Оборудование:
- политическая карта “Зарубежная Европа”;
- национальные флаги Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Великобритании;
- мини-газета по каждой стране, фотоснимки достопримечательностей;
- элементы национальных костюмов;
ТСО: магнитофон, DVD-диск, ТВ.
Пояснительная записка:
Перед началом подготовки к уроку-презентации весь класс был разделен на 5 групп. Каждая группа готовила сообщение по определенной стране: собирали материал об этом государстве, народных традициях, национальной символике, истории образования данного государства, национальной кухне, достопримечательностях, знаменитых людях этой страны.
Весь собранный материал обрабатывался, классифицировался. Учащиеся узнали много нового об изучаемых странах, изучили географическое положение, климат, традиции, кухню. При подготовке к уроку-презентации большую работу провели и родители: подбирали элементы костюмов, записывали видео- и аудио-материалы, приготовили национальные блюда. Выступление каждой команды было оценено учащимися класса, а затем учащимися других классов параллели. Путешествие по странам совершали на борту импровизированного самолета, для этого в классе был сымитирован салон авиалайнера. У доски встречали гостей 3 ученика: двое в форме пилотов и одна в форме стюардессы.
Ход урока
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира – Урок-путешествие, Урок-полет.
1-й пилот:
Хорошо б собраться вместе нам, ребятам всей Земли!
Будут наши смех и песни на Луне тогда слышны.
2-й пилот:
Путь наш будет дальний-дальний, облетим Европу всю,
Побываем за Ла-Маншем, посетим Великобританию.
Стюардесса:
Мы расскажем вам про немцев, про французов, англичан,
Где живут, во что одеты, каждый пусть услышит сам.
1-й пилот:
Самолет наш невидимкой полетит в Германию,
А затем посадка в Вене – посетим мы Австрию.
В Берн отправимся потом мы, поглядим красоты Альп,
Про французские поместья не забудем рассказать.
2-й пилот:
А закончим наш полет мы в Хитроу – это порт,
Где садятся самолеты, и английские пилоты
Пьют в кафе горячий чай.
Вы готовы? (Да!) Включай!
Стюардесса:
- Уважаемые пассажиры, экипаж самолета рад приветствовать вас на борту нашего авиалайнера. Мы совершим полет до Лондона с промежуточными остановками в странах центральной Европы. Пассажиров просим занять свои места, пристегнуть ремни безопасности, во время полета ходить по салону самолета воспрещается. Желаем вам приятного, а главное познавательного полета.
Музыкальная пауза “Вояж”.
Стюардесса:
- Наш самолет совершил посадку в столице Федеративной Республике Германии – Берлине.
Выходят 5 учеников в национальных немецких костюмах.
Диалог на немецком языке:
Ученик:
- Guten Morgen. (Доброе утро).
Ученица:
- Guten Morgen. (Доброе утро).
Ученик:
- Ich bin Klaus. (Я-Клаус).
Ученица:
- Ich bin Monika. (Я-Моника).
Ученик и ученица вместе:
- Wir sind aus Deutchland. (Мы из Германии).
Ученик:
- Sprecht inr Deutch? (Вы говорите по-немецки?)
Ученица:
- Sprechen wir Russich. (Поговорим по-русски.)
2-й ученик:
- Мы рады видеть вас в нашей стране. Германия расположена в центральной Европе, граничит с 9-ю государствами - Польшей и Чехией, Австрией и Швейцарией, Францией, странами Бенилюкса и Данией. Германия имеет выход к Северному и Балтийскому морям.
Площадь Германии – 357 тысяч километров, численность населения около 80-ти миллионов человек. Государственный язык – немецкий, столица – Берлин.
3-й ученик:
- У каждого государства есть своя политическая символика. Флаги и гербы – это символы национальной принадлежности. Цвета германского государственного флага – черно-красно-золотой.
Орел, изображенный на гербе, служил у римских императоров символом власти. Когда Карл Великий взялся за обновление Римской империи, он перенял этот символ императорской власти.
