Проект "Детский сад- моя семья" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. В данном проекте представлены формы работы по возрождению и сохранению семейных традиций, разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми, оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.
Данный материал поможет педагогам ДОУ определить основные направления и содержание семейного воспитания в младшем дошкольном возрасте, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Введение в проект.
Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение- два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития младшего дошкольника.
Вид проекта. Познавательно-творческий
Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, старшее поколение семьи, педагоги.
Цель проекта. Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;
- воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью;
- установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
- выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как отчей семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
- осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;
- пробуждение чувства радости и гордости за свою семью
У родителей
- возрождение и сохранение семейных традиций;
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
- разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;
- разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов
Этапы реализации проекта
Этапы | Цели этапа: | Содержание |
Вводный | 1.Сбор информации о детях и семьях
воспитанников.
2. Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей. |
1. Анкетирование для родителей: -"Социальный паспорт семьи" - "Моя семья" - "Какой Вы родитель" 2. Листы адаптации 3. Оформление листов наблюдений и портфолио на каждого ребенка. 4. Сбор фотографий на тему "Наша дружная семья" 1. Подготовка консультаций для родителей и педагогов: - "Здравствуй, детский сад"; - "Кризис 3-летнего возраста" - "Адаптация ребенка к режиму, детского дошкольного учреждения" - Памятка для родителей - Как надо любить ребенка - Как провожать ребенка из дома - Как встречать ребенка дома - Капризы детей - Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья" |
Основной | 1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности. | 1. Проведение занятия с приглашением
бабушек в мини-музее "Русская изба" 2. Оформление фотогалереи "Мои бабушка и дедушка" 3. Оформление участка с родителями "Сказочный городок", 4 Оформление и помощь мам "Лучшая группа" 5 Организация выставки семейных поделок "Дары осени" 6 Организация семейной выставки "Мои руки не для скуки" 7 Оформление фото газеты "Мы развиваемся" 8 Организация выставки "Подарки Деда мороза", 9 Оформление участка с родителями "Морозный мир" 10 Проведение новогоднего досуга 11 Проведение досуга с родителями "В гостях у Бабы Яги" 12 Организация семейного конкурса "Нарядим куклу к празднику" 13 Организация трудового дела "Саночки для внучки" 14 Участие семей в районном конкурсе "Пожарная ярмарка" 15, Участие семей в районном конкурсе "День космонавтики" 16 "В гостях у Карлсона" -проведение праздника именинника 17 "В гостях у бабушки Арины"-цикл занятий погружения в историю русских традиций на базе мини-музея "Русская изба" 18 Экологические рейды (Птичкина столовая ) Папина мастерская 19.Конкурс на лучшее оформление участка "Зеленый сад" |
Итоговый | Презентация проекта. Подведение итогов проекта. |
3. День открытых дверей "Наши успехи" 2. Проведение праздника ",Мама, папа, я очень дружная семья" 3. Оформление альбома "Детский сад- моя семья", 4. Участие в районных и краевых конкурсах - Портфолио моего ребенка ,,Сибириада ,, -,, Пожарная ярмарка ,, - ,,День космонавтики ,, |
Реализация содержания проекта.
Проект "Детский сад- Моя семья " реализовывался с родителями и детьми младшего дошкольного возраста, только что пришедшими в детский сад из семьи. Главная цель нашей работы - организация единого воспитательно-образовательного пространства "Детский сад - моя семья".
С самых первых дней ребенка в детском саду мы старались сделать родителей активными соучастниками воспитательно-образовательного процесса, для этого через анкеты, опросы, тесты знакомились с семьями воспитанников, с интересами родителей, с их хобби, с достижениями и проблемами ребенка в семье. Анализируя, полученные данные планировали методическую и консультативную работу с родителями.
Для того, чтобы малыши чувствовали себя спокойнее и увереннее, первые дни посещения детского сада они проводили вместе с мамами, знакомились с группой, детьми, воспитателями. В дальнейшем вся наша работа была направлена на тесное привлечение семьи к делам и заботам группы, к потребностям наших детей.
Как живет малыш в детском саду, наши родители узнавали из примерного плана на день, из результатов продуктивной, творческой деятельности ребенка, которыми он занимался в течение дня. Из фотогазет, из листов наблюдений - чего добился ребенок за месяц, а ведение портфолио позволяет проследить развитие ребенка на всем протяжении посещения детского сада. Рассказывая и устно, и письменно о ребенке - о том, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, тем самым налаживаем отношения с каждым родителем, делаем их конструктивными.
Хочется отметить, что хорошие результаты в работе с родителями приносит совместное общение - это различные праздники, творческие семейные конкурсы, походы, экскурсии, досуги, поисковые задания. С каждым новым мероприятием все большее число родителей принимало в них участие, что не может не радовать.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
Итогом реализации проекта явились оформление альбома "Детский сад- моя семья", Проведение праздника "Мама, папа , я очень дружная семья", который получился ярким и запоминающимся.
На наш взгляд, проект "Детский сад- моя семья " является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья