Урок математики в начальной школе. Тема: "Числа от 1 до 5"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: систематизировать знания учащихся от 1 до 5, их составе.

Задачи урока:

Обучающие

  1. закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах пяти, взаимосвязь между частью и целым;
  2. закреплять умение сравнивать пары чисел;
  3. совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 5;
  4. формировать представление о пятиугольнике

Развивающие:

  1. развивать произвольное внимание при работе над геометрическим материалом;
  2. развивать мыслительные операции, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предмету посредством игровых приемов;
  3. учиться самостоятельно определять цели своей деятельности, оценивать свою работу

Воспитывающие:

  1. формировать представление о здоровом образе жизни, прививать интерес к физкультуре и спорту;
  2. воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма.

Оборудование:

Для учителя: доска, цветной мел, картинки с изображением цифр от 1 до 5 в образе веселых человечков, числовой отрезок, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ребусы, карточки с цифрами от 1 до 5.

Для учащихся: сигнальные карточки, “веер” с цифрами, карточка для игры “Гонки”, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Сообщение темы урока. Игра “Одень число”.

Сегодня к нам на урок пришли числа: 1, 2, 3, 4, 5. Они хотят с вами поиграть. Какие бы задания вы предложили для них? (Складывать, вычитать, сравнивать, делить на части).

Итак, мы сегодня не просто учимся, а играем с числами, как факиры с волшебной палочкой. У каждого числа своя одежка, надо только правильно подобрать ее.

– Из каких частей состоит число 2? 3? 4? 5?
– У какого числа нет одежки? Почему?

2. Устный счет.

(На доске ряд натуральных чисел.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

– Сосчитайте до 9 в прямом и обратном порядке.

– Назовите предыдущее число ч.4? 7? Как получить предыдущее число? (Уменьшить на 1.)

– Назовите последующее число ч.3? 6? Как получить последующее число? (Увеличить на 1.)

– Какое число стоит между числами 4и 6? (5)

– Какое число стоит справа от числа 3? Слева от числа 2?

– Назовите соседей числа 6. (5 и 7)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Я думаю, что нам пора отдохнуть. Глазки ваши уже устали.

Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!

3. Минутка чистописания. Игра “Найди свое место”.

Итак, числа мы одели, а теперь каждый из вас пригласит их к себе в гости.

Посмотрите, ребята! Пока мы с вами делали зарядку, числа наши заблудились.

Теперь их надо по порядку написать у себя в тетрадке, а потом и в обратном порядке.

Цифры записываем через клеточку группы цифр – через 4 клеточки.

– Что значит, расставить числа по порядку? В обратном порядке? (От меньшего к большему и наоборот.)

2 5 1 4 3

– Как правильно пишутся цифры? (С уголка на серединку.)

(Учащиеся прописывают в тетрадях цифры: 1 2 3 4 5 и 5 4 3 2 1 до конца строки.)

3. Повторение и закрепление изученного.

1. Игра “Ребусы”.

Числа спрятали слова. Внимательно посмотрите на картинки и расшифруйте эти слова.

С

Вспять пятно пятнашки

– Какое слово вам не знакомо? (Вспять.)

Вспятьназад.

Физкультминутка.

2. Отработка вычислительных навыков. Игра “Найди ошибку”.

Есть счетная машинка у меня,
Помогает мне она.
Я примеры все решила,
А проверить нет сил.
Вот ответы перед вами –
Вы, друзья, проверьте сами.

5 – 1 = 4
2 + 2 = 5
5 – 2 = 4
4 – 1 = 4
3 + 1 = 4

Ребята, я буду вам показывать выражение. Вы внимательно посмотрите на него и, если не согласны с ним, то просигнальте мне красным цветом. А, если согласны,– синим.

(Учащиеся работают “веерами”, а учитель на доске подтверждает ответы детей: расставляет под примерами красные и синие квадраты.)

Нам необходимо быстро исправить ошибки, чтобы не обидеть наших гостей.

– Прочитайте первое неверное выражение, не называя результата. Используйте разные варианты чтения выражения. (2 прибавить 2, 2 да 2).

– Назовите правильный ответ. (4)

– Докажите, что 2+2=4. (4– это целое, 2и2– части.)

– Прочитайте следующее неверное выражение, не называя результата. (из 5 вычесть 2, 5 минус 2, 5 без 2ух.)

