Цель: Расширить словарный запас на тему "Осень", ввести новые понятия (колючий, кленовые листочки).
Программное содержание:
- Учить детей выполнять соответствующие тексту движения, расширять знания детей о еже: живет в лесу, колючий.
- Закрепить знания об основных цветах: красный, желтый, зелёный.
- Развивать у детей мелкую моторику рук.
- Развивать логическое мышление, ловкость, внимание, умение слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
- Воспитывать интерес к животному миру.
Предварительная работа: Рассматривание ежа, знакомство с цветом.
Материал: Изображение леса, игрушки - ёж, медведь, лиса; 3 корзины - красного, жёлтого, зелёного цвета; клёновые листочки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.
По ровненькой дорожке, (Движутся обычным шагом).
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки
По камушкам, по камушкам, (Движутся большими шагами).
По кочкам, по кочкам, (Выполняют прыжки с продвижением вперёд).
По маленьким листочкам, (Движутся мелкими шажками).
В ямку - бух. (Приседают на корточки).
Воспитатель: Ну вот, мы и в лесу. Ребята, отгадайте загадку "Словно ёлка, весь в иголках". Кто это?
Дети: Ёж.
Воспитатель: Правильно это ёж. Нас должен встретить ёж. Где же он? (Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ёж).
Дети: Ёжик находился под ёлочкой.
Воспитатель: Правильно, ёж находился под ёлочкой. Ребята, давайте с ежом поздороваемся.
Дети: (здороваются).
Воспитатель:
Садитесь ребята на полянку.
Скажите, что у ёжика есть.
Дети: Голова, глаза, нос, рот, ножки.
Воспитатель: А давайте, мы потрогаем его. (Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдёргивают руку).
Воспитатель: Ёж, какой?
Дети: Ёж колючий.
Воспитатель: Правильно, ёж колючий. А кто расскажет стихотворение про ежа?
Дети: (Рассказывают стихотворение)
Что ты ёж такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Воспитатель: А знаете, как ёжик защищается от "своих соседей". Ёжик сворачивается калачиком - у него есть надёжная защита- это иголки.
Ребята, давайте сейчас вы превратитесь в маленьких ежат.
Раз, два, три покружись и в ежат превратись. ( Дети, изображая ёжиков, ползают на четвереньках по группе. Воспитатель показывает игрушку лису или медведя, дети должны сидеть неподвижно). Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель: А теперь давайте снова превратимся в ребят.
Раз, два, три покружись и в ребят превратись.
Воспитатель: Ребята ёжик хочет мне что-то сказать. Он говорит, что собрал в лесу клёновые листочки. И просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам. Воспитатель выставляет три корзины - красную, жёлтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета. Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета взял листочек и в какую корзину положит. Воспитатель поощряет детей.
Воспитатель: Ребята, а у ежа есть маленькие ежата. Подойдем к столу, посмотрите какие они. Ребята, а у ежат чего нет?
Дети: Иголок.
Воспитатель: Правильно, нет иголок. А как им помочь, чтобы у них появились иголки? Что надо сделать?
Дети: Нарисовать.
Воспитатель: Правильно нарисовать. Сели на стульчики, чтобы спинка была ровная. Возьмите фломастер в правую руку.Нарисуем иголочки (дети ритмично рисуют прямые линии). Вот и у всех ежат появились иголочки. Давайте, мы покажем ёжику.
Дети: (Кладут под ёлку).
Воспитатель: А теперь, давайте споём ёжику песню. Воспитатель вместе с детьми образуют круг, а в центре круга стоит игрушечный ёж.
Воспитатель и дети поют песню:
Шли по лесу не спеша
Вдруг увидели ежа
Ёжик, ёжик - мы друзья,
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к "ёжику".
Воспитатель: Ребята наш ёжик устал, и вы устали, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте, скажем ёжику до свидания. На этом наше занятие закончилось.
Использованная литература.
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях:практ.пособие. 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярные пособие для родителей. Ярославль: Академия развития, 2001.
4. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). М.: Аркти, 1999.
5. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., 6-е изд., испр. О доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 208 с.