Аннотация.
Проект "Я и все кто вокруг меня" направлен на организацию особого рода взаимодействия педагогов и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности в период адаптации. В нём поставлены акценты на разработку содержания социально-эмоционального развития дошкольников, социальных проблемных ситуаций, усвоение способов жить среди людей. Проект ориентирует педагога на переосмысление позиции по отношению к ребёнку и необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества с семьей.
Данный материал поможет педагогам ДОУ в создании условий для социально-личностной деятельности в период адаптации.
Введение в проект.
Актуальность проекта. В современном образовании целью и результатом деятельности педагога выступает ребёнок, как высшая гуманистическая ценность, обладающая гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе и в социуме и сполна развивать свои способности. В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей, появляются новые социальные нормы и установки, меняются личностные эталоны и идеалы. Эти изменения в обществе повлияли на обновление содержания Российской системы дошкольного воспитания и образования, которое сегодня ориентировано на развитие личности. Гуманистические перспективы современной России вскоре востребуют собой личность, глубоко знающую себя, владеющую собой, самореализующуюся, т.е. творца своей субъектности и своей жизни.
Вид проекта. Познавательно-творческий.
Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, старшее поколение семьи, педагоги.
Цель проекта. Создание условий адаптации детей в социуме, активного действования в нём, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
Задачи проекта
- раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка через игровую и познавательную деятельность;
- оказать ребёнку необходимую помощь в период адаптации и включения в социальную жизнь;
- пробуждать детей уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми;
- помочь семье поддерживать и укреплять меж поколенные связи, опираться на своё здоровое духовное начало для приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям.
Гипотеза реализации проекта. Реализация данного проекта позволит ребёнку безболезненно войти в человеческое сообщество, заложить фундамент будущих гармоничных отношений дошкольника с самим собой и окружающими
Реализация проекта в фотолетописи.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Цели этапа | Содержание |
Вводный | 1. Осуществить диагностику реальных
затруднений родителей.
2. Установить контакт с родителями. |
1.Заполнение индивидуального журнала
ребёнка. 2.Анкета для родителей (социальная) 3.Анкета "Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ" 4. Памятка для родителей "Я уже детсадовец" 1.Знакомство детей группы с семьями друг друга. 2.Сбор фотографий для семейного альбома. 3.Экскурсии по саду |
Основной | 1.Помочь родителям овладеть методами
руководства детской игрой
2.Совершенствовать систему совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и развитие личности. |
1.Дидактические игры по адаптации
совместно с родителями. "Ляля заболела" "Гости", "Волшебные превращения", "Ходим-бегаем-Танцуем" 2.Пальчиковые игры "Помощники", "Семья", "Черепашка". 1.Создание "Почтового ящика"-вопросы о проблемах детского развития, интересующие родителей. 2.Игры с имитацией движений "На водопой","Веселись, детвора","Мы весёлые мартышки". 3 Консультации "Зарядка вместе с мамой","Правила организации режимных моментов","Зарядка для профилактики плоскостопия". 4.Проведение праздников вместе с родителями "Здравствуй, осень золотая!","День матери", "Новый год",23 февраля, 8 марта,"Праздник Весны". 5.Дни открытых дверей. |
Итоговый | Презентация проекта. Подведение итогов проекта. |
1.Представление семейного альбома "Я и
все кто вокруг меня" 2. Концерт с участием всей семьи. 3.Спортивный праздник "Сильные, смелые, здоровые, умелые!" |
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- сохранение чувства защищённости и внутренней свободы;
- доверие к окружающему миру;
- смягчение социальной напряжённости при переходе из семьи в ДОУ, восстановление душевного равновесия ребёнка.
У родителей
- формирование потребности в частом индивидуальном общении с детьми;
- обогащение воспитательных умений ,поддерживание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
У педагогов
- оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;
- выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
Реализация содержания проекта.
По результатам анкет были выявлены индивидуальные особенности каждого ребёнка, что помогло воспитателю в планировании воспитательно-образовательного процесса . Частые встречи с родителями, которые участвуют в воспитательно-образовательном процессе группы, помогли наладить взаимодействие педагогов с семьями детей, создали атмосферу общности интересов , эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Совместные дидактические игры ( дети и родители ) способствовали плавному переходу от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию детей в ДОУ..
Дети очень эмоционально восприняли пальчиковые игры, игры с имитацией движений, хороводные и с большим удовольствием в них играли.
В рамках проекта был оформлен альбом "Я и все кто вокруг меня". При рассматривании фотографий дети с восторгом находили своих пап и мам, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.
Таким образом, реализация проекта "Я и все, кто вокруг меня" способствует социализации дошкольников, складыванию единого воспитательного пространства "Детский сад-семья"