История города Ленинска-Кузнецкого

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Цель: Повторение раннее изученного материала, изучение материала о родном городе.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания учащихся о своем городе; познакомить учащихся с историей возникновения родного города.
  • Работать над умением слушать, формировать умение сопоставлять и делать выводы; развивать навыки публичного выступления.
  • Воспитание любви к своей малой родине.

Оборудование :музыкальное сопровождение ,слайды, карта, карточки с названием улиц, сочинения детей о городе, настроение детей (рожицы)

Словарь: город, поселок, история,

Ход урока

I. Организация класса на работу.

– Эмоциональный настрой класса на работу:

“Песня о Ленинске-Кузнецком”.

– О каком городе пойдет речь на уроке?

– Составим кластеры к слову город.

Город.

I.1. Сообщение темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы дома писали сочинения о родном городе. (Оформление на доске.) (Дети читают сочинения.)

– Что вам известно о городе?

– Какие исторические моменты вы вспомнили?

II.1. Минутка наблюдения.

– Какое сегодня число, день недели, месяц, время года?

– Что характерно для этого времени года?

– Какая температура?

– Что интересного в изменении природы вы заметили за последние 2 дня?

–Что происходит с природой в данный момент?

III. Изучение нового материала.

III.1. Справка о городе сопровождается показом слайдов.

Мы все живы – пока жива память. В городе 70 памятных мест. Мы помним о борцах за власть Советов, каждую первую субботу апреля ежегодно горожане приходят к памятникам, братской могиле, чтобы поклониться памяти земляков – кольчугинцев, погибших в апреле 1919 года.

Мы помним о вкладе наших горожан в Победу в Великой Отечественной войны. Это они, наши деды и отцы, защищали Родину от врага, добывали уголь, работали за станками, 10 наших земляков в годы войны стали героями Советского Союза, А.П. Шилин – дважды. Ленинск-Кузнечане входили в состав добровольческих дивизий. 4982 земляка сложили голову на полях сражений. Пусть светлой будет о них память. Центральная площадь носит имя “Победа”.В 2000 году была построена на пожертвования горожан, вклады шахтеров – Часовня памяти погибших горняков. В городе действует Храм и женский монастырь.

“В Кузбассе не было войны,
Но бесконечны павших списки,
В Кузбассе не было войны,
Но в городах есть обелиски”

В аллее Спасстанции, (а существует ВГСЧ с 1932 года), открыт памятник горноспасателям. В 2002 году в Кузбассе с начала года погибло более 20 горняков. Если случаются трагедии – мы должны помнить. Вот уже 6 лет в Кузбассе выходит Книга памяти Шахтеров – 6 томов. Дорогой ценой дается “черное золото”. Давайте будем помнить об этом! В сквере Памяти установлен скромный памятник жертвам политических репрессий “Не зная поименно всех, замученных в аду Гулага, скорбят по ним и помнят люди”. Тогда в 30–40–0-ые страшные годы репрессий, погибали шахтеры, их убивали, ссылали на каторжные работы; оклеветанные, многие ушли в небытие.

В 1985 году в городе Ленинск-Кузнецкий улица Транспортная была переименована в улицу его имени – улица А. Шилина. На административном здании шахты имени “7 ноября” (Ленинск-Кузнецкий) в 1985 году установлена мемориальная доска.

Бронзовый бюст Афанасия Петровича Шилина установлен в 1953 году в городе Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область.

Имя Шилина А. П. имеется в ветеранском списке Равнение на Победу. Томская область – Герои Советского Союза.

III.2. Работа с картой.

– Какие близлежащие города вы знаете?

– Какие поселки?

– В какой области расположены все эти города, поселки?

Физкультминутка.

III.3. Продолжим экскурсию по нашему городу в сопровождении наших гидов.

