Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов, слов;
– формируем умение писать слова с ъ;
– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение наблюдать над значением слова и видеть в слове его части;
– формируем умение анализировать текст;
– формируем умение выразительного чтения стихотворного текста.
Ход урока
1. Актуализация знаний. Повторение.
– Давайте вспомним с какой буквой познакомились на прошлом уроке, что интересного узнали о ней.
Молчаливый этот знак,
Не произносится никак,
Но нужен многим он словам
Его учить придется нам.
Хотите, не хотите, стоит он в алфавите.
Мы на улице знаков.
2. Составление плана урока.
– Рассмотрите страницу 155. Определите тему урока. Какой будет план урока ?
- Знакомство с новой буквой.
- Звуко-буквенный анализ слов.
- Чтение слов.
- Чтение стихов.
- Письмо букв, слогов, слов.
– Что нового узнаем? Что мы сейчас делали ? (Планировали.)
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
– Почему на стр 154–155 нет звуковых человечков ?
– Какова роль ъ знака в словах ?
– Проверяем наши предположения.
Работа в букваре ст. 155.
– Рассмотрите и прочитайте слова 1 столбика. Что заметим ? (Во всех словах ъ, слова однокоренные, корень езд, парная согласная на конце, есть приставки.)
– Как думаете, чего больше в словах букв или звуков? Проверим на примере слова въезд
[ в й э с т ] 5 б., 5 зв. – Почему так получилось ?
– Читаем слова 2 столбика. Что общего со словами первого столбика ? (Однокоренные, есть приставки, гласная буква обозначает 2 звука, парная согласная в конце.)
– В чем отличие ? (Нет ъ, звуков больше, чем букв, другие приставки.)
Въезд выезд
Подъезд переезд
Отъезд проезд
Объезд приезд
– Что мы делаем ? (Сравниваем, делаем вывод.)
4. Зрительная гимнастика с мульт-героями.
Работа в прописи (с 37).
1) Анализ письменной буквы ъ знак на экране. У каких букв есть похожие элементы ?
2) Написание элементов, буквы ъ, слогов с ъ .
3) Списывание слов с печатного текста. Выделение знакомых приставок. Выделение ъ в словах.
5. Работа в букваре с. 154.
– Рассмотрим слова 3 столбика.
– С какой группой слов (1 или 2 столбика ) имеют больше общего слова 3 столбика.
– К какому столбику отнесем их, к 1 или 2 ? Почему ? (Наличие ъ, приставки с согласной буквой.) Съемка, подъезд, объявит, объяснит.
– Какой вывод сделаем ? (ъ стоит после приставки, с согласной буквой перед гласной корня, разделяет их, гласный обозначает 2 звука.)
Посмотрим и послушаем, что говорят о ъ герои мультфильма
6. Работа в букваре с таблицей (обучение о роли ъ в словах).
– Что важного делали (вывели правило о роли ъ в словах, его позиции в слове).
7. Физкультминутка под музыку и стихи Г. Сапгира (Повторяй за мной).
На экране слова из стихотворения.
Ехали
Подъехали
Въехали
Съехали
Объехали
Поехали
Переехали
Приехали
– Какие слова помогли совершить путешествие – разминку ?
(Слова – действия, родственные слова.)
– На какие группы можно разделить слова (с ъ и без него).
– Прочитаем слова с ъ. Выделим приставки. Сделай вывод.
– Веселые эти стихи написал Генрих Сапгир – увлеченный и интересный человек, написавший рассказы и стихи для детей, он придумал для них целый букварь.
7. Работа в букваре с 155.
– Рассмотри картинку, кого представил себе художник, читая стихи Г.Сапгира ?
– А кого вы представляли ?
– Какое умение мы формировали ?
– А какие еще будем формировать, читая стихи в букваре?
Самостоятельное чтение.
– Каких слов много в стихотворении? (Действий.)
– Какое настроение после прочтения стихов ? (Бодрое, веселое.)
– Почему стихи назвали “Шутка” ?
– Какие еще произведения для детей этого автора мы читали ? (“Андрюша”, “О старых букварях”, “Душа природы”.)
9. Прочитайте дома родным веселые стихи “Шутка”. Кто хочет может выучить стихи наизусть.
10. Работа в прописи с. 37.
– Что будем делать при работе в прописи ?
– Прочитать предложение.
– Выделить знакомые правила .
– Составить предложение, изменив порядок слов в предложении.
– Записать составленные предложения по вариантам. (1 в – 1 и 3, 2 в – 2 и 4)
– Проверь написание, выдели знакомые правила.
– Подчеркни в словах ъ.
– Какие умения мы сейчас развиваем ? (Писать слова с ъ, находить знакомые правила в словах.)
11. Итог.
– С какой буквой познакомились сегодня.
– Чем она необычна ?
– Где она стоит и пишется в словах?
– Что еще нового узнали ?
– Что повторили ?
– Какие умения развивали ?
– Что было трудным ?
– Что не удалось ?
– Что постараемся сделать лучше на следующем уроке ?
– Кто получил отметку ? За какие умения ?
Закончить урок хочется словами замечательного писателя А. Платонова:
“Что бы жить и светиться, надо много трудиться”.
Желаю вам не потерять огонек знаний.