Актуальность: начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Якутии, где в связи с суровыми климатическими условиями слабо развито пчеловодство.
Цель: Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.
Мы предположили: занятие по экологии “В гостях у Лесовичка” будет способствовать качественному расширению, углублению, систематизации чувственных представлений дошкольников о пчелах и продуктах пчеловодства.
Предварительная работа:
- Рассматривание и чтение энциклопедий раздел: насекомые, пчелы.
- Беседа на тему “Чем полезны мед и продукты пчеловодства?”.
- Наблюдение за пчелами в природе, во время прогулки
Задачи:
- Уточнить представление о пчелах, их отличие от других насекомых.
- Развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты).
- Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому.
В своей работе мы опирались на труды:
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 184 с.
Демонстрационный материал: письмо, картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы, бабочки), бумажные цветы, соты настоящие и картинка, баночки с разным медом, изображение улья и дупла, аудиозапись “звуки леса”.
Раздаточный материал: шапочки пчел, печенье с медом.
Ход занятия
Воспитатель: Дети к нам в детский сад почтальон принес письмо оно от Лесовичка, воспитатель зачитывает его.
“Дорогие ребята приглашаю вас к себе в гости на лесную полянку, вас ждет много интересных и веселых заданий, игр.”
Воспитатель: Давайте отправимся в лес на поезде. Поезд едет “чух-чух-чух”. Остановка на поляне, на которой много цветов.
Звучит аудиозапись “Звуки леса”. Детей, встречает Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте дети! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и приехали ко мне в гости на лесную полянку ,предлагаю вам присесть и отдохнуть.
Лесовичок: Что вы видите вокруг?
Назовите лесные цветы. Какие они? Кого они привлекают? Каких насекомых вы видите на цветах? Для чего цветам нужны насекомые? Лесовичок выслушивает ответы детей.
Лесовичок показывает баночку с медом.
Что это дети? Кто любит мед больше всего на свете? А вы знаете, где медведь мед берет, и кто мед готовит?
Лесовичок рассказывает о пчелах, о растениях – медоносах. Во время своего рассказа Лесовичок показывает иллюстрации: пасеки, ульев, пчеловодов.
Лесовичок читает стихотворение М. Бородницкой.
“Разговор с пчелой”.
Меня ужалила пчела.
Я закричал “Как ты могла?”
Пчела в ответ “А ты как мог!”
Сорвать любимый мой цветок.
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен
Я берегла его на уж-жин!
Лесовичок: Как вы думаете, почему нельзя рвать цветы?
Ответы детей.
Игра “Что сначала, что потом”.
Лесовичок предлагает детям 6 картинок, 6 стадий появление пчелы.
Дети должны разложить картинки по порядку. Ребенок берет нужную картинку и рассказывает, что происходит с пчелой на этой стадии.
Физкультминутка “Пчелы на полянке”.
Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются.)
Два – изящно покружились. (Кружатся.)
Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)
На четыре – полетели. (Летают и жужжат.)
Лесовичок: Дети давайте присядем и отдохнем, послушаем, как пчелы делают мед. Пчелки хоботками всасывают сладкий сок (нектар) из глубины цветка и несут его в свой дом улей или дупло дерева. Там закладывают нектар в соты, которые заранее делают из воска. Лесовичок показывает соты настоящие и картинку.
Лесовичок: Как вы думаете, какие пчелы живут в дупле (дикие), а какие в улье (домашние)?
Игра “Пчелки в домики”.
В разных местах комнаты воспитатель ставит “улей” и “дупло”. Дети делятся на две команды мальчики – дикие пчелы, девочки – домашние пчелы.
Пчелки, пчелки вы летайте.
Мед для деток собирайте. (Пчелки, кружатся, летают.)Пчелки вы домой летите
Деткам меду принесите. (Пчелки летят в свои домики.)
Лесовичок: Молодцы много меда собрали! Мед очень полезный и вкусный, пчелы им питаются. А чем он полезен людям? (ответы детей, если дети затрудняются Лесовичоч им помогает).
Игра: “Слова”.
Лесовичок говорит детям слова, а дети угадывают какие подходят пчеле.
Слова: муравейник, порхает, мед, красная спинка, пасека, улей, стрекочет, паутина, соты, жужжит, нектар, пыльца.
Лесовичок: Ребята понравилось ли вам у меня в гостях, что нового узнали?, что понравилось больше всего?.
Лесовичок угощает детей сладкими гостинцами с медом.