– Доклад 1-го ученика :

Биография Ленинска-Кузнецкого начинается с маленькой заимки Кольчугино. Первое упоминание о населенном пункте Кольчугино в списках деревень Колыванской губернии относится к 1763 году. Быть бы Кольчугину заурядной деревенькой, как и десяткам окружавших его поселений, не окажись оно у самого ложа мощных каменноугольных пластов. И уже в 1883 году здесь была открыта первая шахта “Успех”, положившая начало развитию Кольчугинского рудника

С начала 90-х годов XIX века Кольчугинская копь становится своего рода угледобывающей столицей Алтайского края. Почти 120 лет здесь добывают “черное золото” В 1922 голу Кольчугинский рудник по просьбе шахтеров переименован в поселок Ленино. Это был первый населенный пункт страны, которому присвоено имя вождя, еще при жизни Ленина.

– Доклад 2-го ученика:

Афанасий Шилин родился в селе, но не в крестьянской, а в рабочей семье . Место рождения: село Петропавловка Новоуземнского уезда Саратовской губернии РСФСР. В младенчестве попал в Кузбасс – сюда, в город Ленинск-Кузнецкий, в шахтерский поселок переселилась его семья. После окончания средней школы юный Афанасий Шилин работал на “Шахте имени 7 ноября” в городе Ленинск-Кузнецке. Когда в 1941-м началась война Афанасий попросился добровольцем на фронт, но по возрасту его не взяли. В Красную Армию призван за несколько дней до своего 18-летия – в августе 1942; сразу направлен на командирские курсы в Томск. Здесь А.П. Шилин окончил Второе Томское артиллерийское училище (ТАУ). В действующей армии – с июня 1943 года по январь 1945 года. Последовательно занимал должности командира взвода, начальника разведки артиллерийского дивизиона в составе 132-го гвардейского артиллерийского полка 60-й гвардейской стрелковой Павлоградской, ордена Кутузова 2-й степени, дивизии. Полк воевал в составе Юго-Западного, 3-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, принимал участие в освобождении Украины, Молдавии и Польши. 15 января 1945 года А. П. Шилин был тяжело ранен в бою. На момент окончания войны находился в госпитале. После войны продолжил службу в войсках. Командовал дивизионом, полком и другими артиллерийскими частями. В 1970–1975 – на ответственных армейских командных должностях. Командовал частями и соединениями, был заместителем командира корпуса, первым заместителем командующего и членом военного совета армии. В последние годы жизни дважды Герой Советского Союза Афанасий Петрович Шилин, гвардии генерал-лейтенант артиллерии, продолжал службу в вооруженных силах, передавал воинский опыт молодежи. С 1976 – заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР. Скончался 22 мая 1982 года. Похоронен в городе-герое Москве, на Кунцевском кладбище. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” Афанасию Петровичу Шилину было присвоено 22 февраля 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки. В бою за плацдарм на Днепре лично уничтожил 2 немецких пулеметных расчета, 11 солдат, 2 офицера противника. А когда фашисты окружили его наблюдательный пункт, он вызвал огонь на себя. Благодаря этому фашисты были отброшены и наши войска смогли закрепиться на плацдарме. Второй раз звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” А.П. Шилин был удостоен 24 марта 1945 года, как начальник разведки артиллерийского дивизиона, – за разведку огневых средств и их уничтожение при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на Магнушевском плацдарме; проявленную беззаветную храбрость при штурме опорных пунктов противника. При прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на Магнушевском плацдарме, в дни зимнего (январь-февраль 1945) наступления провел разведку огневых средств и обеспечил их уничтожение, проявил личную храбрость при штурме опорных пунктов противника. Начальник разведки артиллерийского дивизиона А.П.Шилин в январе 1945 года на территории Польши, в тяжелом бою, будучи раненым, связкой гранат заставил замолчать фашистский дот, открыв путь для наступления нашим солдатам.

Физкультминутка для глаз.

IV. Закрепление знаний.

– Совершив экскурсию по родному городу вспомним, что вы запомнили?

Где расположен этот памятник?

Какой части принадлежат эти машины?

Сколько в в городе пожарных частей?

На какой территории находится этот футбольный клуб?

Какое здание здесь изображено?

V. Итог урока.

На партах у детей лежат название улиц родного города.

Создать свою карту (на доске дети вывешивают названия улиц своего города).

Настроение детей (рожицы )

Vl. Домашнее задание. Оценки.

Приготовить доклады о названии историй улиц.