– Назовите правильный ответ. (3)

– Докажите. (Из целого-5 убрали одну часть-2, осталась другая часть-3.)

(Аналогичная работа с записью 4 – 1 = 4)

(На доске появляется запись: 5 – 1 = 4, 2 + 2 = 4, 5 – 2 = 3, 4 – 1 = 3, 3 + 1 = 4).

– Что записано на доске? (Это равенства.)

–Какие это равенства? (Верные.)

– На какие группы можно разделить эти равенства? (На (+) и (-), группа с результатом – 4 и группа с результатом – 3.)

– Запишите в тетрадях в один столбик равенства с результатом 3, а в другой – 4. Каких равенств получится больше? (С результатом-4.)

(Запись в тетрадях и на доске: 5 – 1 = 4, 5 – 2 = 3.

2 + 2 = 4
4 – 1 = 3
3 + 1 = 4

– Проверьте. У кого написано также, поставьте на полях красный кружок.

–Если бы вам предложили увеличить число групп, то какие группы вы бы добавили? (С результатом – 2 и с результатом – 5.)

Физкультминутка.

4. Открытие нового знания.

1. Геометрический материал. Игра “Смотри и запоминай”.

(На доске геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.)

– Назовите геометрические фигуры. Запомните их расположение. Нарисуйте их по памяти в тетрадях, не нарушая порядка.

(Учащиеся запоминают фигуры, их расположение, и рисуют в тетрадях.)

– Запишите под треугольником число, которое на 1 больше ч. 4, под квадратом – число, которое на 1 больше ч. 2, под кругом – число, которое на 1 меньше ч.5, под прямоугольником – число, которое меньше числа 3 на 1 и число, которое на 1 больше этого же числа, т.е. числа 3.

– Посмотрите каждый на свою работу и сравните с моей. У вас должна получиться в тетрадях вот такая запись: 5, 3, 4, 2, 4, если вы правильно расположили геометрические фигуры и правильно выполнили задание с числами. Я предлагаю вам оценить выполненное задание: кто справился с этим заданием, на полях нарисуйте красный кружок; кто выполнил с одной ошибкой– желтый кружок; те, кто допустил 2 и более ошибок,– зеленый.

(На доске – пятиугольник.) Посмотрите на эту геометрическую фигуру. Что вы можете о ней рассказать? (У фигуры 5 вершин и 5 сторон.)

– Как бы вы назвали эту фигуру? (Многоугольник, пятиугольник, т.к. у нее 5 углов.)

– На что похож пятиугольник? (На ракету, домик, конверт.)

– Добавьте к своему ряду геометрических фигур пятиугольник. Напишите под ним цифру, обозначающую число сторон этой фигуры.

– Какую цифру вы написали? (5).

– Раскрасьте лишнюю фигуру. Какую фигуру вы раскрасили? (Круг, т.к. у него нет углов.)

2. Сравнение чисел.

(Работа с числами 5, 3, 4, 2, 4.)

– Какое задание вы можете предложить для этих чисел? (Числа можно сравнивать.)

– Составьте и запишите 2 неравенства со знаком “больше” и столько же неравенств со знаком “меньше”.

– А что еще можно составить? (Равенство.)

– Запишите равенство. (4=4)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

 5. Самостоятельная работа. Игра “Гонки”.

(Каждому учащемуся выдается карточка с заданием. Задание выносится на доску. Дети считают самостоятельно. Получившееся число показывают на “веере”.)

– Двигаясь по стрелке, производите вычисления, результат записываете в пустом кружке, а конечный результат выставляете на “веере”. Первым пяти решившим правильно – красный кружок.

[4]---+1---[ ]--– -2 ---[ ]--– -1 ---[ ]--– -1 ---[ ]---+2---[ ]---+2---[ ?]

6. Итог. Рефлексия.

Итак, мы поиграли с числами 1, 2, 3, 4, 5 и, таким образом, повторили тему “Числа от 1 до 5”.

– Какое задание вам больше всего понравилось?

– Какое задание вызвало затруднение?

– Что выполнили легко?

Посмотрите, сколько каждый из вас выполнил заданий и закрасил кружков красным, желтым и зеленым цветами. Что можете посоветовать своим одноклассникам, которые получили не все красные кружки? Улыбнитесь, кому понравился урок. Довольны ли вы своей работой?