Цели:
- Вооружить учащихся научными знаниями по теме беседы.
- Побудить к самооценке волевых качеств.
- Воспитывать стремление к самовоспитанию.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Анкета
- Кого из одноклассников вы считаете волевым человеком? Докажите.
- Перечисли его волевые качества.
- К какой категории ты относишь самого себя? Почему?
- Сформулируй определение воли.
IV. Сообщение темы и цели урока
V. Анализ анкет
В беседе выясняется понятие воли и волевых качеств.
VI. Беседа о воле и волевых качествах личности
– Итак, продолжаем разговор о воле и волевых качествах личности.
Воля – способность преодолевать трудности, упорство и мужество в достижении поставленной цели, способность человека управлять своим поведением. |
Воля нужна не только в экстремальных условиях.
Но и в повседневной жизни…
Буквально на каждом шагу. В этом каждый из вас
убеждается на собственном опыте.
Внимательно послушайте научное определение
волевых качеств и постарайтесь определить, какие
качества у каждого из вас хорошо развиты. Какие
хуже, а какие совсем отсутствуют. Желающие могут
выписывать качества в столбик и ставить напротив
знак определенного уровня развития данного
качества. Например:
* – высокий
+ – менее развитый
V – чуть-чуть
0 – отсутствие
– Давайте рассмотрим содержание волевых качеств.
Инициативность – умение хорошо и легко по собственному желанию взяться за дело, не дожидаясь стимуляции извне. Для инициативных людей характерно богатство и обилие новых идей, планов, яркость воображения. В противовес таким людям есть люди инертные – им всегда труден первый шаг, меньше всего они в состоянии что-то затеять по собственному почину, хотя. Взявшись за дело. Они могут его упорно продолжать.
Самостоятельность, независимость – известная критичность по отпошению к советам и мнениям других людей; способность выполнения собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи. Это качество проявляется особенно ярко на начальном этапе волевого акта:
– принятия решения;
– выхода из борьбы мотивов.
Противоположные качества – внушаемость и своеволие.
Внушаемый человек не имеет своего мнения,
поступает под давлением обстоятельств и
давления со стороны других людей, проявляет
такое качество, как конформность (приспособленчество,
пассивное принятия существующего порядка;
отсутствие собственной позиции; беспринципное,
некритическое следование любому образцу,
обладающему наибольшей силой давления).
Настойчивость упрямого человека носит
неразумный характер, своеволие не
является сознательным способом саморегуляции.
Решительность – проявляется в быстроте, а главное в уверенности, с которой принимается решение, и твердость, с которой оно сохраняется. Но скоропалительные решения свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует не о силе. А о слабости воли.
Нерешительный человек подобен маятнику, раскачивающемуся из стороны в сторону. Нерешительность может проявляться как в длительных колебаниях, так и в неустойчивости принятия решения.
Энергия и настойчивость – говорят «энергичный человек». Такой человек вносить сразу большой набор в свои действия. Однако важно не выдохнуться сразу, что часто происходит с некоторыми. Ценным качеством становится энергия в сочетании с настойчивостью, которая проявляется в неослабленности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия.
Самоконтроль, выдержка, самообладание. Эти качества обеспечивают при принятии решения господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями. При исполнении волевого действия эти качества помогают проявить самоограничение желаний, пренебречь усталостью (не путать с переутомлением) ради достижения цели.
Целеустремленность – умение ставить общественно значимые цели, способность подчинять время от времени пробуждающиеся желания, любую частную цель большой жизненной цели, которая станет конечной целью всей жизни и всей деятельности человека. В этом высшее проявление воли.
Иногда выполнению какого-то дела, задания
мешает лень.
Лень – это проявление слабости воли, это
стремление человека отказаться от преодоления
трудностей, устойчивое нежелание совершать
волевое усилие, свидетельство бессилия и вялости
человека, его неприспособленности к жизни,
безразличия к общему делу.
– Вы провели самооценку волевых качеств, а
теперь проведем взаимооценку этих же качеств
друг у друга, причем самооценки не должны быть
известны.
– Готово? А теперь сравните самооценку и оценку.
Физминутка
VII. Закрепление знаний
– А сейчас давайте проанализируем ситуацию.
Ситуация 1.
Из воспоминаний А. Маресьева:
«Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с
обмороженными ногами, и как это у вас хватило
упорства снова сесть за руль самолета? А меня так
и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я
расскажу вам о суффиксах? Да. Да! О суффиксах, над
которыми я бился до одурения. Когда после войны я
начал учиться в академии, обнаружилось, что я
основательно забыл кое-что из того, что проходил
в школе. Особенно плохо обстояло дело с
грамматикой…
Конечно, это вещи разные – сидеть за учебником и
вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи
качества, которые требуются для того, чтобы
хорошо делать эти не похожие друг на друга дела».
– Какие же нужны здесь качества?
Ситуация 2.
Рассказ «Расплата» из книги Л. Алешиной «О вежливости, такте и деликатности», стр. 40.
– Почему человек остался один?
– Какие качества личности были присущи ему?
– Чего он хотел от жизни? От чего бежал?
– Что получил?
Вывод: Получил то, к чему всегда стремился – свободу и независимость. А нужна ли она ему?
Сила воли формируется всей жизнедеятельностью
человека, его трудом в интересах других людей, а
не во имя эгоистических, личных интересов.
Например, ты не выполнил самостоятельно
домашнего задания (проиграл) и списал у товарища.
Ты успокаиваешь свою совесть, пытаешься
оправдать этот поступок: «Ну один-то раз
можно, в порядке исключения» Но ты уже
совершил нечестный поступок, встал на путь лжи,
на путь обмана преподавателя, да и сам ого себя.
Допустил во второй раз обман по этому или
какому-то другому поводу – и снова успокаиваешь
себя: «Подумаешь, ничего не случится!».
Поступок, повторяемый несколько раз, может
перейти в привычку, привычка же формирует
характер, а характер определяет судьбу человека.
Начавшись с мелких, незначительных проявлений,
нечестность, ложь., приспособленчество может
стать привычной чертой характера, второй
натурой.
Но ложь – это всегда предательство. А предательство – это всегда подлость.
Класс пошел организованно на воскресник, а ты
находишь какую-то несущественную причину и
уклоняешься от работы.
Ты снова совершил обман, питаешь в себе
индивидуализм, неспособность преодолеть
собственную лень или нежелание испачкать руки. И
снова повторяемый эгоистический поступок может
стать твоей второй натурой. Будь ты хоть
чемпионом по поднятию штанги или боксу, ты можешь
в трудную минуту подвести, предать коллектив, а
объективно – проявить малодушие и
отсутствие воли, потому что воля измеряется
твоей способностью трудиться в интересах других
людей.
Ты обидел человека слабее тебя физически –
девушку или младшеклассника, утверждая культ
своей физической силы.
Завтра ты сам отступишь перед превосходством
физической силы, проявишь трусость, не защитишь
слабого – и кто знает, как ты поведешь себя в бою,
не струсишь ли, не проявишь ли малодушие, не
предашь ли своих товарищей?
VIII. Итог урока
– Волевые качества станут. типичными чертами
личности, если будут закреплены в поступках и
привычках.
Волевой человек является хозяином своего
времени, своих дел, своих планов и своей жизни.
Литература:
- Басманова З.П., Ключникова Г.А. «Классному руководителю для проведения бесед по психологии». Методические рекомендации. Новгород,1989
- Алешина Л. «О вежливости, о такте, о деликатности» .