Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quests).
Образовательный веб-квест (webquest) – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.
А.Кристи отмечает, что технология веб-квеста способствует:
- развитию логического мышления учащихся, так как вовлекает их в процесс логических рассуждений в процессе решения центральной проблемы того или иного квеста;
- развитию критического мышления учащихся, так как включает в себя интерпретацию, анализ, оценку информации;
- развитию коммуникативных навыков учащихся, их социализации, формированию толерантности;
- формированию рефлексии, умении анализировать и оценивать свои действия, действия партнеров в процессе решения проблемы;
- способствует установлению и развитию междисциплинарных связей в процессе обучения.
Заметим, что использование образовательной технологии веб-квест по определению предполагает и использование технологии развития критического мышления, которая рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения.
В качестве иллюстрации использования данных технологий в учебном процессе предлагаем рассмотреть урок информатики, разработанный для студентов II курса педагогического колледжа.
Урок информатики «Углубляясь в историю развития компьютерных наук» (2 часа)
Цель: дать представление о личностях, внесших определённый вклад в развитие компьютерных наук; закрепить навыки поиска и обработки информации распределенного ресурса Глобальной сети Интернет
Задачи:
По итогам занятия студенты должны:
- иметь представление о личностях, внесших определённый вклад в развитие компьютерных наук;
- понимать вклад каждого из них в развитие компьютерных наук;
- уметь объяснить значение достижений конкретной личности для развития компьютерных наук;
- анализировать результаты поискового запроса с целью решения практических задач в учебном процессе,
- представлять результаты работы с использованием ИКТ,
- оценивать роль информационных ресурсов Интернет для решения практических задач в рамках учебного процесса
Методы, приемы и формы организации учебного процесса: технология развития критического мышления, образовательная технология вэб-квест, работа в творческих группах, использование технологической карты личных достижений (РНС).
Средства обучения: компьютеры, мультимедийная установка, поисковые службы распределенного ресурса Глобальной сети Интернет, редактор презентаций MS PowerPoint.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент Техника безопасности при работе за ПК. |
Студенты расписываются в журнале по технике безопасности. |
Стадия вызова Выявление проблемы Тема и цель урока |
Вопросы преподавателя: Кто изобрёл
компьютерную мышь? Кто создал первый лазерный
принтер? Кто является «отцом» Всемирной паутины?
И т.д. |
Стадия реализации I. Подготовительный этап Знакомство с материалами Интернет-проекта «Под знаком Леонардо да Винчи» Обсуждение результатов работы студентов. II. Собственно стадия реализации 1. Организация работы студентов Составление творческих групп (осуществляется жеребьёвкой, принадлежность к группе определяется цветом) Распределение ролей Определение темы исследования Объяснение последовательности работы Определение времени на работу 2. Работа над решением выбранных задач, с использованием поисковых служб Глобальной сети Интернет 3. Представление результатов деятельности в форме электронной презентации |
Студенты анализируют материалы Интернет-проекта «Под знаком Леонардо да Винчи» (http://www.adeptis.ru/vinci/), отвечают на заданные в начале урока вопросы, находят дополнительные интересные им достижения в области компьютерных наук.
Студенты образуют творческие группы, определяют для себя предложенные роли.
Слайд 2 План работы над темой у каждого на столе
Студенты подбирают текстовый и иллюстративный материал по выбранному вопросу
Оформитель создает презентацию |
Стадия рефлексии I. Представление результатов работы Фиксирование данных слушателями. II. Подведение итогов III. Оценка результатов работы |
Выступление студентов из каждой группы,
представление результатов работы. Фиксирование
информации в рабочих тетрадях. Обсуждение каждого выступления. Самооценка и взаимооценка результатов работы. |
Домашнее задание | |
Организационное окончание урока |
ПЛАН РАБОТЫ
- Используя материалы распределённого ресурса
Глобальной сети Интернет изучите жизнь и научную
деятельность заданного ученого по следующим
вопросам:
- Краткая биография;
- Основные достижения/изобретения;
- Значение открытий для дальнейшего развития компьютерных наук
- Подберите иллюстративный материал
- Представьте результаты изучения темы компьютерной презентацией
- Подготовьтесь к устному выступлению
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ:
- Количество слайдов – 3 (отдельный слайд для каждого вопроса)
- Разметка слайда – пустой слайд
- Фон слайда – градиентная заливка в два цвета
- Изображения – не менее 3 (портрет ученого, иллюстрации изобретений)
- Единство стиля – фон, шрифт, обрамление изображений
КАРТА САМООЦЕНКИ
Уровень сложности, баллы | Задачи | Количество баллов |
I уровень: до 3 баллов | Я имею представление о достижениях в области компьютерных наук рассматриваемых на уроке личностей | |
II уровень: до 5 баллов | Я понимаю вклад каждого из них в развитие компьютерных наук | |
III уровень: до 7 баллов | Я могу объяснить вклад каждого из названных на уроке достижений в развитие компьютерных наук |
КАРТА ВЗАИМООЦЕНКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ
Роли | Цели и задачи | Количество баллов |
Организатор: 5 баллов | Организует работу по изучению материала согласно выбранным целям каждым участником группы, следит за временем, оценивает работу каждого студента группы. | |
Связной: 3 балла | Непосредственно связывается с преподавателем для консультации (если у группы возникли вопросы) и доводит до участников пояснения преподавателя | |
Оформитель: 4 балла | Оформляет отобранный группой материал в электронную презентацию для сопровождения выступления | |
Выступающий: 6 баллов | Выступает от группы с представлением результатов работы. Комментирует и аргументирует. |