Предлагается следующий алгоритм формирования данного умения.
1. Введение понятия “причина – следствие”:
– подведение к понятию;
– представление понятия.
2. Отработка умения находить причину и следствие.
3. Использование союзов и слов-связок для выражения причины и следствия.
– Введение because\ so.
– выполнение упражнений на закрепление умения использовать союзы because\ so.
– (Для уровней выше Pre- Intermediate) ведение due to, because of, owing to, on
account of, since, as и т.д для выражения “причины” therefore, as a result,
consequently и т.д для выражения “следствия”.
– Выполнение упражнений на закрепление умения использовать представленные выше
союзы и слова-связки.
4. Установление различных типов причинно-следственных связей.
5. Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи.
Примеры заданий, направленные на формирование умения.
1. Введение понятия “причина – следствие”.
Задание 1.
Учащиеся отвечают на вопросы “Why”(почему) по прочитанному тексту (прослушанному отрывку, обсуждаемой теме).
Задание 2.
На доске учащиеся видят предложение c because и картинку:
Becky tore a page with the picture in half because she hurried to close the book. (Либо любое другое (c because) в зависимости от обсуждавшейся в задании1 темы.)
Картинка – лошадь(cause) и повозка(effect) (дождь и лужа ит.д.) – любой символ причинно-следственной связи.
Вопрос: Что общего между предложением и картинкой? What do they have in common?
Ответ: В обоих случаях одно (событие, действие, явление) происходит в следствии другого.One makes the other happen.
Учащиеся должны выбрать одно из предложенных ниже утверждений либо самостоятельно сформулировать правильное.
- The effect makes the cause happen
- The cause makes the effect happen. (Правильно.)
2. Отработка умения устанавливать причину и следствие (использованы материалы сайта www.superteacherworksheets.com)
Задание 3. (В парах предложений подчеркни причину зеленым, а следствие – красным.)
- Tom was shocked. He didn’t say a word.
- The teacher was not satisfied with his life. He wanted to be a doctor.
Задание 4: (Прочитай причину и напиши следсвие.) Read the cause and write your own effect for each sentence.
1. Cause: The sun is shining
Effect:____________________
Задание 5: (Прочитай следствие и напиши причину.) Read the effect and write your own cause for each sentence.
1. Cause: _______________________
Effect: Amy broke her arm
Задание 6: (Соедини причину и следствие.) Match the cause with the effect.
Задание 7: (определи является подчеркнутое предложение причиной или следствием.) Identify if the underlined phrase is a cause or an effect.
- We turned up the heat. It was getting cold.
- Tommy and Matthew are good friends. They have many common interests and hobbies.
3. Использование союзов и слов-связок для выражения причины и следствия.
Задание 8.
а) В данных предложениях определи причину и следствие.
Life for Tom was no longer bright because Becky went away to in her summer
house.
Summer vacation came so Becky went away to in her summer house.
б) подчеркни правильное слово в утверждениях.
We use “because \ so” if the cause is after the effect.
We use ” because \so” if the cause is before the effect
Задание 9. Соединить пары предложений в заданиях 3–7,ипользуя союзы because\so.
Задание10. Составить рассказ, используя только because\so.
Задание 11.
а) Прочитай примеры.
The workers went on a strike due to\ because of\ on account of bad working
conditions.
They put the animals into the game parks because\as\since they were threaten
with extinction by hunters.
It was raining heavily. As a result\ Consequently\ So\ Therefore, the match was
cancelled.
б) соедини пары предложений, всеми возможными способами.
- 1. The climate is changing. The Sahara Desert is spreading.
- 2. Fish are dying. Industrial waste is polluting our seas.
4. Установление различных типов причинно-следственных связей.
Задание 12. Прочитай текст (например: стр. Way Ahead 5) и заполни пропуски в предложенных схем .
5. Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи.
Задание 13.
а) Нарисуй схему текста, показав причинно-следственные связи.
б) Составь как можно больше Why- вопросов.
в) перескажи текст, используя различные союзы и слова-связки для выражения
причины и следствия.
Диагностическое задание.
Прочитай текст и заполни пропуски.
BIRDS.
All birds have wings and most of them can fly. Some birds use their wings to help them swim fast in the water.
Our bones are heavy in weight. But the bones of birds are light in weight. Light bones help birds fly through the air.
Birds are different from other animals. They are the only animals with feathers. Have you ever found a bird’s feather on the ground? Did you notice how light in weight the feather was when you picked it up? Light feathers help birds fly high.
The feathers of birds are usually the colours of their surroundings. It is hard for birds’ enemies to see them. Their colored feathers become their safety.
THE HORNED OWL.
Horned owls live in lands where it is very cold in winter. Their babies (owlets) are born in winter. They are always hungry. Winter days are short. The horned owl must hunt food for its babies at night, too.
The horned owl can see well in the dark. It has three eyelids. The third eyelid keeps the eye of the owl clear and wet. The owl’s eye doesn’t become dry and the owl can see well at night.
Write causes and effects.
1. CAUSE: Birds have wings
Effect1__________________________ Effect2_________________________
_________________________________ ________________________________ (2 балла)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.
Cause1______________ Cause2_________________ Cause3 ________________
_____________________ _______________________ ______________________(3 балла)
Effect: Birds can fly
3.
Cause_____________________________________________________________________
(1 Балл)_
Effect; It is hard for birds’ enemies to see them.
4.
Cause1:Owlets are born Cause2______________ Cause3___________________
in winter. __________________ ____________________
Effect:______________________________________________
(3 балла)
5.
Cause:_______________________________________________________________
Effect: The owl’s eye never becomes dry.
Effect___________________________________________________________________
(2 балла)
6–8 баллов – навык частично сформирован, 9–10 – навык сформирован.