Обобщающий урок-концерт в 5-м классе по природоведению. Тема: "Необыкновенная вокруг земли Вселенная!"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цель урока: формирование представлений у учащихся о строении Вселенной.

Задачи:

  • образовательные: повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме "Вселенная”, обеспечить связь с последующими темами курса;
  • воспитательные и развивающие: формировать научное мировоззрение, межпредметные связи, воспитывать потребность любить и уважать природу, стремление сохранить и оберегать ее;
  • развивать познавательный интерес к изучаемым вопросам, формировать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой: научно-популярной, научной, справочниками, энциклопедиями и др.), уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него нужную информацию.

Оборудование:

  • учебник “Природоведение” 5 класс (авторы А. А. Плешаков, Н. И. Сонин),
  • рабочие тетради на печатной основе к учебнику (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин),
  • презентация с использованием коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Подготовка к уроку. Примерно за 2-3 недели до урока приготовить загадки, подобрать стихотворения для группы учащихся.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Слайд 1
Сегодня на уроке мы с вами подведем итоги всему, что изучили за первую четверть. И сделаем это в необычной форме. Мы представим себя космическими артистами, которые прочитают Гимн Вселенной. Для этого нам придется вспомнить очень многое. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? Ученики называют эти вопросы: Вселенная, небесные тела, история изучения Вселенной, Солнечная система и др.
Слайд 2
  Ученик: Астроном
- Всё,- сказал я твёрдо дома, -
 Буду только астрономом!
 Необыкновенная
 Вокруг Земли Вселенная!
Автор: Римма Алдонина
Слайд 3 (Представления о Вселенной в древности)
Учитель:

- В представлении этого народа Земля является плоской и опирается на спины слонов, стоящих на черепахе. (Гиперссылка на слайд 4).

- Этот древнегреческий ученый первым высказал идею о шарообразности Земли.

- Древнегреческий ученый, считавший, что центр Вселенной не Земля, а Солнце.

- Свои взгляды об устройстве мира этот древнегреческий ученый изложил в 13 томах труда “Великое математическое построение астрономии”. (Гиперссылка на слайд 5).

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Древние индийцы

 

- Пифагор

- Аристарх Самосский

- Клавдий Птолемей

Слайд 6 (Николай Коперник)
- Какую модель Вселенной предложил Николай Коперник?

Подумайте (проблемный вопрос): Сравните систему мира по Копернику и современную модель Вселенной, найдите черты сходства и различия.

Ответы учащихся.

Слайд 7 (Джордано Бруно)

- Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной? Ответы учащихся.
Слайд 8 (Галилео Галилей)
- Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной? Ответы учащихся.
Слайд 9 (Солнечная система)
- Что такое Солнечная система? - Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему
Слайд 10 (Солнечная система)
Гиперссылка на слайд “Модель Солнечной системы”.  
Слайд 11 (Планеты)
- На какие две группы делят планеты?

- Назовите эти планеты.

- Планеты делят на две группы: планеты-гиганты и планеты земной группы.

- По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Автор:Аркадий Хайт

Слайд 12 (Меркурий)
- Смотрите! Знаете, кто этот странник?
  Зовётся именем бога – посланника.
  Самая близкая к Солнцу планета?
- Будем знакомиться – Меркурий это.
 Он любит прятаться в лучах
 Быстрее всех и очень сильно
 От жара в солнечных печах
 Раскалена поверхность за день длинный.
 Из ветра Солнца только атмосфера.

И там, где царство темной ночи,
 Температура держится примерно
 Под минус двести. Между прочим.

На взгляд – двойник Луны, соседки.
 Знакомые вокруг пейзажи,
 Метеориты падают нередко.

И грунт составом сходен даже.

Слайд 13 (Венера)

- Её атмосфера углекислотная,
Плюс небольшая примесь азота.
Давление на уши сверх всякой меры —
Почти девяносто три атмосферы.
- Такое давление, хоть не смертельное,
  Для человека близко к предельному.
  В воду нырни, метров на девяносто, —
  Венерианцем стать очень просто.
Автор: Дарья Пономарева
Слайд 14 (Земля)
- В чём состоит главное отличие Земли от других планет? - Есть одна планета-сад
 В этом космосе холодном.
 Только здесь леса шумят,
 Птиц скликая перелётных,
 Лишь на ней одной цветут
 Ландыши в траве зелёной,
 И стрекозы только тут
 В речку смотрят удивлённо...
 Береги свою планету -
 Ведь другой, похожей, нету!
Автор: Роман Сеф
- Главное отличие Земли от других планет состоит в том, что только на ней есть жизнь.
Слайд 15, 16 (Вид Земли из космоса)
Слайд 17 (Луна)
- Назовите естественный спутник Земли. - Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
Слайд 18 (Поверхность Луны)
- Более тёмные участки лунной поверхности принято называть морями. Они сравнительно ровные и покрыты застывшей вулканической лавой. -  У лунного моря
 Особый секрет -
 На море оно не похоже.
 Воды в этом море
 Ни капельки нет
 И рыба не водится тоже.
 В волны его
 Невозможно нырнуть,
 Нельзя в нём плескаться,
 Нельзя утонуть.
 Купаться в том море
 Удобно лишь тем,
 Кто плавать
 Ещё не умеет совсем!
Автор: Валентин Берестов
Слайд 19 (Марс)
- О Марс, оставленный когда-то
 Инопланетными людьми!
 Забытый, красный, ноздреватый,
 Покрытый ржавчиной пыли!
- О Марс! Пустая камня глыба,
 Людских мечтаний давнишних предел!
 Жизнь на Земле привычна и красива,
 Да только знает Марс землян удел…
Автор: Ю. Демянская
Слайд 20 (Гиперссылка на ЦОР “В плену у Марса” - упражнение для глаз) Учащиеся играют, управляя кнопками на экране (исследуют поверхность Марса).
Слайд 21 (Юпитер)
- Какая планета самая большая в Солнечной Системе?

