Воспитательное мероприятие "Масленица – праздник проводов зимы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Приобретение знаний воспитанников об истории христианских праздников, сущности и значение обрядов.
  • Развитие творческих способностей воспитанников.
  • Воспитание художественно-нравственной культуры у детей.

Подготовка праздника

Предварительно разучить песни встречи и проводов Масленицы, масленичных гуляний и хороводов. Подобрать на роли ведущего и Масленицы старших ребят или взрослых, а также детей, которые будут играть зверей - "свиту" Масленицы. Дети пекут блины, готовят реквизит и подарки-сувениры для игр. Разучить частушки.

Рекомендуемый возраст 11-16 лет

Музыкальное оформление: Подготовить подборку русских народных композиций для проведения игр.

  • Вдоль по улице
  • Загорелась во поле калина.
  • Матушка Россия.
  • Возле речки, возле моста.
  • Как по горкам, по горам.
  • Частушки под диликанье.

1-й скоморох. Добры молодцы и красны девицы, дедушки, старушки, милые ребятушки, здравствуйте!

2-й скоморох. Здравствуйте, почтенные господа. Вот и праздник к нам пришел! Не стесняйтесь, веселитесь, удовольствия желаем вам три короба!

1-й скоморох. Подходите, ближе подходите и глаза свои протрите, мы развеселые потешники, известные скоморохи и насмешники.

2-й скоморох. За медный пятак расскажем вам всё этак да так. Полюбуйтесь, как встречали Масленицу во времена древние.

1-й скоморох. Ой, знайте, познайте, люди добрые. Было такое дело, в стародавние времена по святой Руси звенело, ой, гой-еси, родимые, порасскажу на ваше здоровье, да не во гнев, злобу лютую, а во светлое милостие.

2-й скоморох. Ты чего орешь и чего городишь?

1-й скоморох. А под Маслену неделю такое бывало, что до сей поры люди разговоры разговаривают.

2-й скоморох. Ой, так Масленица, что ль, настала?

1-й скоморох. Ты откель свалился? Быть может, блинами объелся? Седьмой день гуляем.

2-й скоморох. Ба! Побегу нову рубаху одевать!

Скоморохи вместе. Широкая Масленица пришла!

Ведущий. Нет, что-то не идет Масленица. Может задержалась наша Масленица в пути путь был у нее долгий, давайте ребята ее пока будем ждать споем частушки.

Проводится конкурс частушек

(Приложение №1)

Ведущий: Как же будем без нее праздновать? Видно, придется всем вместе ее позвать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы повторяйте за мной каждую фразу. А в конце все вместе хором произнесем: "Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!" Ну-ка попробуем. (Вместе с детьми репетирует повтор фраз). А теперь я буду Масленицу звать, буду ее хвалить, а вы подхватывайте.

Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

Звенят колокольчики. Входит Масленица - нарядно одетая девушка. С нею свита: лесные звери и птицы, несущие символ солнца - украшенные лентами круги на палках.

Ведущий. Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица. Здравствуйте, люди добрые! Я пришла к вам всего на 7 дней. О каждом из этих дней я вам и расскажу. Понедельник называется встреча, в этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну. Давайте и мы поиграем с вами в снежки

Игра "Снежки". Дети, разделившись на две команды, берут в руки "снежки" - круглые мячики из пенопласта или комочки ваты, зашитые в марлю, - и пытаются попасть в специально приготовленный сосуд. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий. (Звучит композиция "Вдоль по улице").

Масленица.

Вторник назывался заигрыши. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Давайте и мы поиграем в одну из таких игр

Проводится хороводная игра "Лакомка". Все участники стоят по кругу, в центре - 4 девушки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это "ворота", через которые проходят все участники за ведущим. Если девушки поднимают руки - "ворота" открыты, если опускают вниз - закрыты. Все участники игры идут по кругу, при этом произносят нараспев такие слова:

А мы Масленицу устречали,
Устречали, люли, устречали
Мы сыр с маслицем починали,
Мы блинами гору устилали.
Сверху маслицем поливали.
Как от сыра гора крута,
А от масла гора ясна.

На последних словах девушки закрывают "ворота" и считают количество участников, которые остались в центре. Если девушки закрыли "ворота" и не пропустили 5 человек, то участники говорят: "Пять блинов, ели, ели, не наелись". Пять человек встают вместе с девушками, таким образом, "ворота" становятся шире. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем во внешнем кругу. В завершение игры участники говорят, например: "Тридцать блинов ели, ели - наелись. Все!"

