Цель урока: систематизировать знания учащихся от 1 до 5, их составе.
Задачи урока:
Обучающие
- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах пяти, взаимосвязь между частью и целым;
- закреплять умение сравнивать пары чисел;
- совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 5;
- формировать представление о пятиугольнике
Развивающие:
- развивать произвольное внимание при работе над геометрическим материалом;
- развивать мыслительные операции, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предмету посредством игровых приемов;
- учиться самостоятельно определять цели своей деятельности, оценивать свою работу
Воспитывающие:
- формировать представление о здоровом образе жизни, прививать интерес к физкультуре и спорту;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма.
Оборудование:
Для учителя: доска, цветной мел, картинки с изображением цифр от 1 до 5 в образе веселых человечков, числовой отрезок, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ребусы, карточки с цифрами от 1 до 5.
Для учащихся: сигнальные карточки, “веер” с цифрами, карточка для игры “Гонки”, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Сообщение темы урока. Игра “Одень число”.
Сегодня к нам на урок пришли числа: 1, 2, 3, 4, 5. Они хотят с вами поиграть. Какие бы задания вы предложили для них? (Складывать, вычитать, сравнивать, делить на части).
Итак, мы сегодня не просто учимся, а играем с числами, как факиры с волшебной палочкой. У каждого числа своя одежка, надо только правильно подобрать ее.
– Из каких частей состоит число 2? 3? 4? 5?
– У какого числа нет одежки? Почему?
2. Устный счет.
(На доске ряд натуральных чисел.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
– Сосчитайте до 9 в прямом и обратном порядке.
– Назовите предыдущее число ч.4? 7? Как получить предыдущее число? (Уменьшить на 1.)
– Назовите последующее число ч.3? 6? Как получить последующее число? (Увеличить на 1.)
– Какое число стоит между числами 4и 6? (5)
– Какое число стоит справа от числа 3? Слева от числа 2?
– Назовите соседей числа 6. (5 и 7)
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Я думаю, что нам пора отдохнуть. Глазки ваши уже устали.
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
3. Минутка чистописания. Игра “Найди свое место”.
Итак, числа мы одели, а теперь каждый из вас пригласит их к себе в гости.
Посмотрите, ребята! Пока мы с вами делали зарядку, числа наши заблудились.
Теперь их надо по порядку написать у себя в тетрадке, а потом и в обратном порядке.
Цифры записываем через клеточку группы цифр – через 4 клеточки.
– Что значит, расставить числа по порядку? В обратном порядке? (От меньшего к большему и наоборот.)
2 5 1 4 3
– Как правильно пишутся цифры? (С уголка на серединку.)
(Учащиеся прописывают в тетрадях цифры: 1 2 3 4 5 и 5 4 3 2 1 до конца строки.)
3. Повторение и закрепление изученного.
1. Игра “Ребусы”.
Числа спрятали слова. Внимательно посмотрите на картинки и расшифруйте эти слова.
С
Вспять пятно пятнашки
– Какое слово вам не знакомо? (Вспять.)
Вспять – назад.
Физкультминутка.
2. Отработка вычислительных навыков. Игра “Найди ошибку”.
Есть счетная машинка у меня,
Помогает мне она.
Я примеры все решила,
А проверить нет сил.
Вот ответы перед вами –
Вы, друзья, проверьте сами.
5 – 1 = 4
2 + 2 = 5
5 – 2 = 4
4 – 1 = 4
3 + 1 = 4
Ребята, я буду вам показывать выражение. Вы внимательно посмотрите на него и, если не согласны с ним, то просигнальте мне красным цветом. А, если согласны,– синим.
(Учащиеся работают “веерами”, а учитель на доске подтверждает ответы детей: расставляет под примерами красные и синие квадраты.)
Нам необходимо быстро исправить ошибки, чтобы не обидеть наших гостей.
– Прочитайте первое неверное выражение, не называя результата. Используйте разные варианты чтения выражения. (2 прибавить 2, 2 да 2).
– Назовите правильный ответ. (4)
– Докажите, что 2+2=4. (4– это целое, 2и2– части.)
– Прочитайте следующее неверное выражение, не называя результата. (из 5 вычесть 2, 5 минус 2, 5 без 2ух.)