- Что такое Большое Красное пятно?

- Пятую именем Вселенского владыки
 И римского царя богов зовут Юпитер.
 Юпитер очень, очень уж большой

- Построен, как слоеный шар из газов
 И, твердым внутренним ядром.
 Посмотрим в телескоп, увидим сразу,
 Столетних вихрей, Красный Дом.

Слайд 22 (Сатурн), гиперссылка на ЦОР “Сатурн и его спутники” (игра “Собери пазлы”)
- У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

- Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Автор: Римма Алдонина
Слайд 23 (Кольца Сатурна) Просмотр видеосюжета.
Слайд 24 (Уран)
Слайд 25 (Нептун)
- Нептун в сиянье голубом – “морское божество”
 Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
 Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –
 Всех, чьи труды законы неба открывали.
- Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Слайд 26 (Плутон)
- Какой объект Солнечной системы переведён в 2006 г. в класс планет-карликов? Ответы учащихся.
Слайд 27 (Астероиды), Слайд 28
- Что такое астероид? - “Звездоподобные” небесные тела. Большинство из них движется между орбитами Марса и Юпитера.
Слайд № 29, 30
- Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать: Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
- А нам говорят: Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Слайд 31 (Метеоры)
- Что такое метеоры? - Вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.
Слайд 32 (Метеориты), Слайд 33
- Вдруг репродуктор
 Говорит:
 "В тайгу упал метеорит".
 Весь мир взволнован,
 Мир шумит:
 - В тайгу упал метеорит!
- Упавшие на Землю космические тела называют метеоритами.
Слайд 34 (Звёзды)
- Что такое звёзды?
 Если спросят вас -
 Отвечайте смело:
 -  И ещё добавьте,
 Что притом всегда

- Какая звезда самая главная в жизни каждого человека?

- Раскалённый газ.

- Ядерный реактор -
 Каждая звезда! (Автор: Римма Алдонина)

- Эта звезда называется Солнце. Солнце – источник света и тепла, без него жизнь на Земле была бы невозможна.

Слайд 35 (Созвездия), Слайд 36 (Гиперссылка на ЦОР “Большая Медведица”), 37 (Орион)
- Что такое созвездия? Какие созвездия Вы знаете? - Не боясь зимы и стужи,
 Подпоясавшись потуже,
 Для охоты снаряжён
 Выступает Орион.
 Две звезды из высшей лиги
 В Орионе - это Ригель
 В правом нижнем уголке,
 Словно бант на башмаке.
 А на левом эполете -
 Бетельгейзе ярко светит.
 Три звезды наискосок
 Украшают поясок.
 Этот пояс, как подсказка.
 Он - небесная указка.
 Если влево ты пойдёшь,
 Чудо-Сириус найдёшь.
 А от правого конца -
 Путь в созвездие Тельца.
 Он указывает прямо
 красный глаз Альдебарана.
Автор: А.Г.Новак
Слайд 38 (Зодиакальный круг)
- "Теперь ответь мне, юный друг,
Что есть зодиакальный круг
И где найти его?"
- По всей эклиптике идут
Созвездия. У нас их тут
Зодиакальными зовут,
Двенадцать их всего.
- Их имена: Овен, Телец,
Лев, Рыбы, Близнецы, Стрелец,
Плюс Скорпион и Рак,
И Козерог, и Водолей,
И Дева, и Весы при ней -
Все в совокупности своей
Составят Зодиак.
Игра (Пояс Зодиака) Учащиеся хором отвечают.
Снег январский на дороге,
Солнце светит в … (Козероге).
В феврале день подлиннее,
Солнце светит в ... (Водолее).
В марте много снежных глыб,
Солнце где-то среди ... (Рыб).
А в апреле из ... (Овна)
Солнце греет уж сполна.
В мае солнышко в ... (Тельце) -
Жди веснушки на лице.
В июне Солнце в ... (Близнецах),
Фанту дети пьют в кустах.
В июле солнце катит к ... (Раку),
Меломан - на грядку к маку.
Август школы открывает,
... (Лев) за солнце убегает.
За окном "засентябрит",
... (Дева) Солнце приютит.
В октябре, по мненью сов,
Солнце светит из ... (Весов).
В ноябре на небосклоне
Сияет Солнце в ... (Скорпионе).
В декабре, как сорванец,
За Солнце спрячется ... (Стрелец).
 
Слайд 39 (Млечный путь – наша Галактика), Слайд 40 (Участок Млечного пути, звучит “Песня звездочёта” из фильма “Про Красную шапочку”), Слайд 41, 42 (Многообразие галактик), Слайд 43 (Большое и Малое Магеллановы облака).
- Что такое галактика? Какие галактики ты знаешь? - Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина
Слайд 44 (Загадки)
Слайд 45 (Возвращение домой)
Слайд 46 (Выбери правильный ответ)
Учитель:

- Наша урок-концерт завершается. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок! (Подведение итогов, выставление оценок)

Учащиеся делятся впечатлениями об уроке.

Литература

1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2009.

2. А.А. Плешаков. Н.И. Сонин. Природоведение. Рабочая тетрадь к учебнику для 5 класса. М.: Дрофа, 2011.

3. astrogalaxy.ru/astrokindsky.html  · 6 КБ

4. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.