ЦЕЛИ УРОКА:
Познавательные
:- познакомить учащихся с буквой с и со звуками, которые она обозначает,
- учить различать эти звуки в словах,
- читать и записывать буквосочетания, слова со строчной буквой с, предложения со словами с буквой.
Развивающие
:- способствовать развитию мелкой моторики рук,
- способствовать развитию фонематического слуха, развитию монологической речи, навыков плавного, выразительного чтения, наблюдательности,
- развивать умение оценивать свою работу.
Воспитательные:
- способствовать привитию культуры общения и активной жизненной позиции,
- воспитывать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.
Оборудование: лента букв, буква с, предметные картинки, разрезная индивидуальная азбука.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звуки [с], [с`] в словах, записывать их соответствующей буквой;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
Компетентность - умение организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность при работе со звуком, буквой; формирование учебного сотрудничества.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
"Психологическая установка на работу"
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
2. Повторение
- Работа с предметными картинками
На какие две группы можно разделить эти предметы?
(игрушки, учебные вещи)
Кому нужны предметы второй группы?
(школьникам, ученикам)
- Вы тоже школьники. В каком стихотворении рассказывается о правилах поведения?
(Ю. Мориц )
3. Актуализация знаний
- Вы пришли на урок обучения грамоте.
Чему вы учитесь на этом уроке?.
(выделять звуки, обозначать их буквами, учимся читать, :)
- Какие звуки бывают?
(дети дают характеристику звукам)
- Покажите буквы, обозначающие гласные звуки. Назовите их.(используют индивидуальную разрезную азбуку)
- Покажите буквы. Обозначающие согласные звуки. Назовите их.
Молодцы!
- У нас сегодня на уроке гости Лесной школы. Давайте рассмотрим их.
(зрительная зарядка - угловая) Приложение 1
- Кто это?
(сорока, соловей, скворец, синица) - птицы.
- Знаете ребята, что учителем в лесной школе является страус Сурик.
- Что общего в звучании этих слов?
(в названии всех птиц есть звук с)
- Игра " Поймай звук"
4. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока
А) Произнеси название птиц и послушай первый звук..
Характеристика звука
Работа с человечком -звуковечком.
Б) Знакомство с печатной буквой с. Печатание в тетради.
В) Хоровое пение слогов( разное направления)
- Птицы любят петь, давайте споем вместе с ними.
5. Групповая работа
(Звуко-буквенный анализ слов, дети в группе выполняют задание, ) результат показывают на магнитной доске.
Находят соотношение слово-схема.
- В каких словах встретился звук с?
6. РАБОТА В ПРОПИСИ
А)
Я тетрадь свою открою,
И с наклоном положу.
Я, друзья от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
- Перед началом письма ученики Лесной школы предлагает сделать пальчиковую гимнастику:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Б) Показ учителем образца написания буквы)
В) сравнение печатной и письменной букв
Г) Письмо учащимися буквы "с".
Д) (Учитель показывает написание каждого слога, обращает внимание на то, что в слогах "сы", "си", "су" - верхнее соединение, а в слоге "со" - нижнее.)
Дополнение слогов до слов. В строчке должно получиться по 10 слов на каждый слог.
(со- сом, сок, собака, сорт, сова, сорока, сон, сони, соли) и т.д.
Если буквы не изучены, на их месте ставится кружок - гласная (красный) или согласная (синий).
7. "ПОШАГОВАЯ ЗАРЯДКА"
8. РАБОТА ПО БУКВАРЮ
А) Чтение столбиков слов, выяснение в каких словах есть одинаковая часть. Повторение что такое корень слова.
- Страусу понравилось ваше чтение.
Б) - Скороговорка
В) - Работа с предложением стр. 62. Сравнение
9. Зрительная зарядка "Собери слоги у птиц"
- Составь слова из слогов и сможешь покормить птиц.
10. Работа в парах
(используются конверты с картинками )
- Ребята, давайте узнаем кто еще приходит учиться в Лесную школу, найдите картинку. Прослушав задание:
А) -тот у кого в названии 1 слог, и первый звук согласный твердый (гусь)
- тот у кого в названии два слога и первый звук согласный твердый (сова)
и т. д.
11. РАБОТА В ПРОПИСЬ
(Дети вместе с учителем анализируют образцы. Объясняют соединение букв.
Комментируют написание. Обращают внимание на орфографическое написание слов))
12. Игра "Угадай слово"
На с. 1 дана таблица. Попробуйте её восстановить - напечатайте буквы и прочитайте слова. (Сон, сор, сын, сыт, сто, сток, стоп.)
Списывание с печатного образца слов.
13. РАБОТА ПО БУКВАРЮ
Работа с текстом "У сопки".
Чтение названия текста, рассматривание иллюстрации.
Прогнозирование текста.
Чтение про себя.
Работа по содержанию.
- Правильно ли мы сделали предположение?
- Давайте вернёмся к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста?
Работа с текстом "Сорока" (с.63).
Читающие - читают фамилию и отчество автора; не читающие- название текста.
Работа с ключевыми словами: (белобока, пёрышки, нарядная, подвижная, суетиться, воровка, плутоватая и т. д.)
- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чём будете читать?
Чтение вслух по абзацам.
Беседа после чтения.
- Выразите своё отношение к сороке. Соотнесите текст с иллюстрацией. Одинаково, или по разному, изобразил сороку писатель и художник?
- Кому захотелось прочитать другие книги этого писателя?
14. Закрепление
Закройте глаза. Послушайте стихотворение и ответьте, какой звук повторяется чаще других.
15. Итог урока
- С какими новыми звуками познакомились? Расскажите о них?
- Как называется буква, которая на письме обозначает эти звуки?
- Отметьте и вы, свою работу на уроке, с помощью цветных кружочков.
- Зеленый цвет - всё было понятным, работой доволен.
- Желтый цвет - понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- Красный кружок - много нового, интересного, но имею много затруднений
- Белый цвет - было не интересно.