Стандартные функции электронной таблицы Excel

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Освоить основные виды стандартных функций Excel;
  • Формировать умения и навыки применения стандартных функций при решении практических задач;
  • Развивать представления об электронных таблицах, как инструменте для решения практических задач
  • Развивать познавательный интерес, навыки анализа, обобщения
  • Воспитывать познавательную потребность учащихся, интерес к предмету:
  • Воспитывать навыки самоконтроля и объективной самооценки.

Тип урока: освоение нового материала.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Устная работа
  3. Сообщение темы урока
  4. Работа по теме урока
  5. Закрепление изученного материала (практическая работа)
  6. Подведение итогов (рефлексия), выставление оценок
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

    Учитель распределяет учеников на четыре группы и рассаживает их компактно, для удобной работы. Раздает всем группам заранее подготовленные корточки с теоретическими вопросами и практическими заданиями. Группа выбирает командира - для написания конспекта и ответов на вопросы, остальные учащиеся распределяют работу по решению задач и написания задания для других групп. Время написания каждого этапа - 10 минут.

II. Устная работа

1. Индивидуальная работа (у доски): Приложение 1

2. Фронтальная работа с учителем

Приложение 5 презентация (слайд1-5)

3. Проверка индивидуальной работы

III. Сообщение темы урока

Приложение 5 (слайд 6)

  • Запишите формулу, которая:
  1. вычисляет произведение ячеек A2 и В8 и делит его на 4
  2. вычисляет сумму значений ячеек С1, С2, С3, :, С15
  3. вычисляет сумму значений ячеек А4, В4, С4, :, L4
  4. вычисляет произведение ячеек А5, А6, :А8, В5, В6, :В8
  • Удобно ли использовать привычные арифметические операции для записи данных формул? (для а), б) и в) нет)

Некоторые ученики замечают, что в заданиях б), в) и г) указанные ячейки образуют диапазон. Учитель предлагает записать обозначение данных диапазонов.

И рассказывает о том, что при записи формул в ЭТ можно использовать стандартные (встроенные) функции.

  • Сформулируйте тему урока (ученики формулируют тему).

IV. Работа по теме урока

Рассказ учителя с демонстрацией: Для ввода функций воспользуемся мастером функций (ввод вручную самый неудачный). Мастер функций запускается командой Вставка4 Функция, либо с использованием кнопки Вставка функции на панели инструментов.

Все множество встроенных функций табличного процессора делятся на несколько групп: математические, статистические, функции даты и времени и т.д.

Рассмотрим группы встроенных функций в табличный процессор Excel.

Задание учащимся: В категории математические функции найдите функции, которые позволят вычислить сумму диапазона ячеек и произведение диапазона ячеек.

Учитель обращает внимание учащихся на задание аргумента функции - диапазона ячеек. (В поле Число1 появившегося диалогового окна Аргументы функции ввести аргументы функции (диапазон ячеек). Чтобы указать аргументы, можно мышкой выделить необходимый диапазон ячеек.)

Первичное закрепление

Учащимся предлагается в заданном числовом массиве вычислить:

  • Сумму значений ячеек С1, С2, С3, :, С15
  • Сумму значений ячеек А4, В4, С4, :, L4
  • Произведение ячеек А5, А6, :А8, В5, В6, :В8

Для выполнения данного задания учащимся предлагается открыть готовый файл Приложение 2

После выполнения данного задания обсуждается решение, через проектор ученики демонстрируют ход выполнения данного задания

После выполнения данной работы учениками заполняется опорная таблица:

Встроенные функции табличного процессора Excel

Функция Excel Описание Категория
1      
2      
3      
       

Работа по теме урока

К математическим функциям относятся такие известные из курса школьной математики функции как: СТЕПЕНЬ (Степень), КОРЕНЬ (Квадратный корень)

ABS (Модуль). Учитель демонстрирует применение данных функций.

Одной из целей разработки табличных процессоров была автоматизация статистической обработки данных. Этим объясняется довольно многочисленная группа статистических функций. Наиболее часто используемыми статистическими функциями являются: СРЗНАЧ, МИН, МАКС, СЧЕТ.

Учащиеся продолжают заполнять опорную таблицу функций и отрабатывают умения применять статистические функции на примере файла Приложение 2

Учитель дает дополнительную информацию: Вставить в ячейку функцию вычисления суммы - СУММ, среднего арифметического - СРЗНАЧ, максимального и минимального значения - МАКС и МИН и другие функции можно с помощью кнопки - Автосумма на панели инструментов Стандартная.

V. Закрепление изученного материала (практическая работа)

Для закрепления изученных функций, отработки умений и навыков их применения ученикам предлагается практическая работа "математические и статистические функции Excel". В практической работе представлены две задачи, которые учитель может предложить по вариантам.

Приложение 3

Задача 1. Дана последовательность чисел (но некоторые ячейки данного диапазона пустые), для которой необходимо определить:

  • Общее количество чисел;
  • Максимальное число;
  • Минимальное число;
  • Среднее значение;
  • Сумму всех чисел.

По итогам решения обсудить вопрос: "Равно ли общее количество чисел, количеству ячеек рассматриваемого диапазона?". Вывод: функция СЧЕТ определяет количество непустых ячеек, а функция СРЗНАЧ при вычислении среднего арифметического не учитывает пустые ячейки и ячейки, заполненные текстом.

В данной задаче ученикам предлагается самостоятельно освоить функции СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ, найдя:

  • Количество положительных чисел;
  • Количество отрицательных чисел;
  • Количество нулей;
  • Сумму положительных чисел;
  • Сумму отрицательных чисел.

Задача 2. Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. В столбце А электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбцах B, C, D и E - оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5 и пустая ячейка, если выпускник не сдавал экзамен по уважительной причине. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 190 учащихся.

На основании данных, содержащихся в этой таблице выполнить задание:

  • Вычислить сумму баллов по каждому ученику (F2:F191);
  • Определить средний балл по каждому ученику (G2:G191);
  • Вычислить средний балл по каждому предмету (B192:E192);
  • Определить количество выпускников писавших экзамен по алгебре, русскому, физике и информатике (B195:E195);
  • Определить по каждому предмету количество сдавших на "5" (B196:E196) и на "2" (B197:E197).

Работу сохранить в папке своего класса с именем функции_ответ.xls

VI. Подведение итогов (рефлексия), выставление оценок

О каких встроенных функциях электронных таблиц Excel мы сегодня узнали?

Когда применяется функция СУММ, СРЗНАЧ, СЧЕТ, МАКС, МИН?

На ваших столах лежат карточки с лицами:

  • урок был очень полезен для меня, я хорошо понял материал урока и хорошо работал на уроке;
  • материал урока временами был мне не понятен, я удовлетворительно понял материал;
  • пользы от урока было мало, я не очень понимал, о чем идет речь.

Сдайте учителю ту карточку, какой вы оцениваете данный урок.

К концу урока учениками должна быть заполнена опорная таблица "Встроенные функции табличного процессора Excel" Приложение 4

VII. Домашнее задание.

Используемая литература.

  1. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т.2/ Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  2. Информатика. 9 класс: Практикум./ Иванова И.А./ Саратов: Лицей, 2004
  3. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Информатика: 9-й Кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. - М.:АСТ: Астрель, 2011