Масленица.

Среда считается лакомкой. В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:

Как на масленой неделе
Из печи блины летели.

А как вы думаете, почему блины круглые? Какие блины бывают? С чем их едят?

Игра "Испеки блины". В игре участвуют 2 команды.

Для игры приготовьте 2 печки, изготовленные из фанеры, 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, "блины" из бумаги, блины настоящие, 2 кастрюли или миски и 2 тарелки. Задача участников - быстро "испечь" блины. Для этого им нужно поставить "сковородку" с бумажным "блином" в "печь", затем перевернуть его и положить на тарелку, которая стоит на стуле, расстояние до которого 4-5 метров. После того как участники с этим справились, им нужно накормить настоящими блинами гостей. (Звучит композиция "Загорелась во поле калинка")

1-й коробейник.

Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
За улыбку и за шутку,
За любую прибаутку.
Подходи и налетай -
Все, что хочешь, выбирай!

2-й коробейник.

Кто задачку отгадает -
Весь товар мой забирает.

Проводится конкурс загадок. За правильный ответ коробейники выдают приз.

Загадки.

Всех оденет,
А себя никогда. (Иголка с ниткой).

В одном месте метров двести. (Клубок).

Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два - как яхонты. (Кошка).

На весь мир хватает
И во все щели пролезает. (Свет).

Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блины, масло).

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях).

Слушайте внимательно,
Очень занимательно:
Чего нет в капусте,
Ни в свекле, ни в репе,
А есть в моркови,
Огурце, помидоре? (Буквы "О").

Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. Почему каждая овца шла? (По земле).

Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).

Отчего гусь плавает? (От берега).

Какой в реке камень? (Мокрый).

Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).

Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).

Коробейники. Торговали, торговали, даже устали.

Масленица.

Четверг назывался широкий, или разгуляй-четверток. Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.

1-й скоморох

Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои, то и посмотреть на бои петушиные.

2-й скоморох. Приглашаем самых сильных посостязаться.

Игра "Петушиный бой". На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

(Звучит композиция "Матушка Россия").

Масленица

В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали раешники, продавали чай, блины, сладости.

1-й скоморох.

А вот еще одна забава -
Победителя ждет слава!
Кто в беге в мешках победит,
Того скоморох наградит.
Проводится бег в мешках.

2-й скоморох. Ай да Масленица-веселуха! Всех рассмешила да позабавила!

1-й скоморох. В старину на площади ставили высокий столб. А наверху всякие призы вешали: петух в клетке, сапоги и другой дорогой товар. Многие смельчаки пытались на него взобраться. Кто добирался доверху, получал богатый приз. А уж, сколько зевак собиралось - видимо-невидимо!

2-й скоморох. Кто из вас самый смелый и ловкий? Выходи - прояви сноровку!

Игра "Самый ловкий".В игре участвует один человек. На площадке лежит длинный канат, на конце каната - приз. Нужно пройти по канату с завязанными глазами, ни разу не оступившись. Кто дойдет до конца, тот и получает приз. (Звучит композиция "Возле речки, возле моста"),

Масленица

Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Ведущий. А теперь еще один конкурс. Я посмотрю, как вы с шайбой дружите и с зимними видами спорта, какие вы ловкие. Слушайте внимательно. Сейчас игрок каждой команды должен провести шайбу между кеглями вперед и назад и передать ее следующему. Кегли не сбивать. Победит та команда, которая проведет шайбу быстрее и не собьет кегли. За победу команда получит 2 очка. Начинать по моей команде. (Звучит композиция "Как по горкам по горам").

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Ведущий: А теперь ребята давайте дружно попросим друг у друга прощение.

А теперь еще один конкурс. Называется "Самый быстрый." В этом конкурсе надо провезти куклу на санках и не уронить ее. Санки провозятся от старта вокруг снеговика, снова возвращаются на старт и передаются другому из своей команды. За победу команда получит 2 очка. Начинать по моей команде.

Ведущий устанавливают на старте двое санок, усаживают на них кукол и выстраивают каждую команду друг за дружкой на старте.(Звучит композиция "Частушки под диликанье").

2-й скоморох.

До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Будут снова чудеса,
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения !

Приложение 2.

 Литература.

  1. Погодина О. Праздник для школьников. Лучшие сценарии для досуга и выходного дня.- Ярославль, 2006.
  2. Школьные вечера и мероприятия. Сборник сценариев. - Волгоград, 2007
  3. Православные праздники, и формы их проведения.