Планируемые результаты: суворовцы систематизируют и углубляют знания о строении эукариотической клетки.
Личностная значимость изучаемого для суворовцев: клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение мембраны, чтобы изучить функции через эту мембрану.
Тип урока: по дидактическим целям: изучение нового материала; по методам обучения: объяснительно-иллюстративный, мультимедийный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Задачи урока.
Образовательные: закрепить знания об эукариотах, показать особенности строения и функционирования цитоплазматической мембраны.
Воспитательные: воспитывать интерес у суворовцев к изучению биологии химии, физики, развивая познавательную деятельность, приводящую к убеждению о системности научных знаний.
Воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание.
Развивающие: продолжить развитие информационной компетенции.
Аспекты:
- формировать навыки и умения проведения исследовательской работы;
- умения сравнивать строение клеточных структур, оценивать, объяснять причины сходства и различия;
- логически рассуждать, устанавливая взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями;
- умения подтверждать теоретические выводы практическими результатами.
Материальное обеспечение урока:
- компьютер, компьютерные программы, компьютерная презентация урока преподавателя Ж.А. Остаховой;
- лабораторное оборудование системы “Tess” и системы SCINCE CUBE;
- раздаточный дидактический материал.
Методическая цель урока.
Формирование убеждения у суворовцев о познаваемости природы путем практического исследования на основе теоретических знаний, используя компьютерные технологии.
Форма проведения урока. Мультимедиа урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность суворовцев |
Целеполагание и мотивация
Подготовка к активной мыслительной деятельности на основном этапе занятия
Изучение нового материала
Применение знаний и умений
Рефлексия Информация о задании на самоподготовку |
Сообщает тему урока (слайд 1),
эпиграф урока (слайд 2), задачи урока. (слайд 3),
мотивация изучаемого: жизнь на Земле – это
способ существования материи в виде открытых
систем, включая в себя липиды, белки и
нуклеиновые кислоты и способных к
самосохранению, саморегуляции и
самовоспроизведению; это сопряженная циркуляция
определенных химических элементов в водной
среде; направляемая энергией солнца в сторону
упорядочения и усложнения. 1. Первой группе суворовцев (4 человека) предлагает провести лабораторное исследование по заданию.
2. Вторая группе суворовцев (2 человека) предлагается сравнить структурную организацию прокариотического и эукариотического уровней жизни с использованием интерактивного задания (слайд 7).
3. Предлагает индивидуальное задание суворовцу – заполнить схему “Классификация органоидов” (слайд 8). Все три задания выполняются одновременно, используется теоретическая и практическая зона класса-лаборатории и две интерактивные доски. 4. В это время преподаватель работает с взводом по проблемно-поисковым заданиям. 5. Проводит обсуждение по групповой и индивидуальной работе суворовцев.
1. Рассмотрим особенности строения клеточной мембраны и выясним, какие функции она выполняет (слайды 12 и 13). Акцент при объяснении на взаимосвязь строения с выполняемой функцией: 2 слоя фосфолипидов разграничивает пространство, т.к. гидрофильные спиртовые “головки” липида связываются с водной средой (как якорь) и направлены кнаружи, а гидрофобные “хвосты” высокомолекулярных жирных кислот липида направлены внутрь (образуют частокол). Также этот слой проницаем для неполярных молекул, газов и мелких полярных молекул. Для прохождения других веществ необходимы другие химические и физические условия. В мембране через билипидный слой проходят транспортные белки, которые могут проводить вещества с затратой АТФ и без. Также в мембране, с двух её сторон, присутствуют частично погруженные белки, выполняя ферментативные функции. Наружная часть мембраны во многих местах взаимодействует с углеводами образуя поверхностный слой – гликокаликс. Если углевод взаимодействует с липидом образуется гликолипидный участок мембраны, который выполняет функцию сцепление клеток. Если углевод взаимодействует с белком-транспортером образуется гликопротеидный участок мембраны, который выполняет рецепторную функцию. С внутренней стороны мембраны располагаются микротрубочки, обеспечивающие пластичность мембраны. Объяснение ведется с поэтапным интерактивным включение деталей строения мембраны (слайд13). Жидкостно-мозаичная модель мембраны (слайд 14). Билипидный слой ведет себя как жидкость, обладающая значительным поверхностным натяжением. Вследствие этого он образует замкнутые полости, которые не спадаются. Молекулы липидов способны быстро диффундировать в боковом направлении в пределах одного монослоя. В бислой мозаично встроены белки. Первоначальный вариант такой модели был предложен в 1972 г. Г. Николсоном и С. Сингером. 2. Рассматривается более детально транспортная функция мембраны (слайды: 15-21). А) В чашку Петри наливают воды и помещают несколько кристаллов КМпО4. Через некоторое время мы видим, как кристаллы начинают растворяться, и происходит распространение вещества. Можно использовать холодную и горячую воду для опыта, тогда есть возможность сравнить скорость диффузии. Б) А если на пути поставить преграду? В) Определение “Осмос”. Г) Облегченная диффузия с участием белка-переносчика. Белок пребывает попеременно в одном из двух состояний: “пинг” и “понг”. Проходит без затраты АТФ. Д) Определение “Экзоцитоз”. 3. Задает вопросы по материалам лекции и последовательно по ответам суворовцев (при необходимости корректируя их) собирает всю информацию урока в схему (слайд 22).
4. Разбирает проблемную ситуацию на конкретных примерах: условия проникновения глюкозы как источника энергии для клетки; возможности проникновения алкоголя, никотина и наркотических веществ и последствия (слайд 23 и 24).
1. Закрепление изученного материала по Интеллект-карте. Основополагающий акцент при закреплении - взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями (слайд 25). (Приложение 3)
2. Выполните проблемно-задание № 3, пункт 1; 2; 3 устно (слайды 27 и 28). (Приложение 2) 3. Дает задание по проведению лабораторной работы “Плазмолиз в листе элодеи” (слайды 30 и 31). (Приложение 4) Достиг ли мы поставленной цели? Что не удалось узнать на уроке? § 2.7 читать; Учить конспект |
Формулируют задачи урока и
записывают тему урока
1. Проводят лабораторное исследование, с целью обнаружения мембранных структур у клеток растений, грибов, животных и бактерий. 2. Обсуждают вопрос: с чем связано сходство и отличие в строение прокариотических и эукариотических клеток используя интер-задание (слайд 10).
3. На интерактивной доске заполняет схему (слайд 8).
4. Решают проблемно-поисковые задания. 5. Отчет первой группы (слайд 11); отчет второй группы (слайд 10); отчет по индивидуальному заданию.
1. Воспринимают информацию.
2. Записывают схему “Виды транспорта” (слайд 16); определения: осмос, облегченная диффузия, фагоцитоз и пиноцитоз; экзоцитоз.
3. Используя материалы лекции, отвечая на вопросы преподавателя, конспектируют изученное в виде схемы.
4. Анализируют предложенную ситуацию и делают вывод. Исходя из природного строения мембраны приходят к выводу: “Скажем нет наркотикам, табакокурению и алкоголю в нашей жизни!” (cлайд 23 и 24).
1. Отвечают на вопросы и последовательно собирают Интеллект-карту “Мембрана”.
3. На базе полученных знаний суворовцы проводят лабораторную работу - 10 минут. Дают самооценку своей деятельности. Записывают задание на с/п. |