Германские правители чаще всего были одновременно германскими королями и императорами Священной Римской империи. Орел стал составной частью государственного герба, основан он в 1871 году Германской империи. Государственный гимн, как и государственный флаг, появился еще до революции 1848 года.
4-й ученик:
- Немецкий народ свято чтит традиции предков. Самый большой праздник года Рождество(24 декабря) собирает всю семью у сверкающей елки за праздничный ужин. В процессе подготовки к Рождеству проводится один из наиболее веселых праздников – Карнавал. Особенно славятся карнавалы в Кельне, Дюссельдорфе и Мюнхене. Подготовкой к нему занимаются специальные общества. Избираются карнавальные власти – “принц”, “принцесса”, “гвардия шутов”. Во время праздников жители надевают старинную народную одежду. Цвет и отделка сильно отличается по областям, но основные черты покроя одинаковы.
5-й ученик:
- Вот это и есть наш Немецкий край,
Любимый наш край – айн, цвай, драй!
Другого такого не встретишь нигде
Хоть целую жизнь выбирай – айн, цвай, драй!
- На этом разрешите с вами проститься! Приезжайте в Германию! (Ребята машут руками, прощаясь и выходят из класса).
Стюардесса:
- Самолет наш вновь взлетает,
Держим мы на Вену курс,
Город вальсов нас встречает,
Горы Альпы, штрудель, мусс.
- Наш самолет совершил посадку в столице Австрии – Вене.
Выходят 5 учеников в национальных костюмах.
1-й ученик:
- Мы рады приветствовать вас на нашей земле.
Австрия или Австрийская республика – государство в центральной Европе, которое возникло после распада Австро-Венгерской монархии в конце Первой мировой войны. Это одно из самых маленьких государств в Европе. Население составляет около 8-ми миллионов жителей. Австрия “вытянута” с запада на восток, при этом максимальная протяженность страны – 579 километров. Граничит с 8-мью странами: на западе – со Швейцарией и Лихтенштейном, на юге – с Италией и Словенией, на северо-востоке – со Словакией, на востоке с Венгрией, на севере с Германией и Чехией. Австрия не имеет выхода к морю.
Столица Австрии – Вена – по праву считается одним из самых красивых городов мира. Это город дворцов и парков. Жители Вены очень гордятся тем, что в их городе жил выдающийся композитор Иоганн Штраус(1825-1899), сочинявший чудесные вальсы. В одном из парков ему поставлен памятник. Это самый знаменитый памятник Вены.
Музыкальная пауза. Звучит “Венский вальс”, две пары танцуют под музыку.
2-й ученик:
- Белая полоса на красном поле – флаг Австрии. Белая полоса на красном фоне – на гербе Австрии. Этот знак должен всегда напоминать о смелости австрийского герцога Леопольда Добродетельного из рода Бабенбергов. В битве против султана Заладина в Земле Обетованной в 1190 году он так мужественно сражался с толпой врагов, что его белые одежды все были окрашены кровью и стали красными. И лишь одна часть – под поясом с оружием – оставалась белой. В память об этом в гербе Бабенбергов и появилась белая полоса на красном фоне.
3-й ученик:
- “Горный край у быстрого Дуная” - такова первая строфа национального гимна Австрии. Действительно, Дунай течет по Австрии на протяжении 350 километров. Он и его крупнейшие притоки сплели голубую сеть по всей территории Австрии. С другой стороны приблизительно ? территории страны занимают горы и только 7% - равнины. Страна является частью системы гор Альп. Самая высокая гора Австрии – Гросглоккнер(3798 метров над уровнем моря), на ней находится и один из крупнейших в Европе ледников – Пастерзе.
Климатические условия страны разнообразны. Климат равнин и предгорий умеренно континентальный, на западе более влажный. На юге страны климат почти средиземноморский. В горах суровые зимы и жаркое лето. В районе Вены максимальная температура летом +36, минимальная температура зимой -10. Горнолыжный сезон длится до середины апреля.