– Назовите правильный ответ. (3)
– Докажите. (Из целого-5 убрали одну часть-2, осталась другая часть-3.)
(Аналогичная работа с записью 4 – 1 = 4)
(На доске появляется запись: 5 – 1 = 4, 2 + 2 = 4, 5 – 2 = 3, 4 – 1 = 3, 3 + 1 = 4).
– Что записано на доске? (Это равенства.)
–Какие это равенства? (Верные.)
– На какие группы можно разделить эти равенства? (На (+) и (-), группа с результатом – 4 и группа с результатом – 3.)
– Запишите в тетрадях в один столбик равенства с результатом 3, а в другой – 4. Каких равенств получится больше? (С результатом-4.)
(Запись в тетрадях и на доске: 5 – 1 = 4, 5 – 2 = 3.
2 + 2 = 4
4 – 1 = 3
3 + 1 = 4
– Проверьте. У кого написано также, поставьте на полях красный кружок.
–Если бы вам предложили увеличить число групп, то какие группы вы бы добавили? (С результатом – 2 и с результатом – 5.)
Физкультминутка.
4. Открытие нового знания.
1. Геометрический материал. Игра “Смотри и запоминай”.
(На доске геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.)
– Назовите геометрические фигуры. Запомните их расположение. Нарисуйте их по памяти в тетрадях, не нарушая порядка.
(Учащиеся запоминают фигуры, их расположение, и рисуют в тетрадях.)
– Запишите под треугольником число, которое на 1 больше ч. 4, под квадратом – число, которое на 1 больше ч. 2, под кругом – число, которое на 1 меньше ч.5, под прямоугольником – число, которое меньше числа 3 на 1 и число, которое на 1 больше этого же числа, т.е. числа 3.
– Посмотрите каждый на свою работу и сравните с моей. У вас должна получиться в тетрадях вот такая запись: 5, 3, 4, 2, 4, если вы правильно расположили геометрические фигуры и правильно выполнили задание с числами. Я предлагаю вам оценить выполненное задание: кто справился с этим заданием, на полях нарисуйте красный кружок; кто выполнил с одной ошибкой– желтый кружок; те, кто допустил 2 и более ошибок,– зеленый.
(На доске – пятиугольник.) Посмотрите на эту геометрическую фигуру. Что вы можете о ней рассказать? (У фигуры 5 вершин и 5 сторон.)
– Как бы вы назвали эту фигуру? (Многоугольник, пятиугольник, т.к. у нее 5 углов.)
– На что похож пятиугольник? (На ракету, домик, конверт.)
– Добавьте к своему ряду геометрических фигур пятиугольник. Напишите под ним цифру, обозначающую число сторон этой фигуры.
– Какую цифру вы написали? (5).
– Раскрасьте лишнюю фигуру. Какую фигуру вы раскрасили? (Круг, т.к. у него нет углов.)
2. Сравнение чисел.
(Работа с числами 5, 3, 4, 2, 4.)
– Какое задание вы можете предложить для этих чисел? (Числа можно сравнивать.)
– Составьте и запишите 2 неравенства со знаком “больше” и столько же неравенств со знаком “меньше”.
– А что еще можно составить? (Равенство.)
– Запишите равенство. (4=4)
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
5. Самостоятельная работа. Игра “Гонки”.
(Каждому учащемуся выдается карточка с заданием. Задание выносится на доску. Дети считают самостоятельно. Получившееся число показывают на “веере”.)
– Двигаясь по стрелке, производите вычисления, результат записываете в пустом кружке, а конечный результат выставляете на “веере”. Первым пяти решившим правильно – красный кружок.
[4]---+1---[ ]--– -2 ---[ ]--– -1 ---[ ]--– -1 ---[ ]---+2---[ ]---+2---[ ?]
6. Итог. Рефлексия.
Итак, мы поиграли с числами 1, 2, 3, 4, 5 и, таким образом, повторили тему “Числа от 1 до 5”.
– Какое задание вам больше всего понравилось?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Что выполнили легко?
Посмотрите, сколько каждый из вас выполнил заданий и закрасил кружков красным, желтым и зеленым цветами. Что можете посоветовать своим одноклассникам, которые получили не все красные кружки? Улыбнитесь, кому понравился урок. Довольны ли вы своей работой?