Проект "Искусство жить с детьми"

Разделы: Работа с дошкольниками


Аннотация

В данном проекте представлена форма работы с родителями из дезадаптированных семей с целью более эффективного вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, преодоления кризиса в семейных отношениях.

Разработан разнообразный методический материал: консультации для родителей по проблеме нарушения прав детей и жестокого обращения с ними; оформлен стенд "Конвенция ООН "О правах ребенка"; создана "Почта Надежды", организованы дополнительные услуги "Кружок семейной оздоровительной гимнастики", "Кружок психологической адаптации".

Данный материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проективного метода в работе с неблагополучными семьями.

Введение в проект

Актуальность проекта. Современная семья как основная часть общества - неотъемлемая часть механизмов общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не сказываться на детско-родительских отношений. Почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлениями жестокости, давления со стороны родителей.

Согласно исследованием, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. С каждым годом возрастает количество неблагополучных семей в нашей стране. Незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, их низкая и правовая, и педагогическая компетентность ,жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи неминуемо приводят к нарушению прав дошкольников, серьёзным психологическим травмам и росту детской безнадзорности. Поэтому неслучайно семьи группы риска нуждаются в высокопрофессиональной помощи специалистов, для этого налажены связи с органами социальной защиты, социальным педагогом школы, инспектором по делам несовершеннолетних, которые объединены в рамках профилактической работы на базе МДОУ "Степашка".

Тенденция увеличения неблагополучных семей подтолкнула нас провести социологическое исследование семей дошкольников в с. Новороманово, и выявило 21 неблагополучную семью, где имеются дети дошкольного возраста.

В ходе исследования были отмечены факторы влияющие на возникновение и увеличение неблагополучных семей в селе:

- на территории села находится колония-поселение. Осужденные, после освобождения в большинстве случаев остаются в селе и создают семьи, которые пополняют категорию неблагополучных;

- миграция неблагополучных семей из г.Барнаула;

- рост разводов, одиноких матерей;

- алкоголизм, наркомания, безработица;

- низкая педагогическая и правовая компетентность родителей

С целью предупреждения и профилактики семейного неблагополучия, создания условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания был разработан образовательный проект "Искусство жить с детьми".

Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.

Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми дошкольного возраста, с родителями воспитанников, также с привлечением специалистов детского сада - воспитатели, педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель проекта: Создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространения позитивного опыта семейного воспитания.

Задачи проекта:

- предупреждение и профилактика семейного неблагополучия;

- проектирование модели взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития личности ребёнка;

- выработка индивидуальной тактики взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Гипотеза реализации проекта.

При условиях профилактической работы:

- раннее выявление признаков неблагополучия;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;

- посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ

повысится эффективность работы по предупреждению и профилактики семейного неблагополучия, создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей:

- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека, а также повышение уровня навыков общения в различных жизненных ситуациях.

У родителей:

- повышение педагогической и правовой компетентности родителей, взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

У педагогов:

- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблеме семейного неблагополучия;

- разработка методического материала.

Этапы реализации проекта.

Работа с родителями

Этапы Цели этапа Содержание
1 Вводный Сбор информации, материала по проблеме 1.Формирование целей и задач проекта.

2.Анализ педагогической литературы по проблеме семейного неблагополучия.

3.Подбор анкет, консультаций для родителей.

4.Разработка перспективного плана мероприятий.

2 Основной Определение социального статуса семей воспитанников. Социологические исследования:

а) составление банка данных о семьях воспитанников;

б) определение микроклимата в семье

Получение информации от родителей воспитанников. Анкетирование "Родительское сочинение" (автор В.ВСталин, адаптация А.И Тащевой) "Защита прав детей в семьях воспитанников".

"Права ребёнка в детском саду и семье".

"Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?"

Выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме. Подведение итогов анкетирования
Повысить правовую и педагогическую компетентность родителей. Оформление информационного стенда: "Конвенция ООН"; " О правах ребёнка"; "Защита прав и достойность маленького ребёнка"; Памятка " Родителям о воспитании детей"
На основе анализа записок планируется работа с родителями в соответствующей форме. " Почта Надежды"(в игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух , так и в письменном виде)
Формирование основ здорового образа жизни не только дома, но и в детском саду. Создание психологического комфорта Организация дополнительных услуг: "Кружок семейной оздоровительной гимнастики".

"Кружок психологической адаптации"

Дать родителям квалифицированный совет. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по вопросу. Консультации для родителей: "Воспитание и наказание"

"Можно ли наказывать детей?"

"Секреты ласкового воспитания"

"Чем и как занять ребёнка дома"

Определение роли отца в жизни ребёнка. Родительское собрание на тему: "Какой хороший папа!"

Работа с детьми:

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение самочувствия ребенка в семье. Диагностика, наблюдения
Формирование основ здорового образа жизни в привлечении родителей. День здоровья. Совместное мероприятие детей и родителей.
Поддержание традиций бережного отношения к матери. Закрепление семейных устоев. Праздник приуроченный ко Дню матери "Планета непослушания"; изготовление поздравительных открыток для мам.
Подарить детям много радости и веселья. Ведь ничего не может быть дороже детских улыбок! Праздник приуроченный к Дню защиты детей "Пусть всегда буду я"
Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности. Выставка рисунков "Моя семья" Совместное рисование детей и родителей.
Итоговый Подведение итогов реализации проекта 1. Презентация проекта: День семьи "Семейного счастья"

2. Выставка рисунков "Моя семья"

3.Оформление папки "В мире мудрых мыслей"

Реализация проекта.

В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы. Анализ социологических исследований, анкетирования, наблюдение показали, что в настоящее время проблемы нарушений прав детей и жестокого обращения с ними, не утрачивают своей актуальности. В селе много неблагополучных семей, уровень педагогической и правовой компетентности родителей низок.

Для решения данной проблемы был создан проект "Искусство жить с детьми", в реализации которого приняли участие: родители, дети, специалисты МДОУ д/с "Степашка".

Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были проведены: консультации для родителей "Воспитание и наказание"; "Можно ли наказывать детей"; " Чем и как занять ребёнка дома"; проведено родительское собрание "Какой хороший папа!"; целью которого было, определение роли отца в жизни ребёнка.

Организация совместных мероприятий: "День здоровья"; "Кружок семейной оздоровительной гимнастики"; цели таких мероприятий - формирование основ здорового образа жизни не только в детском саду, но и в семье.

Анализ эффективности проведенных мероприятий показал, что удовлетворенность родителей оказанными услугами и их степень участия в процессе воспитания и обучения детей повысилась.

Таким образом, образовательный проект "Искусство жить с детьми" способствовал повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

Родители стали уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Педагоги получили дополнительную информацию об условиях пребывания детей дома, взаимоотношениях воспитателей с родителями.

Созданные для профилактики семейного неблагополучия, условия способствовали снижению остроты проявления кризиса в семьях. Данная работа ведется и в настоящее время, что позволяет своевременно выявлять детей, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, и оказывать им помощь.

Список литературы.

1. Данилова Т.А. "Тематические тренинги с педагогами групп кратковременного пребывания" "Справочник старшего воспитателя" 33/2007 г. - 42 с

2. Давыдова О.И. "Практикум по социально-педагогическим дисциплинам": учебное пособие, Барнаул: БГПУ, 2006.- 216 с

3. Колмогорова Л.С. "Педагогу о психическом здоровье дошкольников": Методическое пособие. - Барнаул: 2008. - 119 с.

4. Пашкевич Т.Д. "Программа социально эмоционального развития детей дошкольного возраста "Расти счастливым". - Барнаул: АКИПКРО, 2002. - 132 с.

5. Пашкевич Т.Д. "Ребята давайте жить дружно" Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2007 - 60 с

6. Пашкевич Т.Д. "Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры" Методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов - Барнаул: АКИПКРО, 2004. - 36 с

7. Сушкова И.В. "Социально-личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с

8. Иванова Н.В. "Социальное развитие детей в ДОУ" методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.