьи всплывают?

Слайд 4

Обсуждение и работа со слайдом.
Выяснение условий плавания тел:

  • Fa < Fт  ––>  тонет
  • Fa = Fт  ––>  плавает
  • Fa > Fт  ––>  всплывает

Вывод условия плавания однородных тел для соотношения плотностей (на доске). Запись вывода и условий (слайд 5) в тетрадь.

Работа с таблицей плотностей 2-4 на стр. 51 учебника [1]

– В каких жидкостях будет тонуть, а в каких всплывать кусок льда?

Анимация Shockwave Flash Object (Слайд 6)

Рассмотрим подробнее случай, когда  Fa > Fт
Обратите внимание на то, что одни тела плавают на поверхности жидкости, почти полностью погрузившись в неё, а другие меньше погружены в жидкость. Как вы думаете, почему?

Вывод: Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. На этом основано действие прибора ареометра – прибора для измерения плотности жидкостей.

Слайд 7

Обсуждение вопроса: До каких пор тело всплывает?
В ходе обсуждения должны вспомнить, что Fa зависит от объёма погружённой в жидкость части тела, и, когда тело показывается над поверхностью,  Fa  уменьшается.

Записать условие плавания тела на поверхности жидкости: Fa = Fт

4. Закрепление

1) Решение задачи (слайд 8)

2) Тест «Плавание тел» – Приложение 2.

ОПЫТ № 2 «Непослушное яйцо» [3] (слайд 9)

Опустить сырое яйцо (картофелину) в солёную воду – всплывает на поверхность. Что будет, если я долью воды? (предполагаемый ответ – яйцо всплывет). Доливаем чистой воды – яйцо плавает внутри жидкости.

– Объясните наблюдаемое явление?

5. Итог урока

– Что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Каковы условия плавания тел?

Записать домашнее задание (слайд 10).

ЦОР рекомендуемые учащимся для самостоятельной работы дома:  

Список использованных источников:

  1. А. В. Перышкин, учебник для общеобразовательных учреждений «Физика 7 класс», М., Дрофа, 2009г.
  2. Е.Н. Кривопалова, тесты по физике 7 класс
  3. Л. Гальперштейн, Занимательная физика, М., РОСМЭН, 1998г.
  4. Материалы (ЦОР) с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/