Проект "Детский сад – моя семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект "Детский сад- моя семья" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. В данном проекте представлены формы работы по возрождению и сохранению семейных традиций, разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми, оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Данный материал поможет педагогам ДОУ определить основные направления и содержание семейного воспитания в младшем дошкольном возрасте, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Введение в проект.

Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение- два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития младшего дошкольника.

Вид проекта. Познавательно-творческий

Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, старшее поколение семьи, педагоги.

Цель проекта. Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;
  • воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью;
  • установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как отчей семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

  • безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
  • осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;
  • пробуждение чувства радости и гордости за свою семью

У родителей

  • возрождение и сохранение семейных традиций;
  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

  • содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
  • разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;
  • разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов

Этапы реализации проекта

Этапы Цели этапа: Содержание
Вводный 1.Сбор информации о детях и семьях воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.

1. Анкетирование для родителей:

-"Социальный паспорт семьи"

- "Моя семья"

- "Какой Вы родитель"

2. Листы адаптации

3. Оформление листов наблюдений и портфолио на каждого ребенка.

4. Сбор фотографий на тему "Наша дружная семья"

1. Подготовка консультаций для родителей и педагогов:

- "Здравствуй, детский сад";

- "Кризис 3-летнего возраста"

- "Адаптация ребенка к режиму, детского дошкольного учреждения"

- Памятка для родителей

- Как надо любить ребенка

- Как провожать ребенка из дома

- Как встречать ребенка дома

- Капризы детей

- Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"

Основной 1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности. 1. Проведение занятия с приглашением бабушек в мини-музее "Русская изба"

2. Оформление фотогалереи "Мои бабушка и дедушка"

3. Оформление участка с родителями "Сказочный городок",

4 Оформление и помощь мам "Лучшая группа"

5  Организация выставки семейных поделок "Дары осени"

6 Организация семейной выставки "Мои руки не для скуки"

7 Оформление фото газеты "Мы развиваемся"

8 Организация выставки "Подарки Деда мороза",

9 Оформление участка с родителями "Морозный мир"

10 Проведение новогоднего досуга

11 Проведение досуга с родителями "В гостях у Бабы Яги"

12 Организация семейного конкурса "Нарядим куклу к празднику"

13 Организация трудового дела "Саночки для внучки"

14 Участие семей в районном конкурсе "Пожарная ярмарка"

15, Участие семей в районном конкурсе "День космонавтики"

16 "В гостях у Карлсона" -проведение праздника именинника

17 "В гостях у бабушки Арины"-цикл занятий погружения в историю русских традиций на базе мини-музея "Русская изба"

18 Экологические рейды (Птичкина столовая )

Папина мастерская

19.Конкурс на лучшее оформление участка "Зеленый сад"

Итоговый Презентация проекта.

Подведение итогов проекта.

3. День открытых дверей "Наши успехи"

2. Проведение праздника ",Мама, папа, я очень дружная семья"

3. Оформление альбома "Детский сад- моя семья",

4. Участие в районных и краевых конкурсах

- Портфолио моего ребенка

,,Сибириада ,,

-,, Пожарная ярмарка ,,

- ,,День космонавтики ,,

Реализация содержания проекта.

Проект "Детский сад- Моя семья " реализовывался с родителями и детьми младшего дошкольного возраста, только что пришедшими в детский сад из семьи. Главная цель нашей работы - организация единого воспитательно-образовательного пространства "Детский сад - моя семья".

С самых первых дней ребенка в детском саду мы старались сделать родителей активными соучастниками воспитательно-образовательного процесса, для этого через анкеты, опросы, тесты знакомились с семьями воспитанников, с интересами родителей, с их хобби, с достижениями и проблемами ребенка в семье. Анализируя, полученные данные планировали методическую и консультативную работу с родителями.

Для того, чтобы малыши чувствовали себя спокойнее и увереннее, первые дни посещения детского сада они проводили вместе с мамами, знакомились с группой, детьми, воспитателями. В дальнейшем вся наша работа была направлена на тесное привлечение семьи к делам и заботам группы, к потребностям наших детей.

Как живет малыш в детском саду, наши родители узнавали из примерного плана на день, из результатов продуктивной, творческой деятельности ребенка, которыми он занимался в течение дня. Из фотогазет, из листов наблюдений - чего добился ребенок за месяц, а ведение портфолио позволяет проследить развитие ребенка на всем протяжении посещения детского сада. Рассказывая и устно, и письменно о ребенке - о том, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, тем самым налаживаем отношения с каждым родителем, делаем их конструктивными.

Хочется отметить, что хорошие результаты в работе с родителями приносит совместное общение - это различные праздники, творческие семейные конкурсы, походы, экскурсии, досуги, поисковые задания. С каждым новым мероприятием все большее число родителей принимало в них участие, что не может не радовать.

Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.

Итогом реализации проекта явились оформление альбома "Детский сад- моя семья", Проведение праздника "Мама, папа , я очень дружная семья", который получился ярким и запоминающимся.

На наш взгляд, проект "Детский сад- моя семья " является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья