Цель: учить видеть и понимать приемы создания сказки – несказки, сравнение литературной сказки с народной.
Задачи:
- Закреплять и развивать понятие о жанре сказки;
- Закреплять и развивать представление о литературной сказке;
- Ввести понятие о сказке – несказке, как особой разновидности литературной сказки;
- Закреплять представление о рифме и словесном повторе;
- Развивать речевое чутье и эстетическое отношение к речи при выявлении смысловой роли повтора и при работе с выразительными средствами;
- Развивать речевой слух при работе с рифмой;
Виды работы:
- Чтение текста;
- Выборочное чтение;
- Составление плана;
- Пересказ текста по плану, пересказ отдельных фрагментов близко к тексту;
- Беседа по вопросам;
- Речевая работа: выявление сходства и различия выражений с лексическим (“долбил – долбил”) и корневым (“старый – престарый”) повтором; выявление созвучий;
Используемые приемы: мозговая атака, обращение к личному опыту, чтение с остановками, подбор пословиц.
Ход урока
Стадия вызова
– Любите ли вы сказки?
– Что вы о них знаете? Объясните понятие “сказка”. Какие бывают сказки (приведите примеры)? Для чего их создавали?
– Какие бывают сказки? Приведите примеры.
– Для чего их создавали?
По ходу ответов детей заполняется таблица: “Какие бывают сказки”.
вид | значение | авторство |
о животных | развлекает | народная литературная |
бытовая | учит | |
волшебная | воспитывает |
Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок”. (Приложение)
По ходу ответов детей заполняется таблица.
вопросы учителя | ответы детей |
Назовите героев сказки | |
О чем эта сказка | |
Чему она учит | |
К какому виду вы отнесете эту сказку | |
На чем она построена | |
Как жили животные |
Физкультминутка.
Творческое задание: Постройте из конструктора Лего теремок, как вы его себе представляете
Стадия осмысления содержания.
Чтение текста с остановками. (После каждого персонажа, спрашиваем детей: “Как вы думаете, что будет дальше?”)
Вопросы на осмысление текста: (записаны на доске).
- Подумайте, почему в дупле – теремке каждый раз живет кто-то один?
- Кто никого не выгонял из теремка?
- Кто ничего о себе не рассказывал?
- Кто только рассказывает о себе и не пугает?
- Прочитайте, что каждый из героев говорил о себе, как представлялся?
- Кто в сказке просто рассказывает о себе (какой он, что умеет), а кто говорит так, чтобы испугать?
Стадия рефлексии.
Класс делится на группы по количеству вопросов к тексту:
- Назовите обитателей теремка в том порядке, как они поселялись в нем.
- Сравните поведение обитателей: как они просятся в теремок, как устраивают в нем свое жилище.
- Назовите, как В. Бианки называет своих персонажей.
- Что нового вы узнали о лесе и его обитателях из сказки?
- Сравните р.н.с. “Теремок” и сказку В. Бианки. Найдите сходства и различия.
- Как вы думаете, почему “Теремок” В. Бианки – сказка – несказка? Найдите доказательства в тексте.
Все вопросы записаны на карточке определенного цвета. Ученики берут по одной карточке, изучают текст сказки в группе, с целью найти ответ на свои вопросы, подчеркивают ответы в тексте. Затем собираются при помощи цветовых карточек в экспертные группы, обсуждают, приходят к общему мнению. Возвращаются в свои группы.
Каждый ребенок с карточкой своего цвета, знакомит товарищей с ответами на свой вопрос. После такой работы, любой ученик из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту.
Физкультминутка.
Творческое задание: (рисуем на компьютере Логомиры 2.0) Создайте рисунок теремка из сказки – несказки В.Бианки. Сравните теремок из русской народной сказки с теремком из сказки – несказки.
Итоги урока.
Домашнее задание.