Реализация и внедрение современных здоровьесберегающих образовательных технологий в систему образования является обоснованным и своевременным. Информационно-коммуникационная технология “БОС-Здоровье” и оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи (БОС) отвечает основной задаче, стоящей перед педагогами на современном этапе – физическое и духовное здоровье граждан.
Цель работы кабинета: сохранить и укрепить здоровье обучающихся при помощи диафрагмально-релаксационного дыхания с использованием системы биологической обратной связи.
Задачи:
- обеспечить функционирование кабинета;
- привлечь учащихся к посещению кабинета с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- разработать план мероприятий на 2011-2012 учебный год по внедрению БОС в образовательный процесс.
Для реализации поставленной цели и задач был разработан план мероприятий по внедрению здоровьесберегающей технологии БОС: составлено тематическое планирование и график работы кабинета, разработаны инструкции по технике безопасности, составлено расписание.
В сентябре 2011-2012 учебного года с родителями заключен договор о проведении сеансов с их детьми в кабинете “БОС – Здоровье”, а также фельдшером школы Кузьминых Т. В. дано разрешение на проведение сеансов в кабинете “БОС – Здоровье” учащимся, не имеющим противопоказания.
Используя рекомендации института Биосвязи, учителем составлены:
- учебно-тематическое планирование уроков Здоровья,
- конспекты теоретических уроков для учащихся 1-4-х классов,
- мультимедийные презентации к урокам,
- дидактический материал,
- “Памятка” для выполнения домашних упражнений по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания,
Учителем ведется журнал регистрации инструктажа по охране и безопасности труда при проведении занятий “БОС – Здоровье” и журнал посещения детьми занятий.
В начале 1 полугодия утверждены списки учащихся, посещающих уроки “БОС – Здоровье”, проведен инструктаж, 3 теоретических урока, 10-13 практических занятий.
Согласно плану работы, в сентябре проведены ознакомительные родительские собрания на параллели 1-4-х классов. Родители получили общие представления о методе Биологической Обратной Связи, о работе кабинета “БОС-Здоровье”.
На заседании методического объединения учителей начальных классов приведены статистические данные о состоянии здоровья учащихся школы, учителя ознакомлены с теоретическими и практическими аспектами применения метода “БОС-Здоровье”, с информацией о режиме работы кабинета и графиком посещения занятий.
С работой кабинета “БОС-Здоровье” ознакомились будущие первоклассники в “День открытых дверей”.
За 1 полугодие 2011-2012 учебного года курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС прошли 110 учеников.
2008-2009 уч.год |
2009-2010 уч.год |
2010-2011 уч.год |
2011-2012 уч. год |
195 человек |
108 человек |
112 человек |
110 человек |
Прогноз на 2 полугодие 2011-2012 учебного года – 110 человек.
Занятия осуществлялись в основном во второй половине дня, 1-2 раза в неделю, по 3 этапам.
На первом этапе, теоретическом, ставилась цель – сформировать у детей понятия о здоровом образе жизни, активизировать и систематизировать знания детей о правильном дыхании, активизировать и систематизировать знания детей о правильном дыхании.
Цель 2 этапа: сформировать новый тип дыхания с использованием приборов БОС по регистрации ЧСС.
Цель 3 этапа: сформировать и закрепить освоенный навык дыхания.
Наименование ОУ |
Численность учащихся, охваченных ДРД (диафрагмально – релаксационным дыханием) в каб. БОС “Здоровье” | Средний бал до начала уроков | Средний бал первые три урока | Результаты уроков “БОС –
Здоровье”. Количество человек 110 чел. |
Средний бал последние три урока | ||||
МБОУ “СОШ №17” | 1-4-й класс (кол-во) |
5-8-й класс (кол-во) |
9-11-й класс (кол-во) |
ДАС– 18 ЧД – 11 |
ДАС-20 ЧД– 12 |
оценка |
Первые три урока |
Последние три урока |
ДАС-22 ЧД-13 |
110 человек |
0 |
0 |
“5” |
0 |
0 |
||||
“4” |
10 – 9% |
32 – 29% |
|||||||
“3” | 40 – 36,3% | 45 – 40% | |||||||
“2” | 45 – 41% | 30 – 27,2% | |||||||
“1” | 15 – 13,6% | 3 – 2,7% |
За время обучения ДРД обучающиеся показали следующие результаты:
Средний балл первые три урока– 2,4
Средний балл за последние три урока – 3.
Взяв за основу экспресс – опросники, предложенные институтом Биосвязи, в конце каждой четверти среди учащихся проводилось анкетирование. Цель анкетирования – выявить отношение к проведению занятий по системе “БОС-Здоровье”; определить, как повлияли уроки “БОС – Здоровье” на общее физическое и психическое состояние учащихся.
Результаты экспресс-опросника, проведенного после проведения уроков “БОС – Здоровье” следующие: учащимся стало легче учиться — так ответили 71 уч. (64,5%), поведение стало лучше-60 уч. (54,5%), стали более спокойные– 73 уч. (66,3%), лучше стали засыпать – 62 уч. (56,3%), перед контрольной или стоя у доски стали меньше волноваться– 67 уч. (61%), стали меньше пропускать занятия по болезни 79 уч. (71,8%) учащихся.
На протяжении работы в 1 полугодии в кабинете “БОС – здоровье” возникло ряд проблем:
- не настроенная локальная сеть, что затрудняло сбор результатов занятий с учащимися;
- систематический сбой в работе компьютеров, что приводило к затруднению проведения занятий;
- отсутствие специализированного отдельного кабинета для начальной школы.
Таким образом, обобщив работу по внедрению технологии БОС в 1 полугодии 2011-2012 учебного года, можно считать на удовлетворительном уровне.
Выводы:
- Применяемая технология здоровьесбережения имеет положительное влияние на здоровье учащихся.
- Целесообразно продолжать занятия по формированию здорового образа жизни с использованием программы “БОС – Здоровье”.
- Для получения эффекта дальнейшего подъема среднего уровня здоровья рекомендуется проведение повторных курсов “БОС– Здоровье”, части детей (47%) нужны дополнительные индивидуальные занятия в школе и дома, а также комплекс оздоровительных мероприятий.
- Ученикам, имеющим неудовлетворительные оценки за здоровье (3 ч.), рекомендуется пройти комплексное (медицинское, психологическое и социальное) обследование.
- Заместителю директора по АХР Шевченко Е. С. усилить контроль по установке локальной сети в образовательном учреждении.
- Ответственному за работу в кабинете БОС, Синевой А. Ю. разработать проект странички о работе кабинета БОС для размещения на школьном сайте до 29 февраля 2012 года.двественному за работу в кабинете БОС Синевой а. сайт, ОС в МБОУ "
- Делопроизводителю школы, ответственному за школьный сайт, Холодиловой И. С. оказать помощь в размещении материала о работе кабинета БОС в МБОУ “СОШ №17” за 1 полугодие в 2011-2012 учебного года.
Рекомендации:
- Пересмотреть расписание занятий, для того чтобы была возможность у учащихся 2 смены (2-3-й классы) посещать кабинет “БОС-здоровье”.
- Наладить связь с институтом Биосвязь для обработки данных.