Цели.
1) Познакомить с понятиями “перпендикуляр, медиана, биссектриса и высота треугольника”.
2) Научить распознавать в треугольнике медиану, биссектрису и высоту и применять эти понятия при решении задач.
3) Сформировать умение строить медиану, биссектрису и высоту.
4) Воспитывать у учащихся потребность к обоснованию своих высказываний.
5) Развивать эстетические навыки: красоту, точность и аккуратность построения.
6) Развивать интеллектуальные навыки: сравнение, классификация, анализ.
7) Развивать коммуникативные навыки.
8) Воспитывать диалоговую культуру.
9) Воспитывать любовь к предмету.
Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация, чертежные инструменты, раздаточный материал.
План урока.
- Организационный момент.
- Геометрический марафон.
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Итог урока. Задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент
Объявить тему, проверить готовность к уроку, раздать листы контроля, открыть слайд №1.
II. Проверка изученного ранее материала
1. Геометрический марафон.
Задание учащимся: необходимо сопоставить фигуру, появляющуюся на экране, с её названием (слайд № 2) и записать соответствующую букву в клетку листа контроля.
2) Взаимопроверка (слайд №3).
3) На слайде №2 указать термины, которые будут использованы при изучении нового материала: перпендикулярные прямые, отрезок, биссектриса, треугольник, луч, прямой угол, прямая.
Напомнить построение этих фигур.
III. Изучение нового материала
Введение понятия перпендикуляра (слайд № 4).
Вспомнить, что означает запись:
Учитель дает задание классу (одновременно идет иллюстрация слайда).
В тетрадях построить прямую а и точку А, не лежащую на этой прямой.
Построить прямую т, проходящую через точку А, и перпендикулярную прямой а.
Построить отрезок АН (та = Н) – перпендикуляр.
Попытайтесь сформулировать определение перпендикуляра и ответить на вопрос “Сколько перпендикуляров можно провести из данной точки А к данной прямой а?”
2) Введение понятия медианы (слайд № 5).
Уточнить, чем является в треугольнике АВС точки М и В.
Сказать, что отрезок ВМ называют медианой и попросить учащихся попытаться дать определение этому отрезку. Затем открыть формулировку на слайде.
Задать вопрос: “Сколько медиан можно построить в треугольнике?”.
Попросить одного из учащихся прокомментировать построение медианы.
Всем учащимся выполнить построение медиан на листе контроля.
3) Введение понятия биссектрисы треугольника (слайд № 6).
Уточнить, что луч ВК – это биссектриса угла АВС и точка К лежит на стороне, противолежащей углу В треугольника АВС.
Сказать, что отрезок ВК называют биссектрисой треугольника и попросить учащихся попытаться дать определение биссектрисы треугольника. Затем открыть формулировку на слайде. Задать вопрос: “Сколько биссектрис можно построить в треугольнике?”.
Попросить учащихся выполнить построение биссектрис треугольника на листе контроля.
4) Введение понятия высоты треугольника (слайд №7).
а) Учитель показывает построение перпендикуляра из вершины. В на прямую, содержащую сторону АС; говорит, что отрезок ВК называют высотой треугольника АВС и просит учащихся попытаться дать определение высоты треугольника.
Затем открывает формулировку на слайде.
Задает вопрос: “Сколько высот можно построить в треугольнике?”.
Учащиеся выполняют построение высот на листе контроля.
б) Дать задание построить высоты в тупоугольном треугольнике на листе контроля. Здесь возникает проблемная ситуация: как провести высоту из вершины острого угла треугольника.
Показать построение (слайд №8).
в) Дать задание построить высоты в прямоугольном треугольнике.
- Как провести высоты из вершин острых углов треугольника (слайд №9).
5) Рефлексия определений (понятий).
а) Назвать элемент и дать его определение (слайд №10, №11).
б) Проверочная работа (слайд №12 и №13).
IV. Закрепление полученных знаний. (Решение задач)
№105(учебник), №7, №11 (дидактические материалы).
V. Итог урока. Задание на дом.
Проверочная работа (слайд №12, №13).
Лист контроля
Ф.И._________________
1. Геометрический марафон.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
2. Построение
3. Проверочная работа
1) а)__________________
б)__________________
в)___________________
2) _____
3) _____
4) _____