Программное содержание:
– Закрепить знания детей о названии страны ее природе.
– Уточнить знания о родном городе.
– Познакомить с географической картой учить, ее читать.
– Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление ,беречь и
приумножать их.
– Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Наглядный материал: Мультимедийная установка, подборка слайдов, карта России, лесов, рек, морей, гор нашей страны, мольберты, цветные карандаши, ватманы.
Ход занятия
(Вход под музыку “ Широка страна моя родная! ”)
Воспитатель:
Словно крыша над землею
Голубые небеса
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса
И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты!
Ребята, как понимаете выражение: “ Широка страна моя родная! ”? И горы, и реки, и леса – все это наша страна. Кто из вас знает, как она называется?
Дети: Это наша Родина – Россия.
Воспитатель. – Да, это Россия – наша с вами Родина.
Родина – Прислушайтесь, это слово похоже на знакомые нам слова: родная, родные, родители. Родиной называют место, где “ Мы родились и живем”. Какая она большая! В ней много разных городов: больших и маленьких. А как называется главный город нашей страны?
Дети. – главный город нашей Родины– Москва!
Воспитатель. – Да, главный город, столица нашей Родины – Москва!
А как называется город, в котором вы живете? Значит вы живете в столице нашей Родины – Москва!
И вся Россия, и Москва, и наш район – все это наша Родина, страна. Если посмотреть на нашу карту, то она обозначена разными цветами.
Что обозначено голубым цветом?
Дети. – Голубым цветом обозначены – реки, моря.
Воспитатель. – Правильно, очень много. Ведь у каждой реки, моря, есть свое название. Какие вы знаете реки?
Дети. – Лена, Дон, Волга.
Воспитатель. – Как вы думаете, почему у реки есть свойства увеличиваться и убывать? С чем это связано?
Дети. – После таяния снега вода в реке увеличивается, а когда засуха вода в реке убывает, высыхает.
Воспитатель. – В какое время это происходит?
Дети. – Весной.
Воспитатель. – Куда же бежит река?
Дети. – В море.
Воспитатель. – По берегам России много морей.
Дети. – Море – большое царство воды.
Воспитатель. – Чем отличается река от моря?
Дети. – Море бескрайнее, а у реки можно увидеть берег.
Воспитатель. – А какие, вы знаете моря?
Дети. – Черное, Красное, Азовское.
Воспитатель. – Кто-нибудь из вас был на море? (Какое у вас было чувство?). Какая вода была на море?
Дети. – Соленая.
Подвижная игра: “Море волнуется”.
Правила игры:
Выбирается ведущий.
Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются).
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.
Игроки замирают, изображая “морские” фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего – отгадать, что эта за фигура.
Воспитатель. – А что обозначено зеленым цветом?
Дети. – Зеленым цветом обозначены леса.
Воспитатель. – А что дают леса?
Дети. – Лес – это дерево, из которого делают различные предметы, бумагу, картон.
Воспитатель. – Коричневым цветом – горы.
Воспитатель. – Какие горы вы знаете?
Дети. – Уральские, Кавказские.
Воспитатель. – На Кавказе есть гора Эльбрус – эта самая высокая гора России. Поднимаясь все выше и выше в горы, трава исчезает. С чем это связано? Почему на самой вершине лежит снег?
Дети. – На вершине горы очень холодно.
Воспитатель. – Много интересного и хорошего есть в нашей стране. А именно, бескрайние ее просторы наполнены реками, лесами, горами. Ребята, а теперь для вас очень интересное задание: на мольбертах листы бумаги, вместе с родителями нарисуйте картину, как вы видите нашу страну.
– Чем богата наша страна?
Дети. – Наша страна богата реками, морями, лесами и горами.
Воспитатель. – Что нужно для того, чтобы все это сохранить?
Дети. – Надо любить Родину.
Дети исполняют песню: сл. В. Данько, муз. Е. Архипова “Мир – это детство”.