4-й ученик:
- Жители Австрии носят национальный костюм Tracht. Крестьянская одежда изготавливалась из лодена – особой теплой, водонепроницаемой ткани на основе шерсти.
От членов королевской семьи исходит идея ввести в обиход народный стиль в одежде. Карл Великий очень ценил стиль одежды простого народа. Но его придворным больше нравился другой стиль одежды, ведь византийские шелковые ткани смотрелись так великолепно! Тогда Карл Великий взял свою свиту, одетую в шелковое великолепие, на охоту. Весь день общество ездило верхом под дождем и ветром, прошло с Карлом огонь и воду. И когда вечером свита вернулась в непривлекательных, мокрых лохмотьях, с тел знатных сеньоров стекала мутная дождевая вода, в то время как одежда из лодена хранила Карла Великого.
5-й ученик:
- Единственная кухня в мире, которая названа по имени города – венская кухня. За время своего тысячелетнего существования Австрия располагалась на территориях, населенных разными народами, и это, конечно, отразилось на ее кухне. Венская кухня предлагает богатый набор сладких блюд – десертов, пирожных, пудингов. Из Словакии происходят знаменитые рулеты с маком, орехами, творогом. Творожный рулет(штрудель) с ванильным соусом, который подается теплым, представляет собой именно венское блюдо.
- А сейчас вы можете попробовать знаменитый венский штрудель, а затем полюбоваться красотами австрийских Альп под музыку Штрауса.
Ребята угощают гостей сладким блюдом, а по ТВ идет видео-ролик “Величие горных ландшафтов”.
Стюардесса:
- Под прекрасную венскую музыку
Набираем мы высоту.
Поднимаемся в небо над Австрией,
А видим Берна красоту.
- Уважаемые пассажиры! Наш самолет совершил посадку в столице Швейцарии – Берне.
Выходят 3-е учеников в национальных костюмах.
1-й ученик:
- Мы приветствуем вас в Берне – столице Швейцарии, страны гор и озер, точных часов и надежных банков, сыра и супов, фондю и шоколада. Швейцария – государство в центральной Европе, очень маленькая страна, располагается на площади 41,29 тыс.км2, что составляет 1/9 часть Германии и половину Австрии. Швейцарцы склонны считать, что они проживают в “середине света”. Действительно, страна расположена в самом сердце Европы. На юге и юго-востоке граничит с Италией, на западе, юго-западе и северо-западе с Францией, на севере – с Германией, на востоке – с Австрией и Лихтенштейном. Предание гласит: когда Бог распределял богатства недр по Земле, Ему не хватило их для крошечной страны в сердце Европы. Чтобы исправить такую несправедливость, Он облек эту маленькую страну дивной красотой: подарил горы, подобные небесным замкам, сверкающие белизной ледники, поющие водопады, озера кристальной чистоты, светлые благоухающие долины.
2-й ученик:
- Швейцария – горная страна. Примерно 60% территории занимают горы с горными озерами и альпийскими лугами. Большая ее часть лежит в Альпах. Самая высокая точка Швейцарии – гора Дюфур, самая низшая – озеро Лаго-Маджоре. Площадь альпийских ледников-2000 квадратных километров. На северо-западе лежат горы Юра. В центральной части расположено Швейцарское плоскогорье. Главные реки – Рейн, Рона, Тичино. Крупнейшие озера – Женевское, Боденское. 24% территории покрыто лесами.
Климат сильно меняется по высоте: слишком уж различен рельеф этой маленькой страны, составляющий три основные зоны: Альпы, Швейцарское плоскогорье и гора Юра. По названию этой горы и найденным у подножия останкам динозавров, время обитания этих огромных животных, названо Юрским периодом.
