Урок литературы с элементами РКМЧП по теме "Кто в тереме живет?" по произведению В.Бианки. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: учить видеть и понимать приемы создания сказки – несказки, сравнение литературной сказки с народной.

Задачи:

  • Закреплять и развивать понятие о жанре сказки;
  • Закреплять и развивать представление о литературной сказке;
  • Ввести понятие о сказке – несказке, как особой разновидности литературной сказки;
  • Закреплять представление о рифме и словесном повторе;
  • Развивать речевое чутье и эстетическое отношение к речи при выявлении смысловой роли повтора и при работе с выразительными средствами;
  • Развивать речевой слух при работе с рифмой;

Виды работы:

  • Чтение текста;
  • Выборочное чтение;
  • Составление плана;
  • Пересказ текста по плану, пересказ отдельных фрагментов близко к тексту;
  • Беседа по вопросам;
  • Речевая работа: выявление сходства и различия выражений с лексическим (“долбил – долбил”) и корневым (“старый – престарый”) повтором; выявление созвучий;

Используемые приемы: мозговая атака, обращение к личному опыту, чтение с остановками, подбор пословиц.

Ход урока

Стадия вызова

– Любите ли вы сказки?

– Что вы о них знаете? Объясните понятие “сказка”. Какие бывают сказки (приведите примеры)? Для чего их создавали?

– Какие бывают сказки? Приведите примеры.

– Для чего их создавали?

По ходу ответов детей заполняется таблица: “Какие бывают сказки”.

вид значение авторство
о животных развлекает народная

литературная

бытовая учит
волшебная воспитывает

Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок”. (Приложение)

По ходу ответов детей заполняется таблица.

вопросы учителя ответы детей
Назовите героев сказки
О чем эта сказка
Чему она учит
К какому виду вы отнесете эту сказку
На чем она построена
Как жили животные

Физкультминутка.

Творческое задание: Постройте из конструктора Лего теремок, как вы его себе представляете

Стадия осмысления содержания.

Чтение текста с остановками. (После каждого персонажа, спрашиваем детей: “Как вы думаете, что будет дальше?”)

Вопросы на осмысление текста: (записаны на доске).

  1. Подумайте, почему в дупле – теремке каждый раз живет кто-то один?
  2. Кто никого не выгонял из теремка?
  3. Кто ничего о себе не рассказывал?
  4. Кто только рассказывает о себе и не пугает?
  5. Прочитайте, что каждый из героев говорил о себе, как представлялся?
  6. Кто в сказке просто рассказывает о себе (какой он, что умеет), а кто говорит так, чтобы испугать?

Стадия рефлексии.

Класс делится на группы по количеству вопросов к тексту:

  1. Назовите обитателей теремка в том порядке, как они поселялись в нем.
  2. Сравните поведение обитателей: как они просятся в теремок, как устраивают в нем свое жилище.
  3. Назовите, как В. Бианки называет своих персонажей.
  4. Что нового вы узнали о лесе и его обитателях из сказки?
  5. Сравните р.н.с. “Теремок” и сказку В. Бианки. Найдите сходства и различия.
  6. Как вы думаете, почему “Теремок” В. Бианки – сказка – несказка? Найдите доказательства в тексте.

Все вопросы записаны на карточке определенного цвета. Ученики берут по одной карточке, изучают текст сказки в группе, с целью найти ответ на свои вопросы, подчеркивают ответы в тексте. Затем собираются при помощи цветовых карточек в экспертные группы, обсуждают, приходят к общему мнению. Возвращаются в свои группы.

Каждый ребенок с карточкой своего цвета, знакомит товарищей с ответами на свой вопрос. После такой работы, любой ученик из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту.

Физкультминутка.

Творческое задание: (рисуем на компьютере Логомиры 2.0) Создайте рисунок теремка из сказки – несказки В.Бианки. Сравните теремок из русской народной сказки с теремком из сказки – несказки.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Презентация.