Урок обучения грамоте. Тема: "Согласная строчная буква "с""

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

Познавательные:

  • познакомить учащихся с буквой с и со звуками, которые она обозначает,
  • учить различать эти звуки в словах,
  • читать и записывать буквосочетания, слова со строчной буквой с, предложения со словами с буквой.

Развивающие:

  • способствовать развитию мелкой моторики рук,
  • способствовать развитию фонематического слуха, развитию монологической речи, навыков плавного, выразительного чтения, наблюдательности,
  • развивать умение оценивать свою работу.

Воспитательные:

  • способствовать привитию культуры общения и активной жизненной позиции,
  • воспитывать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.

Оборудование: лента букв, буква с, предметные картинки, разрезная индивидуальная азбука.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звуки [с], [с`] в словах, записывать их соответствующей буквой;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

Компетентность - умение организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность при работе со звуком, буквой; формирование учебного сотрудничества.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Приложение.

Ход урока

1. Организационный момент

"Психологическая установка на работу"

Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

2. Повторение

- Работа с предметными картинками

На какие две группы можно разделить эти предметы?

 

(игрушки, учебные вещи)

Кому нужны предметы второй группы?

(школьникам, ученикам)

- Вы тоже школьники. В каком стихотворении рассказывается о правилах поведения?

(Ю. Мориц )

3. Актуализация знаний

- Вы пришли на урок обучения грамоте.

Чему вы учитесь на этом уроке?.

(выделять звуки, обозначать их буквами, учимся читать, :)

- Какие звуки бывают?

(дети дают характеристику звукам)

- Покажите буквы, обозначающие гласные звуки. Назовите их.(используют индивидуальную разрезную азбуку)

- Покажите буквы. Обозначающие согласные звуки. Назовите их.

Молодцы!

- У нас сегодня на уроке гости Лесной школы. Давайте рассмотрим их.

(зрительная зарядка - угловая) Приложение 1

- Кто это?

(сорока, соловей, скворец, синица) - птицы.

- Знаете ребята, что учителем в лесной школе является страус Сурик.

- Что общего в звучании этих слов?

(в названии всех птиц есть звук с)

- Игра " Поймай звук"

4. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока

А) Произнеси название птиц и послушай первый звук..

Характеристика звука

Работа с человечком -звуковечком.

Б) Знакомство с печатной буквой с. Печатание в тетради.

В) Хоровое пение слогов( разное направления)

- Птицы любят петь, давайте споем вместе с ними.

5. Групповая работа

(Звуко-буквенный анализ слов, дети в группе выполняют задание, ) результат показывают на магнитной доске.

Находят соотношение слово-схема.

- В каких словах встретился звук с?

6. РАБОТА В ПРОПИСИ

А)

Я тетрадь свою открою,
И с наклоном положу.
Я, друзья от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.

- Перед началом письма ученики Лесной школы предлагает сделать пальчиковую гимнастику:

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Б) Показ учителем образца написания буквы)

В) сравнение печатной и письменной букв

Г) Письмо учащимися буквы "с".

Д) (Учитель показывает написание каждого слога, обращает внимание на то, что в слогах "сы", "си", "су" - верхнее соединение, а в слоге "со" - нижнее.)

Дополнение слогов до слов. В строчке должно получиться по 10 слов на каждый слог.

(со- сом, сок, собака, сорт, сова, сорока, сон, сони, соли) и т.д.

Если буквы не изучены, на их месте ставится кружок - гласная (красный) или согласная (синий).

7. "ПОШАГОВАЯ ЗАРЯДКА"

8. РАБОТА ПО БУКВАРЮ

А) Чтение столбиков слов, выяснение в каких словах есть одинаковая часть. Повторение что такое корень слова.

- Страусу понравилось ваше чтение.

Б) - Скороговорка

В) - Работа с предложением стр. 62. Сравнение

9. Зрительная зарядка "Собери слоги у птиц"

- Составь слова из слогов и сможешь покормить птиц.

10.  Работа в парах

(используются конверты с картинками )

- Ребята, давайте узнаем кто еще приходит учиться в Лесную школу, найдите картинку. Прослушав задание:

А) -тот у кого в названии 1 слог, и первый звук согласный твердый (гусь)

- тот у кого в названии два слога и первый звук согласный твердый (сова)

и т. д.

11. РАБОТА В ПРОПИСЬ

(Дети вместе с учителем анализируют образцы. Объясняют соединение букв.

Комментируют написание. Обращают внимание на орфографическое написание слов))

12. Игра "Угадай слово"

На с. 1 дана таблица. Попробуйте её восстановить - напечатайте буквы и прочитайте слова. (Сон, сор, сын, сыт, сто, сток, стоп.)

Списывание с печатного образца слов.

13. РАБОТА ПО БУКВАРЮ

Работа с текстом "У сопки".

Чтение названия текста, рассматривание иллюстрации.

Прогнозирование текста.

Чтение про себя.

Работа по содержанию.

- Правильно ли мы сделали предположение?

- Давайте вернёмся к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста?

Работа с текстом "Сорока" (с.63).

Читающие - читают фамилию и отчество автора; не читающие- название текста.

Работа с ключевыми словами: (белобока, пёрышки, нарядная, подвижная, суетиться, воровка, плутоватая и т. д.)

- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чём будете читать?

Чтение вслух по абзацам.

Беседа после чтения.

- Выразите своё отношение к сороке. Соотнесите текст с иллюстрацией. Одинаково, или по разному, изобразил сороку писатель и художник?

- Кому захотелось прочитать другие книги этого писателя?

14. Закрепление

Закройте глаза. Послушайте стихотворение и ответьте, какой звук повторяется чаще других.

15. Итог урока

- С какими новыми звуками познакомились? Расскажите о них?

- Как называется буква, которая на письме обозначает эти звуки?

- Отметьте и вы, свою работу на уроке, с помощью цветных кружочков.

  • Зеленый цвет - всё было понятным, работой доволен.
  • Желтый цвет - понял, но хотел бы ещё поупражняться.
  • Красный кружок - много нового, интересного, но имею много затруднений
  • Белый цвет - было не интересно.