Аннотация
В данном проекте представлена форма работы с родителями из дезадаптированных семей с целью более эффективного вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, преодоления кризиса в семейных отношениях.
Разработан разнообразный методический материал: консультации для родителей по проблеме нарушения прав детей и жестокого обращения с ними; оформлен стенд "Конвенция ООН "О правах ребенка"; создана "Почта Надежды", организованы дополнительные услуги "Кружок семейной оздоровительной гимнастики", "Кружок психологической адаптации".
Данный материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проективного метода в работе с неблагополучными семьями.
Введение в проект
Актуальность проекта. Современная семья как основная часть общества - неотъемлемая часть механизмов общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не сказываться на детско-родительских отношений. Почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлениями жестокости, давления со стороны родителей.
Согласно исследованием, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. С каждым годом возрастает количество неблагополучных семей в нашей стране. Незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, их низкая и правовая, и педагогическая компетентность ,жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи неминуемо приводят к нарушению прав дошкольников, серьёзным психологическим травмам и росту детской безнадзорности. Поэтому неслучайно семьи группы риска нуждаются в высокопрофессиональной помощи специалистов, для этого налажены связи с органами социальной защиты, социальным педагогом школы, инспектором по делам несовершеннолетних, которые объединены в рамках профилактической работы на базе МДОУ "Степашка".
Тенденция увеличения неблагополучных семей подтолкнула нас провести социологическое исследование семей дошкольников в с. Новороманово, и выявило 21 неблагополучную семью, где имеются дети дошкольного возраста.
В ходе исследования были отмечены факторы влияющие на возникновение и увеличение неблагополучных семей в селе:
- на территории села находится колония-поселение. Осужденные, после освобождения в большинстве случаев остаются в селе и создают семьи, которые пополняют категорию неблагополучных;
- миграция неблагополучных семей из г.Барнаула;
- рост разводов, одиноких матерей;
- алкоголизм, наркомания, безработица;
- низкая педагогическая и правовая компетентность родителей
С целью предупреждения и профилактики семейного неблагополучия, создания условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания был разработан образовательный проект "Искусство жить с детьми".
Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.
Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми дошкольного возраста, с родителями воспитанников, также с привлечением специалистов детского сада - воспитатели, педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цель проекта: Создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространения позитивного опыта семейного воспитания.
Задачи проекта:
- предупреждение и профилактика семейного неблагополучия;
- проектирование модели взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития личности ребёнка;
- выработка индивидуальной тактики взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Гипотеза реализации проекта.
При условиях профилактической работы:
- раннее выявление признаков неблагополучия;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
- посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ
повысится эффективность работы по предупреждению и профилактики семейного неблагополучия, создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека, а также повышение уровня навыков общения в различных жизненных ситуациях.
У родителей:
- повышение педагогической и правовой компетентности родителей, взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
У педагогов:
- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблеме семейного неблагополучия;
- разработка методического материала.
Этапы реализации проекта.
