Цели : знакомство с понятием однородных членов предложения, установление связи между однородными членами, закрепление знаний о предложении, развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие умения сравнивать полученные результаты и делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация. На доске записана пословица: “Не пером пишут, а умом”. (Ученики объясняют смысл написанного.)
3. Актуализация знаний.
– Сегодня на уроке вы откроете для себя новые “секреты” языка, будете себя оценивать: “Что я как ученик знаю, а что нет”.
– Прочитайте слова, записанные на доске:
М. рковь, г.рох, к.пуста, в.сна, .гурец, п.м.дор, к.ртофель
– Какое задание будем выполнять? (Списывать, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы.)
– Что объединяет эти слова? (Имена существительные, неодушевленные.)
– Какое слово “лишнее”? (Весна, т.к. все остальные слова относятся к тематической группе “овощи”.)
Самопроверка. (Дети отмечают “+” правильное написание, “– “ – написание с ошибкой.)
– Кто написал без ошибок?
– Подберите имена прилагательные к слову “весна”. (Прекрасная, ранняя, поздняя, долгожданная, радостная.)
– Составим словосочетания. На доске записаны 2 столбика слов:
Зелен… Звонк… Радостн… Набухш... Перв… |
пение травка почки ручьи цветочки |
– Прочитайте 2 столбика слов. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Отметьте орфограммы. Проверка – по одному выходят ученики и составляют словосочетания, вставляя окончания прилагательных.
Зеленая травка, звонкие ручьи, радостное пение, набухшие почки, первые цветочки.
– Кто справился без ошибок? У кого возникли затруднения?
– С любым словосочетанием составьте предложение. (Выслушиваются ответы детей.)
– Я тоже составила предложение. Давайте его запишем, обозначим орфограммы.
1 ученик у доски, остальные в тетрадях. Выполняется синтаксический разбор предложения.
Сердце радуют первые цветочки.
– А теперь прочитаем еще одно предложение.
4. Постановка проблемы.
Сердце радуют первые цветочки, зеленая травка и пение птиц.
– Чем оно отличается от предыдущего? (Больше слов, появились другие слова.)
– Давайте сравним по грамматическим основам. Сколько их?
Найдем подлежащие, на какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи выражены? (Именами существительными.) Понаблюдаем, с какой интонацией мы их произносим? (С интонацией перечисления.)
Вывод: – сколько подлежащих? (3) А Сказуемых? (Одно.)
Значит, три подлежащих относятся к 1 сказуемому.
– А может быть одно подлежащее и несколько сказуемых? (Предположение детей.)
– Проверим наши предположения – откроем учебник , упражнение 418.
– О ком говорится во всех предложениях? О бабочках.
– Какие действия они совершали? Перечисляют их.
– Поставьте вопрос от подлежащего. Что делали бабочки? (Порхали, кружились, вились.)
– С какой интонацией произносятся эти слова? С интонацией перечисления.
– Запишите последнее предложение, выделите основу. Сколько подлежащих? Сказуемых? Прочитаем правило и узнаем как называются такие члены предложения.
5. Изучение нового материала.
Такие члены предложения называются однородные. Что означает это слово? (Оно сложное, означает один род.)
Однородный – относится к тому же роду, разряду, т.е. одинаковый. (Толковый словарь.)
Итак, однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одними и теми же членами предложения, могут быть подлежащими, сказуемыми и произносятся с интонацией перечисления. На доску вывешивается опорная таблица.
– Вернемся к предложениям. Как назовем слова цветочки, травка, пение? Однородные подлежащие. Как назовем слова: порхали, кружились, вились? Однородные сказуемые.
6. Первичное закрепление.
Каждому выдаются листки с заданиями. Обсуждается задание – списать предложения, выделить основу в каждом предложении и найти однородные члены.
Наступила радостная и шумная весна. Талая вода шумит и клокочет. Пробуждается каждый кустик, дерево и травинка. Птички кричат и вьют гнезда.
Все рады весне!
Проверка. В каком предложении встретились однородные подлежащие? Однородные сказуемые?
– Прочитайте 1 предложение. Что заметили? Однородными являются второстепенные члены предложения.
Кто сам справился с заданием? Кому было трудно?
Вывод: однородными могут быть и подлежащие, и сказуемые, и второстепенные члены предложения.
– Составьте предложение с однородными членами, употребив словарные слова: морковь, капуста, горох.
Итог урока:
- Что нового узнали сегодня о предложении?
- С каким новым понятием познакомились?
- Назовите признаки, по которым найдем однородные члены предложения.
- Как оцените свою работу на уроке.
- Какие трудности испытывали?
Выставляются отметки и записывается домашнее задание.