Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучение условий, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает.
Задачи:
- Ознакомить с явлением плавания тел в жидкости;
- Выяснить условия плавания тел;
- Формировать умение объяснять поведение тел (тонет, всплывает, плавает) сравнением силы тяжести и выталкивающей силы, плотности жидкости и плотности тела;
- Развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем и объяснения интересных фактов.
План урока:
- Орг. вопросы (3 мин.)
- Опрос-повторение (8 мин.) + тест 21 (5 мин.)
- Новый материал (17 мин.)
- Закрепление (10 мин.)
- Итог урока (2 мин.)
Д\З: § 50, Упр. 25 (2, 3, 5)
Демонстрации:
- Опыт № 1 «Плавание тел»
- Презентация к уроку + Приложение 3.
- Опыт № 2 «Непослушное яйцо»
Оборудование:
- Тест 21 «Сила Архимеда» [2]
- Стеклянный сосуд с водой, три тела одинакового объема, одно из которых тонет в воде, другое плавает, а третье всплывает на поверхность (для опыта №1).
- Экран, проектор, ноутбук.
- Тест для закрепления (30шт.)
- Два стеклянных стакана: один – с чистой водой, второй – с солёной, сырое яйцо или клубень картофеля (для опыта № 2).
ХОД УРОКА
1. Опрос-повторение
– Какие силы действуют на тело, находящееся в
жидкости?
– Как направлена архимедова сила? Как направлена
сила тяжести?
– Чему равна величина архимедовой силы?
– От каких величин зависит значение архимедовой
силы?
– Как подсчитать архимедову силу?
– Как подсчитать силу тяжести?
Слайд 2 – решение задачи.
2. Выполнение Теста 21 «Сила Архимеда» – Приложение 1
3. Новый материал
ОПЫТ № 1 (слайд 3)
Опустить тела в сосуд с водой.
– На каждое ли тело действует выталкивающая
сила?
– Почему одни тела в жидкости тонут, другие
плавают, а третьи всплывают?
Слайд 4
Обсуждение и работа со слайдом.
Выяснение условий плавания тел:
- Fa < Fт ––> тонет
- Fa = Fт ––> плавает
- Fa > Fт ––> всплывает
Вывод условия плавания однородных тел для соотношения плотностей (на доске). Запись вывода и условий (слайд 5) в тетрадь.
Работа с таблицей плотностей 2-4 на стр. 51 учебника [1]
– В каких жидкостях будет тонуть, а в каких всплывать кусок льда?
Анимация Shockwave Flash Object (Слайд 6)
Рассмотрим подробнее случай, когда Fa > Fт
Обратите внимание на то, что одни тела плавают на
поверхности жидкости, почти полностью
погрузившись в неё, а другие меньше погружены в
жидкость. Как вы думаете, почему?
Вывод: Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. На этом основано действие прибора ареометра – прибора для измерения плотности жидкостей.
Слайд 7
Обсуждение вопроса: До каких пор тело
всплывает?
В ходе обсуждения должны вспомнить, что Fa зависит
от объёма погружённой в жидкость части тела, и,
когда тело показывается над поверхностью,
Fa уменьшается.
Записать условие плавания тела на поверхности жидкости: Fa = Fт
4. Закрепление
1) Решение задачи (слайд 8)
2) Тест «Плавание тел» – Приложение 2.
ОПЫТ № 2 «Непослушное яйцо» [3] (слайд 9)
Опустить сырое яйцо (картофелину) в солёную воду – всплывает на поверхность. Что будет, если я долью воды? (предполагаемый ответ – яйцо всплывет). Доливаем чистой воды – яйцо плавает внутри жидкости.
– Объясните наблюдаемое явление?
5. Итог урока
– Что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Каковы условия плавания тел?
Записать домашнее задание (слайд 10).
ЦОР рекомендуемые учащимся для самостоятельной работы дома:
- Плавание тел (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_18.swf)
- Интерактивная модель «Плавание тел» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf)
- Задача «Плавающий айсберг» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c12c4166-fabe-4071-9444-a9744f492e3d/7_222.swf)
Список использованных источников:
- А. В. Перышкин, учебник для общеобразовательных учреждений «Физика 7 класс», М., Дрофа, 2009г.
- Е.Н. Кривопалова, тесты по физике 7 класс
- Л. Гальперштейн, Занимательная физика, М., РОСМЭН, 1998г.
- Материалы (ЦОР) с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/