3-й ученик:
- В Швейцарии очень бережно относятся к старинным обычаям. Швейцарцы могут похвалиться и своей исторической памятью: в календаре фольклорные праздники, конкурсы старинных костюмов. Швейцарцы умеют хорошо и со вкусом отдыхать. В какой бы месяц года турист не попал в эту страну, он сможет повеселиться на славу, например, в ноябре в Базеле устраивается осенняя ярмарка. В Берне в четвертое воскресенье месяца проводится “Цибелемерит” - луковый рынок и народные гуляния.
- Спасибо за внимание, а на прощание мы угощаем вас швейцарским шоколадом.
Ребята разносят угощение, а на ТВ идет видео монтаж экскурсии по Швейцарии.
Стюардесса:
- Что же молча ты сидишь?
Хочешь, полетим в Париж?
Елисейские поля вновь увидим ты и я.
Мушкетеры, Лувр и Эйфель,
Нотр Дам и Жанна ДАрк –
Все названья эти, дети,
С юных лет знакомы вам.
- Наш самолет совершил посадку в столице Франции – Париже.
Выходят 4 ученика, двое из них в национальных костюмах.
Диалог на французском языке:
Ученик:
a va? (Всё хорошо?)
Ученица:
a va. (Да, всё хорошо.)
Ученик:
Quelle heure est-il? (Сколько сейчас времени?)
Ученица:
Il est huit heures passes. (Уже девятый час.)
Ученик:
O vas tu? (Куда ты идёшь?)
Ученица:
I est temps d’aller l’cole. (Время идти в школу.)
Ученик:
D’accord. (Я понимаю. Хорошо.)
3-й ученик:
- Наша страна находится на крайнем западе Европы. Более половины границ омывает Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Разнообразны природные условия. Неподалёку от покрытых снегами отрогов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани – обнаружить средиземноморскую растительность. Запад Франции занимают равнины с неспешно текущими реками. Это Сена, пересекающая столицу страны; Луара, славящаяся замками на её берегах; Гаронна, воды которой орошают виноградники; а также Рейн, пограничный с Германией.
Почвы равнин очень плодородны. Леса сохраняются в основном в горах. Во Франции развиты промышленность и сельское хозяйство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Традиционными отраслями являются виноградарство, виноделие, цветоводство.
Французские реактивные пассажирские “Каравелла” и “Конкорд”, автомобили “рено”, “пежо”, “ситроен”, крупнейшее пассажирское судно “Франция” известны во всём мире. Успешно развиваются металлообрабатывающая промышленность, радиоэлектроника и химическая промышленность.
4-й ученик:
- Столица Франции – Париж – стоит на реке, которая называется Сена. Туристы стараются совершить экскурсию по Парижу на прогулочном кораблике, с него очень удобно осматривать город. Во время экскурсии вы можете увидеть знаменитый на весь мир Собор Парижской Богоматери, Лувр – один из крупнейших музеев мира. В Лувре огромное количество картин и скульптур, самая известная картина – “Джоконда” великолепного итальянского художника Леонардо да Винчи. Есть в Париже красивый мост, по краям которого на высоких колоннах золотые крылатые кони. Это мост Александра !!!, названный в честь русского царя. А самое знаменитое сооружение Парижа, символ этого города – Эйфелева башня. Она построена более 100 лет назад по проекту инженера Эйфеля. Башня состоит из 15 тысяч металлических деталей, её высота 321 метр.
Недалеко от Парижа находится одно из самых значительных мест Франции – Версаль. Раньше здесь была резиденция французского короля, а сейчас – музей.
Но нам пора прощаться, желаем вам успехов в изучении нашей страны. Предлагаем вам, ребята, попробовать наше угощение – французские круасаны.
Ребята угощают гостей, а по TV демонстрируют видео-ролик о Франции.
1-й пилот:
- Над Ла-Маншем пролетаем.
Материк мы покидаем,
И английский аэропорт нам посадку уж даёт.
Выходят 4 ученика в национальных английских костюмах.
1-й ученик:
- Британия, Британия, туманные предания,
Какое воспитание – порядок и закон,
Да здравствует британское народное питание,
Полезное питание – овсянка и бекон.
