Цели урока:
- Образовательная – систематизировать знания по решению показательных уравнений и неравенств; выявить уровень овладения учащимися комплекса знаний и умений по свойствам показательной функции;
- Развивающая – способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать навыки самоконтроля при выполнении заданий на применение свойств показательной функции;
- Воспитательная – побуждать обучающихся к самоконтролю, взаимоконтролю; обратить внимание на воспитание воли и устойчивости для достижения конечных результатов; воспитывать объективную самооценку при оценивании знаний, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, формировать умение рефлексировать.
Оборудование: авторская презентация, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Девиз урока: «Кто не знает в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра» (Сенека)
Деятельность учителя:
После проверки готовности класса сообщает, что
сегодня урок посвящается систематизации знаний
по решению показательных уравнений и неравенств.
Ставит задачу: учиться находить свои и чужие
ошибки, выявлять их причины, намечать пути по их
устранению.
Деятельность учащихся: записывают тему урока.
Слайд 1
2. Актуализация знаний
Девиз: «Счёт и вычисление – основа порядка в голове» (И. Песталлоци)
Деятельность учителя:
Организует повторение основного содержания учебного материала. Ставит задачу: уметь обосновывать свой ответ, анализировать ответы товарищей.
Деятельность учащихся:
Осуществляют самоконтроль: «знаю» – «не знаю». Делают выводы по коррекции собственных и чужих пробелов. Приводят теоретическое обоснование.
Слайды 2-11
Укажите функцию возрастающую на всей области определения.
1) y = 102 – x 2) y = (0,95)3 – 4x 3) y = (0,2)4 + 3x 4) y = (4/5)x
Укажите функцию возрастающую на всей области определения.
1) y = 0,353x 2) y = (3/5)x 3) y = 1,2– x 4) y = 0,75– 2x
Укажите функцию убывающую на всей области определения.
1) y = 33 + x 2) y = (8/9)1 – x 3) y = 2,72 + x 4) y = (0,4)3 + x
Какое из следующих чисел входит в множество значений функции y = (4/7) x – 5?
1) – 9 2) – 7 3) – 5 4) – 3
Какое из следующих чисел не входит в множество значений функции y = –5 – 7x?
1) – 10 2) – 8 3) – 6 4) – 4
Решите уравнение:
3x = 27 (1/2)x = 16 2x . 3x = 36
3. Закрепление знаний и умений
А) Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях
Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий» (Пифагор)
Деятельность учителя:
Инструктирует учащихся по выполнению заданий на выполнение заданий базового уровня. Комментирует критерии оценки и время выполнения задания. Организует работу по выявлению вопросов, в которых ошиблись учащихся (варианты правильных решений показываются на слайдах). Организует работу учащихся по обсуждению и исправлению ошибок.
Деятельность учащихся:
1) Трое учащихся у доски, остальные решают в тетрадях. Участвуют в обсуждении причин допущенных ошибок. Самоконтроль с использованием представленного учителем правильного варианта ответов.
Слайды 12-18
Решите неравенство:
10x > 1000 (1/2)3x < 4
Укажите область определения функции:
2) Один учащийся работает на интерактивной доске, решает уравнение и неравенства и с помощью цвета устанавливает соответствие. Остальные работают в парах, анализируют решение на доске, вносят коррективы.
Слайды 19-21
0,6x2 – 5x = 1
0,6x2 – 5x > 1
0,6x2 – 5x < 1
0,6x2 – 5x > 1
0,6x2 – 5x < 1
Б) Проверка умений учащихся применять знания в измененных условиях
Девиз: «Подвергай всё сомнению» (Сократ)
Деятельность учителя:
Инструктирует учащихся по выполнению
заданий повышенного уровня . Комментирует
критерии оценки и время выполнения задания.
Организует работу по взаимоконтролю (даёт
правильный вариант ответов) и оценке работы
учащихся.
Организует работу по коррекции знаний и умений
по результатам.
Деятельность учащихся:
Обмен тетрадями и взаимоконтроль. Участвуют в работе над ошибками, аргументируют свои позиции, представители пар оглашают решение. Записывают в тетради разбор заданий, на которые следует обратить особое внимание.
Слайды 22-26
Решите уравнение: (1/8)1 – 0,2x = 43
При каких значениях аргумента график функции f(x) = 4 . 5x + 1 и g(x) = 125 – 52x имеют общие точки?
При каких значениях аргумента графики функций f(x) = 11 . 3x + 1 и g(x) = 4 . 3x + 87 пересекаются?
В) Проверка умений учащихся применять знания в измененных и нестандартных условиях
Девиз: «Пока я мыслю, я живу» (Декарт)
Деятельность учителя:
Инструктирует учащихся по выполнению задания
уровня С.
Организует проверку правильности полученных
результатов посредством коллективного
обсуждения (с использованием интерактивной
доски).
Деятельность учащихся:
Выполняют задание самостоятельно. Участвуют в обсуждении правильности выполнения задания, выдвигают гипотезы по дальнейшему плану действий. Оформляют правильное решение в тетради.
Слайды 27-30
Решите уравнение:
C1) 2cos2x = 8sin2x
C1) 25x – 1 . 34x + 1 .
73x + 3 = 504x – 2
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Девиз: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало» (Омар Хайям)
Деятельность учителя:
Комментирует оценки учащихся. Даёт
рекомендации по коррекции знаний и умений в
соответствии с полученными на занятии
результатами.
Даёт домашнее задание: 10 заданий на решение
показательных уравнений и неравенств из
сборника под редакцией Ф.Ф.Лысенко « ЕГЭ 2012.
Вступительные экзамены».
Делает соответствующие пояснения о том, что
результаты работы понадобятся на следующем
уроке.
Деятельность учащихся:
Участвуют в обсуждении отметок товарищей,
производят самооценку своих ответов.
Записывают домашнее задание данное учителем,
задают вопросы.
Слабоуспевающие учащиеся получают
индивидуальные карточки – коррекции.
Слайд 31
5. Рефлексия
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» (Китайская мудрость)
Деятельность учителя:
Учитель предлагает закончить предложения:
– Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
– Нарисуйте в тетради в конце классной работы, с
каким настроением вы работали сегодня.
– Какую оценку вы поставили бы себе?
– Какой момент наиболее интересен был на уроке?
– Где вам пришлось более всего
сконцентрироваться?
Деятельность учащихся:
Дети заканчивают предложения.
Слайд 32