Цели урока
Ообразовательно-развивающие:
- повторить и обобщить знания по теме "Литосфера"
- развитие общеучебных умений учащихся: выполнять логические операции: определение, деление, сравнение, обобщение понятий, формулирование суждений, умозаключений.
Воспитательная цель:
- формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе категорий философии: общее - особенное - единичное, единство - многообразие, причина - следствие.
Оборудование: физическая карта России, Физическая карта полушарий, атласы, презентация, различные источники информации: словари, энциклопедии.
Заявка на оценку:
- "5" -20 баллов и выше
- "4"- 15-19 баллов
- "3" -10-14 баллов
- 1 балл - за осанку
- 1-2 балла - за активность
- версия-1-2 балла
- вопрос-суждение 1-2 балла
- ответ на вопрос-1-2 балла
- сравнение - 3 балла
- возражение-1-3 балла
- умозаключение - 1-3 балла
- выступление от группы -1-6 баллов
- работа с картой- 2 балла
1. Оргмомент. 1 мин.
Оглашение заявки на оценку, критериев оценивания
2. Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Баллы |
Актуализация знаний по теме: 1. Наш урок мы начнем с разминки - Я начинаю рассказ, а вы продолжаете... "Одна из оболочек Земли-литосфера..."
2. Групповая работа: (3 мин) Из предложенных слов, написанных на листочках составьте схему: "Формы поверхности суши" (формы поверхности, горы, равнины, высокие, низкие, средние, по высоте, низменности, складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые, древние, средние, молодые, по возрасту, по образованию, возвышенности, плоскогорья, по высоте, по образованию, по форме поверхности, остаточные,первичные,наносные, плоские,холмистые) - Посмотрите на доску и проверьте правильность составления схемы. Работа со схемой: А теперь давайте дополним нашу схему примерами. На столе лежат листочки с названиями гор и равнин, найдите им место в схеме. (Каспийская низменность, Уральские горы, Восточно-Европейская равнина, Амазонская низменность... (12 названий |
Учащиеся говорят по одному предложению
по теме. Например:-литосфера-твердая оболочка Земли; - литосфера-земная кора; - литосфера состоит из осадочных магматических и метаморфических горных пород.... - земная кора бывает материковая и океаническая; и т.д.
Составляют схему.
Самопроверка (сравнение со схемой на доске) - приложение 1. учащиеся выходят по одному, приклеивают название гор или равнин и объясняют свой выбор. (Например: Восточно-Европейская равнина. Листочек приклеивают под словом "холмистая"; Уральские горы под словом "Низкие горы" и т.д. |
1б инд
1-3б груп
1б инд |
3. Практическая работа по описанию
гор и равнин. Индивидуальная работа. 1 вариант - описание гор Анд 2 вариант - описание Среднесибирского плоскогорья. Групповая работа. Сравните свое описание с описаниями гор или равнин у ребят в группе. Обобщите работы и выберите, кто будет выступать от группы. |
Практическая работа (5 мин) Индивидуальная работа
Групповая работа Выступление от группы. |
1б инд
3б выступающему. |
4. Географический диктант. Чайнворд. Ребята, я читаю вам предложение, которое определяет какое-то понятие. Свой ответ записываете в чайнворд. 1. Земная кора 2. Магматическая горная порода 3. Чашеобразное углубление на вершине вулкана. 4. Равнина, имеющая высоту более 500 м . 5. Потухший вулкан на Кавказе. 6. Все неровности земной поверхности. 7. Горячий источник, переодичеки выбрасывающий на поверхность воду и пар. 8. линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами. 9. Самые высокие горы на Земле. Ответы для самопроверки написаны на доске. |
Разгадывание чайнворда. Весь кроссворд отгадан-3б 7-8 правильных ответов-2б 5-6 правильных ответов-1б,
(самопроверка) |
1-3б инд |
5. Работа с картой. Восхождение
на вершину Знаний. По одному ученику с каждого
ряда берут на столе карточку с названием
географического объекта и показывают его на
карте. Если ответ правильный, задание выполняет
следующий ученик, если нет, то с обратной стороны
есть подсказка-географические координаты этого
объекта. Побеждают учащиеся того ряда, кто
первыми поднимутся на вершину Знаний.
Восхождение на гору только тем ребятам впору, кто
объект найдет на карте, В путь! Счастливого вам
старта На столе карточки с номенклатурой по теме "Литосфера" |
Соревнование в знании номенклатуры - работа с картой Учащиеся отгаданное название приклеивают к рисунку горы |
1б инд + 1-3б груп. |
6. Я слова читаю вам, Вы прислушайтесь к словам. Может, лишние попали? Докажите, как узнали. Игра "Третий лишний" А) Амазонская низменность, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность Б) Горы, равнины, возвышенности В) Жерло, кратер, пик Г) Гранит, базальт, каменный уголь Д) Гималайские, Кавказские и Уральские горы. |
А) Поскольку Амазонская низменность и Западно-Сибирская равнина- плоские, а Восточно-Европейская-холмистая , значит Восточно-Европейская равнина- лишняя. Б) возвышенности лишнее, т.к. горы и равнины- это формы рельефа, а возвышенности-это разновидность равнин. В) лишнее-пик-это остроконечная вершина гор, а кратер и жерло-это части вулкана. Г) лишнее каменный уголь-это осадочная горная порода, а гранит и базальт-магматические. Д) Уральские горы-лишнее, т.к.-это низкие горы, а Гималаи и Кавказ-высокие. |
1-3б инд |
7. Ребята, я предлагаю вам задать любой
вопрос, знайте, что они оцениваются по разному:
вопросы понятия - 1б, вопросы - суждения - 2б. За ответы, ребята, тоже можете получить балл. Презентация (закрепление) |
- Как доказать, что Гималаи - высокие
горы? (Поскольку горы имеющие высоту более 2000м
относятся к высоким горам, а Гималаи имеют высоту
до 8 тыс.м., отсюда Гималаи высокие горы) - Докажите, что вулкан-это гора. (Гора -это выпуклая форма рельефа, имеющая подошву, склон и вершину, а вулкан имеет подошву, склон, вершину, следовательно вулкан-это гора) - Чем Западно-Сибирская равнина отличается от Среднесибирского плоскогорья И т.д. |
1-3б |
Ребята, говоря о рельефе, мы не можем не затронуть наши места, мы живем в удивительном месте в предгорьях горной системы Саян. Давайте послушаем выступающего. | Выступление с презентацией учащегося "Саяны" | 3б инд |
Подсчет баллов, выставление оценок. Подведение итогов Домашнее задание: - Интересные факты из жизни литосферы. - мини-сочинение "Значение Саянских гор в хозяйственной деятельности человека" |
Запись домашнего .задания |