2-й ученик:
- В Британию въезжать удобней на карете,
Тут джентельмены все от шляпы до калош,
А кто не джентельмены, тот, безусловно, леди,
Другого никого тут просто не найдёшь.
Британия, Британия! Да здравствует Великая Британия!
3-й ученик:
- Государство на северо-востоке Европы, состоит из нескольких королевств: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. Великобритания находится в северной части Атлантического океана, отделена от Европы проливом Ла-Манш.
Британцы гордятся тем, что заметно отличаются от любой другой нации мира. Они до сих пор придерживаются странных обычаев, таких, как левостороннее движение или игра в крокет. Они весьма неохотно перешли на десятичную систему мер, поменяв свои обожаемые пинты на литры, а дюймы на сантиметры. И хотя остальная Европа измеряет расстояние километрами, британцы до сих пор цепляются за свои мили, хотя теперь они покупают ткани метрами, а не ярдами. Логика – не самая выдающаяся черта британского характера.
4-й ученик:
- Великобритания – очень густонаселённая страна. На квадратную милю площади приходится 940 жителей, что превосходит показатели всех стран Европы, кроме Голландии. Но это также и земля невероятной красоты, которую британцы охраняют и поддерживают. Везде можно увидеть аккуратные живые изгороди, опрятные цветочные клумбы и газоны, гладкие, как бильярдные столы. Англичане любят бродить по полям или шлёпать в резиновых сапогах по ручьям и болотам, или наблюдать за птицами.
Великобритания – страна, где процветает искусство. Страсть к классической музыке развивалась во время Второй Мировой Войны и продолжает расти по сей день, так, что даже самый маленький городок имеет своё собственное музыкальное общество, исполняющее Баха или Генделя. Лондонский театр считается одним из лучших в Европе.
Британцы – замечательный народ, и их причуды являются неотъемлемой частью нашего мира. Без Великобритании мир бы стал беднее.
Под национальную английскую мелодию “Зелёные рукава” ребята угощают всех чаем, а на экране телевизора – фильм о Великобритании.
2-й пилот:
- Вновь – полёт и путь обратный, ждёт уже, ребята, нас.
Пролетели над Европой и вернулись снова в класс.
Много стран мы повидали, много нового узнали,
И желаем, вам ребята, облететь весь мир когда-то,
Но для этого учитесь и старайтесь, не ленитесь,
И мы думаем тогда всё получится всегда.
Бортпроводница:
- Дорогие пассажиры! На этом наш полёт по европейским странам заканчивается. В заключение предлагаем вам посмотреть выставку товаров из Центральной Европы, Франции, Великобритании и выставку книг европейских авторов.
1-й пилот:
- Уважаемые пассажиры, наш полёт окончен. Покидая борт воздушного корабля, будьте осторожны и не забывайте свои вещи.
Учитель:
- Ребята, наш проект удался?
- Вам самим понравилась экскурсия?
- У кого есть замечания по проекту?
- Как вы думаете, отличается ли жизнь людей в Европе от жизни людей в России? Почему?
- А есть ли что-то общее, что объединяет наши страны и народы?
(Различия – история, культура, природные особенности, климат, обычаи, праздники, экономика, архитектура.
Сходство – общечеловеческие ценности: семья, мир, любовь, охрана природы и экологические проблемы, христианская вера, забота о детях и пожилых людях, патриотизм, способность переживать боль и смеяться т.д.)
Учитель:
- Спасибо всем за активность и заинтересованность. Благодарность родителям и родным, помогавшим готовить этот урок. Спасибо гостям за внимание.
Урок окончен.
Источники информации для подготовки к уроку.
- Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова “Поурочные разработки по курсу “Мир вокруг нас”. 3 класс.
- А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”. 3 класс.Часть 2.
Интернет-ресурсы.
- М.М.Поташник, М.В.Левит “Как подготовить и провести открытый урок”.