Воля и волевые качества личности. Уроки этики. 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • Вооружить учащихся научными знаниями по теме беседы.
  • Побудить к самооценке волевых качеств.
  • Воспитывать стремление к самовоспитанию.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

II. Проверка  домашнего задания

III. Анкета

  • Кого из одноклассников вы считаете волевым человеком? Докажите.
  • Перечисли его волевые качества.
  • К какой категории ты относишь самого себя? Почему?
  • Сформулируй определение воли.

IV. Сообщение темы  и цели  урока

V. Анализ анкет

В беседе выясняется понятие воли и волевых качеств.

VI. Беседа о воле и волевых качествах личности

– Итак, продолжаем разговор о воле и волевых качествах личности.

Воля – способность преодолевать трудности, упорство и мужество в достижении поставленной цели, способность человека управлять своим поведением.

Воля нужна не только в экстремальных условиях. Но и в повседневной жизни…
Буквально на каждом шагу. В этом каждый из вас убеждается на собственном опыте.
Внимательно послушайте научное определение волевых качеств и постарайтесь определить, какие качества у каждого из вас хорошо развиты. Какие хуже, а какие совсем отсутствуют. Желающие могут выписывать качества в столбик и ставить напротив знак определенного уровня развития данного качества. Например:

* – высокий
+ – менее развитый
V – чуть-чуть
0 – отсутствие

– Давайте рассмотрим содержание волевых качеств.

Инициативность – умение хорошо и легко по собственному желанию взяться за дело, не дожидаясь стимуляции извне. Для инициативных людей характерно богатство и обилие новых идей, планов, яркость воображения. В противовес таким людям есть люди инертные – им всегда труден первый шаг, меньше всего они в состоянии что-то затеять по собственному почину, хотя. Взявшись за дело. Они могут его упорно продолжать.

Самостоятельность,  независимость – известная критичность по отпошению к советам и мнениям других людей; способность выполнения собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи. Это качество проявляется особенно ярко на начальном этапе волевого акта:

принятия решения;
– выхода из борьбы мотивов.

Противоположные качества – внушаемость и своеволие.

Внушаемый человек не имеет своего мнения, поступает под давлением обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет такое качество, как конформность (приспособленчество, пассивное принятия существующего порядка; отсутствие собственной позиции; беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления).
Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, своеволие не является сознательным способом саморегуляции.

Решительность – проявляется в быстроте, а главное в  уверенности, с которой принимается решение, и твердость, с которой оно сохраняется. Но скоропалительные решения свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует не о силе. А о слабости воли.

Нерешительный человек подобен маятнику, раскачивающемуся из стороны в сторону. Нерешительность может проявляться как в длительных колебаниях, так и в неустойчивости принятия решения.

Энергия и настойчивость – говорят «энергичный человек». Такой человек вносить сразу большой набор в свои действия. Однако важно не выдохнуться сразу, что часто происходит с некоторыми. Ценным качеством становится энергия в сочетании с настойчивостью, которая проявляется в неослабленности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия.

Самоконтроль, выдержка, самообладание. Эти качества обеспечивают при принятии решения господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями. При исполнении волевого действия эти качества помогают проявить самоограничение желаний, пренебречь усталостью (не путать с переутомлением) ради достижения цели.

Целеустремленность – умение ставить общественно значимые цели, способность подчинять время от времени пробуждающиеся желания, любую частную цель большой жизненной цели, которая станет конечной целью всей жизни и всей деятельности человека. В этом высшее проявление воли.

Иногда выполнению какого-то дела, задания мешает лень.
Лень – это проявление слабости воли, это стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие, свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу.
– Вы провели самооценку волевых качеств, а теперь проведем взаимооценку этих же качеств друг у друга, причем самооценки не должны быть известны.
– Готово? А теперь сравните самооценку и оценку.

Физминутка

VII. Закрепление знаний

– А сейчас давайте проанализируем ситуацию.

Ситуация 1.

Из воспоминаний А. Маресьева:

«Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с обмороженными ногами, и как  это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета? А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах? Да. Да! О суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой…
Конечно, это вещи разные – сидеть за учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо делать эти не похожие друг на друга дела».
– Какие же нужны здесь качества?

Ситуация 2.

Рассказ «Расплата» из книги  Л. Алешиной «О вежливости, такте и деликатности», стр. 40.

– Почему человек остался один?
– Какие качества личности были присущи ему?
– Чего он хотел от жизни? От чего бежал?
– Что получил?

Вывод: Получил то, к чему всегда стремился – свободу и независимость. А нужна ли она ему?

Сила воли формируется всей жизнедеятельностью человека, его трудом в интересах других людей, а не во имя эгоистических, личных интересов.
Например, ты не выполнил самостоятельно домашнего задания (проиграл) и списал у товарища.  Ты успокаиваешь свою совесть, пытаешься оправдать этот поступок: «Ну один-то раз можно,  в порядке исключения» Но ты уже совершил нечестный поступок, встал на путь лжи, на путь обмана преподавателя, да и сам ого себя. Допустил во второй раз обман по этому или какому-то другому поводу – и снова успокаиваешь себя: «Подумаешь, ничего не случится!».
Поступок, повторяемый несколько раз, может перейти в привычку, привычка же формирует характер, а характер определяет судьбу человека.
Начавшись с мелких, незначительных проявлений, нечестность, ложь., приспособленчество может стать привычной чертой характера, второй натурой.

Но ложь – это всегда предательство. А предательство – это всегда подлость.

Класс пошел организованно на воскресник, а ты находишь какую-то несущественную причину и уклоняешься от работы.
Ты снова совершил обман, питаешь в себе индивидуализм, неспособность преодолеть собственную лень или нежелание испачкать руки. И снова повторяемый эгоистический поступок может стать твоей второй натурой. Будь ты хоть чемпионом по поднятию штанги или боксу, ты можешь в трудную минуту подвести, предать коллектив, а объективно – проявить малодушие и отсутствие воли, потому что воля измеряется  твоей способностью трудиться в интересах других людей.

Ты обидел человека слабее тебя физически – девушку или младшеклассника, утверждая культ своей физической силы.
Завтра ты сам отступишь перед превосходством физической силы, проявишь трусость, не защитишь слабого – и кто знает, как ты поведешь себя в бою, не струсишь ли, не проявишь ли малодушие, не предашь ли своих товарищей?

VIII. Итог  урока

– Волевые качества станут. типичными чертами личности, если будут закреплены в поступках и привычках.
Волевой человек является хозяином своего времени, своих дел, своих планов и своей жизни.

Литература:

  1. Басманова З.П., Ключникова Г.А. «Классному руководителю для проведения бесед по психологии». Методические рекомендации. Новгород,1989
  2. Алешина Л. «О вежливости, о такте, о деликатности» .