Цели: провести наблюдения за признаками наступления осени в природе, за связями между объектами живой и неживой природы; развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы; помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охраны; формировать представление о единстве природы и человека.
Оборудование: альбомы, материал для записи и зарисовки наблюдений, стихи, загадки, рассказы по теме урока, пакеты для сбора семян, листьев, плодов, лопатка.
Основные понятия: состояние неживой природы, изменения в состоянии растений, животного мира, приспособление человека в селе и городе к сезонным изменениям в природе.
Ход экскурсии
1. Организационный момент.
У. Сегодня наш урок пройдет не в классе, а на природе.
Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта:
Снова осень,
Горят, не сгорая березы.
Серебристыми нитями воздух пролит,
На последнее вече слетелись стрекозы,
Сонный ветер лениво листву ворошит.
Приутихли леса. Затуманились дали.
Далеко-далеко слышны чьи-то шаги:
Ты войди в этот мир торжества и печали
И его красоту для себя сбереги.
Сбереги эти звонкие сполохи листьев,
Этот праздничный лепет лесного ручья.
У него рыжеватый, как мордочка лисья,
Притаился и смолк, как забытое счастье,
Осторожно его на ладонь положи.
И когда завихрит, закружится ненастье,
Он спасительным светом коснется души.
(Г. Ходырев "Свет души")
- Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение. (золотая одежда леса, природы увядание)
- Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого периода в жизни растений.
2. Постановка целей и задач.
- Что вы знаете о значении числа - 23 сентября?
- Что это означает?
- Перечислите все то, что относится к природе.(ответы детей)
- Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы. (облака, небо, солнце, растения, животные)
- Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. (Неживая и живая природа)
- Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите, о какой природе идет речь.
- Не зверь, а воет. (Ветер)
- Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
- Без огня горит (Солнце)
- Облака, облака - кучерявые облака,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку послушные.
- Нередко оказывается возможно сделать прогноз погоды, изучив высоту, форму и цвет облаков.
- Почему метеорологи называют облака азбукой небесной книги?
Они рассказывают не только о том, что есть, но и о том, что будет. В самую хорошую погоду по облакам можно предсказать грозу или затяжной дождь.
Ветер, дождь, солнце, облака - это неживая природа.
- Подставьте свои ладошки к солнышку. Что вы чувствуете?
- Вспомните, как чувствовали солнышко летом.
- Какое положение занимало солнышко летом?
- Как расположено сегодня?
- Когда тень длиннее - летом или осенью?
- Когда ночь короче - летом или осенью?
Крупно, дробно, зачастил и всю землю напоил. (Дождь)
- Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали, солнышко застлали. (Облака)
- Часто ли плыли облака по летнему небу?
- Какую погоду несут кучевые облака?
- Кого они вам напоминают? (Назвать объекты живой природы)
В осеннее ненастье семь погод на дворе -
Сеет, воет, крутит, мутит и ревет, и льет,
И снизу метет!
- Объясните пословицу. Соотнесите ее с нынешней осенью.
- Сделаем вывод:
Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
(Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.)
Сегодня на экскурсии мы ответим на вопрос: как изменения в неживой природе повлияли на изменения в жизни растений, животных и людей? Увидим, кто и как готовится к зиме.
Наблюдения в природе.
1. Работа в группах.
Сегодня мы с вами работаем в группах, значит, будем помогать друг другу. Каждая группа получает задание.
1-я группа.
- Сравните температуру воздуха сегодняшнего дня с летними показаниями температур.
- Как повлияла температура воздуха на жизнь деревьев?
- Почему листья расстаются со своим великолепным нарядом?
- Загадайте друг другу загадки о деревьях.
- Нарисуйте эти деревья. Расскажите о них. Дополните рассказы друг друга.
План рассказа-описания
- Как называется растение?
- Определи органы растения: ствол, листья, цветы, плоды, семена, если есть.
- Опиши изменения во внешнем виде деревьев по сравнению с летом.
Загадки.
- Почему лось зимой ест хвою?
- На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад? Со всех ли деревьев уже опали листья?
- У каких деревьев осенью листья краснеют?
- Едят ли животные опавшие листья?
- Соберите опавшие листья, определите, с какого дерева каждый лист.
- Составьте кроссворд для своих одноклассников
- Найдите семена и плоды на деревьях. Расскажите, как они путешествуют. Какой "транспорт" используют семена?
Зарисуйте в альбом осенние листья деревьев. Интересно, на одной и той же странице нарисовать листья, потом плоды с семенами, а весной цветки одного и того же растения. Так за год может получиться собственный альбом - определитель растений. Его можно дополнить загадками, рассказами о деревьях.
2-я группа.
- Сравните положение солнца на небе осенью и летом. Как это повлияло на жизнь кустарников?
- Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких кустарниках есть плоды?
- Назовите кустарник от 40 болезней. (шиповник)
- Найдите кустарники, расскажите о каждом из них по плану:
1. Как называется кустарник?
2. Внимательно рассмотрите его внешний вид. Назовите изменения во внешнем виде в сравнении с летом. Составьте рассказ о кустарнике, используй свои знания и знания одноклассников.
3. Сделай рисунок листьев кустарника или гербарий.
Соберите опавшие плоды, а также листья кустарников различной окраски.
- Зарисуй плоды и листья разных кустарников и составьте кроссворд для своих одноклассников.
Используя семена и разноцветные опавшие листья кустарников, изготовьте аппликацию.
3 группа.
- На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для корма птиц.
- Соберите листья травянистых растений разной формы и окраски.
- Обратите внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения. Так ли их много, как было летом?
Опишите растения по плану:
- Название растения.
- Опишите внешний вид растения.
- Составьте рассказ об изменениях в жизни растений с приходом осени.
- Используйте рисунки, загадки, рассказы. Приготовленные дома.
4 группа.
- Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему?
- Почему вы летом могли бегать босиком, а сейчас - нет?
- Если почва влажная, как объяснить, что растениям не хватает влаги.
- Подумайте, влияет ли листопад на плодородие почвы. Если да, то каким образом?
- Почву называют " живое - мертвое тело". Докажите это, выкопав небольшую ямку, и найдите, какие животные прячутся в почве осенью.
- Осенью люди сгребают листья из-под деревьев и сжигают. Для чего они это делают?
- Выскажите свое мнение по этому вопросу.
5 группа.
- Понаблюдайте, какой ветер дует в день экскурсии.
- Отгадайте загадку.
Снится ночью пауку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла:Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится? Угадали? Это:
- Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
- Понаблюдайте за птицами и составьте рассказ по плану:
1. Название птицы.
2. Опишите внешний вид: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определите части тела и внимательно рассмотрите их.
3. Понаблюдайте, чем питается, как передвигается, как добывает пищу. Как изменилась их жизнь осенью?
- Как называют таких птиц, которые не улетают от нас на юг?
- Почему птицы улетают на юг?
- Какую роль играет солнце в жизни птиц?
- Если вы видели летящие стаи птиц. Расскажите где и когда?
4. Итог урока.
Отчет групп о своей работе.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что понравилось?
Литература.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир 3 класс. - Издательский дом "Федоров", издательство "Учебная литература", 2009г.
- Интернет-источник "Фестиваль открытых уроков"