Работа с родителями
№ | Этапы | Цели этапа | Содержание |
1 | Вводный | Сбор информации, материала по проблеме | 1.Формирование целей и задач проекта. 2.Анализ педагогической литературы по проблеме семейного неблагополучия. 3.Подбор анкет, консультаций для родителей. 4.Разработка перспективного плана мероприятий. |
2 | Основной | Определение социального статуса семей воспитанников. | Социологические исследования: а) составление банка данных о семьях воспитанников; б) определение микроклимата в семье |
Получение информации от родителей воспитанников. | Анкетирование "Родительское
сочинение" (автор В.ВСталин, адаптация А.И
Тащевой) "Защита прав детей в семьях
воспитанников". "Права ребёнка в детском саду и семье". "Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?" |
||
Выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме. | Подведение итогов анкетирования | ||
Повысить правовую и педагогическую компетентность родителей. | Оформление информационного стенда: "Конвенция ООН"; " О правах ребёнка"; "Защита прав и достойность маленького ребёнка"; Памятка " Родителям о воспитании детей" | ||
На основе анализа записок планируется работа с родителями в соответствующей форме. | " Почта Надежды"(в игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух , так и в письменном виде) | ||
Формирование основ здорового образа жизни не только дома, но и в детском саду. Создание психологического комфорта | Организация дополнительных услуг:
"Кружок семейной оздоровительной гимнастики". "Кружок психологической адаптации" |
||
Дать родителям квалифицированный совет. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по вопросу. | Консультации для родителей:
"Воспитание и наказание" "Можно ли наказывать детей?" "Секреты ласкового воспитания" "Чем и как занять ребёнка дома" |
||
Определение роли отца в жизни ребёнка. | Родительское собрание на тему: "Какой хороший папа!" |
Работа с детьми:
|
Изучение самочувствия ребенка в семье. | Диагностика, наблюдения | |
Формирование основ здорового образа жизни в привлечении родителей. | День здоровья. Совместное мероприятие детей и родителей. | ||
Поддержание традиций бережного отношения к матери. Закрепление семейных устоев. | Праздник приуроченный ко Дню матери "Планета непослушания"; изготовление поздравительных открыток для мам. | ||
Подарить детям много радости и веселья. Ведь ничего не может быть дороже детских улыбок! | Праздник приуроченный к Дню защиты детей "Пусть всегда буду я" | ||
Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности. | Выставка рисунков "Моя семья" Совместное рисование детей и родителей. | ||
Итоговый | Подведение итогов реализации проекта | 1. Презентация проекта: День семьи
"Семейного счастья" 2. Выставка рисунков "Моя семья" 3.Оформление папки "В мире мудрых мыслей" |
Реализация проекта.
В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы. Анализ социологических исследований, анкетирования, наблюдение показали, что в настоящее время проблемы нарушений прав детей и жестокого обращения с ними, не утрачивают своей актуальности. В селе много неблагополучных семей, уровень педагогической и правовой компетентности родителей низок.
Для решения данной проблемы был создан проект "Искусство жить с детьми", в реализации которого приняли участие: родители, дети, специалисты МДОУ д/с "Степашка".
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были проведены: консультации для родителей "Воспитание и наказание"; "Можно ли наказывать детей"; " Чем и как занять ребёнка дома"; проведено родительское собрание "Какой хороший папа!"; целью которого было, определение роли отца в жизни ребёнка.
Организация совместных мероприятий: "День здоровья"; "Кружок семейной оздоровительной гимнастики"; цели таких мероприятий - формирование основ здорового образа жизни не только в детском саду, но и в семье.
Анализ эффективности проведенных мероприятий показал, что удовлетворенность родителей оказанными услугами и их степень участия в процессе воспитания и обучения детей повысилась.
Таким образом, образовательный проект "Искусство жить с детьми" способствовал повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Родители стали уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Педагоги получили дополнительную информацию об условиях пребывания детей дома, взаимоотношениях воспитателей с родителями.
Созданные для профилактики семейного неблагополучия, условия способствовали снижению остроты проявления кризиса в семьях. Данная работа ведется и в настоящее время, что позволяет своевременно выявлять детей, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, и оказывать им помощь.
Список литературы.
1. Данилова Т.А. "Тематические тренинги с педагогами групп кратковременного пребывания" "Справочник старшего воспитателя" 33/2007 г. - 42 с
2. Давыдова О.И. "Практикум по социально-педагогическим дисциплинам": учебное пособие, Барнаул: БГПУ, 2006.- 216 с
3. Колмогорова Л.С. "Педагогу о психическом здоровье дошкольников": Методическое пособие. - Барнаул: 2008. - 119 с.
4. Пашкевич Т.Д. "Программа социально эмоционального развития детей дошкольного возраста "Расти счастливым". - Барнаул: АКИПКРО, 2002. - 132 с.
5. Пашкевич Т.Д. "Ребята давайте жить дружно" Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2007 - 60 с
6. Пашкевич Т.Д. "Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры" Методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов - Барнаул: АКИПКРО, 2004. - 36 с
7. Сушкова И.В. "Социально-личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с
8. Иванова Н.В. "Социальное развитие детей в ДОУ" методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.