Цель урока:
– обобщить знания, усвоенные обучающимися в процессе изучения отдельных тем;
– развивать умение применять полученные знания при решении разнообразных
практических задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
– С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, т. е. саму жизнь. Поэтому изучать русский язык необходимо глубоко, терпеливо, с большим старанием.
Вы изучаете русский язык уже четыре года. Сегодня вы сможете проверить свои знания, полученные в начальной школе, выявить пробелы, на последующих уроках поработать над выявленными недочетами и хорошо подготовиться к экзамену. Я желаю вам успешной работы!
II. Повторение пройденного материала.
На доске запись:
К концу IV класса обучающиеся должны:
Знать: изученные части речи и их признаки.
Уметь:
– проверять изученные орфограммы;
– производить разборы:
звуко-буквенный,
по составу,
как часть речи,
по членам предложения.
– Я предлагаю вам поработать по данному (см. запись на доске) плану: сначала повторить теоретический материал об изученных частях речи, потом проверить свое умение производить разные виды разборов и проверять орфограммы.
1. Устная проверка теоретического материала.
– Какие части речи вы знаете?
– Что такое имя существительное? Назовите постоянные признаки, непостоянные.
– Как узнать род, падеж, склонение им. сущ.? Что нужно сделать, чтобы правильно
написать безударное падежное окончание им сущ.?
– Что такое имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? От чего
зависит род, число, падеж им. прил.? Что нужно сделать, чтобы правильно написать
безударную гласную в окончании им. прил.?
– Что такое глагол? Как изменяются глаголы в прошедшем времени, в настоящем и
будущем? Что нужно знать, чтобы правильно написать безударную гласную в личных
окончаниях глаголов?
– Что такое местоимение? Почему так называется? Как изменяется?
2. Письменный разбор слов и предложений.
Запись предложений с комментированием. (Один ученик работает у доски)
(В)кла_ _ звучит³ ру_кая реч_¹.
Школьн_ки² изуч_ют р_дной _зык.
– В какой части слова не умеем проверять орфограммы? (В суффиксах.)
Разбор предложений по членам предложения.
– Подчеркните грамматическую основу предложения. Найдите в предложении
второстепенные члены. (Дополнение, определение, обстоятельство – опережающее
изучение.)
– Самостоятельно выполните разборы 1, 2, 3, 4. Коллективная проверка.
3. Тест. Умею ли я проверять орфограммы.
Тест.
1. В каком слове пропущена в корне буква е
а) об..жать (вокруг дома)
б) об..жать (малыша)
2. В каких словах пропущен ь
а) плащ..
б) рисуеш..
3. Найди слово с предлогом
а) (от)плыл
б) (от)берега
4. В каком слове окончание -и
а) на площадк..
б) на площад..
5. В каком слове пропущена буква -е
а) прочита..т
б) корм..шь
6. В каком слове пропущена буква -и
а) со старш..м братом
б) к старш..му брату
Коллективная проверка с объяснением выбора.
1)А
2) Б
3) Б
4) Б
5) А
6) Б
III. Итоги урока. Самооценка.
– Я знаю … У меня хорошо получается …
– Мне надо повторить … Мне необходимо поработать над …