Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь.
(Пословица.)
(2 слайд)
Проблема: Как скорректировать поведение ребенка-подростка, его моральные установки? Как и какого рода опыт формируется у детей в результате взаимодействия с родителями?
(3 слайд)
Цель занятия: установить зависимость поведения ребенка от жизненных установок родителей (посредством метода проекции "родитель-ребенок")
Задачи: (4 слайд)
- познакомиться с принципами метода проекции;
- проанализировать (представить) результаты работы (диагностики) с родителями и детьми;
- сформулировать принципы воздействия на поведение подростка.
Учитель: Мы привыкли оправдывать все проблемы переходным возрастом, неправильной школьной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".
Если же родитель найдет в себе мужество признать существование проблемы; найдет время, найдет в себе силы решить свою "проблему" должным образом, ребенок будет расти довольным и полноценным, и сможет стать хорошим родителем для своих детей.
(5 слайд)
Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет. К примеру, если ребенок видит, что родители постоянно ссорятся друг с другом и выясняют отношения, он может тоже научиться быть агрессивным. Если же он видит в обращении родителей друг с другом любовь и уважение, то он также обучается любить и уважать других людей.
Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.
Человек не рождается ни учителем, ни милиционером, ни вором, каждый ребенок - это просто чистый лист. На каждом таком листке пишется человеческая судьба. Какой она будет, в большей степени зависит от родителей.
1 этап Идеальная модель родителей глазами детей и детей глазами родителей (по данным анкетирования и материалов Интернет):
К родителям: Вы все для своих родителей останетесь всегда детьми! Расскажите, какие качества цените в родителях (какими они должны быть), чего ждете от них?
(6 слайд)
Родители о детях: старательные, хорошо учатся, искренние, помогающие, без вредных привычек, аккуратные.
А теперь мнение детей (опрос проводился заранее). Дети о родителях: добрые, заботливые, помогающие, хозяйственные, без вредных привычек.
Вывод: Мнение родителей и детей во многом схожи, поэтому объяснимы и ожидания по отношению друг к другу.
2 этап Создание идеальной модели будущего взрослого человека (что ожидают родители, общество):
К родителям: Как вы думаете, какие требования предъявляет современное общество к новым своим гражданам?
Например, родители: послушание, отзывчивость, доброта, трудолюбие, аккуратность:
(7 слайд)
Современное общество: упорство, целеустремленность, мобильность, жесткость.
Вывод: Наблюдается противоречие между стремлениями родителей и запросами общества.
2 этап "Внешнее сходство" (фото): Дети - внешнее отражение родителей, внешне сходство может подчеркивать и внутреннее. (8 слайд)
3 этап Метод проекции: Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.
В психологии проекцией называются следующие процессы: (9 слайд)
в) субъект воспринимает окружающий мир и отвечает на возбуждения сообразно со своими интересами, способностями, привычками, длительными или мимолетными аффективными состояниями, ожиданиями, желаниями и пр.
г) субъект показывает самим своим отношением, что он уподобляет одного человека другому: говорят, например, что он "проецирует" образ матери на свою учительницу.
д) субъект отождествляет себя с другими людьми или, напротив, отождествляет других людей, одушевленные или неодушевленные существа с самим собой.
е) субъект приписывает другим людям побуждения, желания и пр., которых он не замечает в самом себе.
Примеры поведения. Беседы с родителями: выяснение ситуации в семье (причины поведения ребенка - агрессивность, замкнутость, вредные привычки), главная рекомендация - чтобы изменить поведение ребенка, родитель должен начать с себя.
(10 слайд)
Например: Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду.
А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.
Или папа может прочитать сыну лекцию о необходимости помогать маме по хозяйству, а на утро, как впрочем, и всегда, забыть вынести мусор.
Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.
А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении. Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.
(11 слайд)
Научитесь видеть Суть ребенка и свои отражения. А задача ребенка: увидеть, почувствовать, услышать свою Суть из всех отражений и отзеркаливаний, увидеть, услышать и почувствовать Суть родителей.
4 этап Арт-терапия: Представить рисунки ребят класса с изображением семьи (до встречи с родителями дети получили задание нарисовать свою семью). Дать краткий анализ (по использованным цветам, по местоположению членов семьи, по их росту и т.п.)
5 этап Подведение итогов работы. Итак, сегодня мы обсудили основные принципы метода проекции, результаты диагностики взглядов родителей и детей. Основываясь на представленном материале, предлагаю вам составить "Памятку", которую можно использовать при решении проблемных ситуаций в семье.
(12 слайд)
Дети - наша ступень в развитии. Так всякий родитель может глубже и яснее понимать себя и свою жизнь через своих детей, ведя их в жизнь своим примером.
В этом состоит наша задача как родителей - развиваться самим и научить своих детей развиваться постоянно, без остановки.
6 этап "Памятка для родителей":
1. Ваш ребенок - это ваше будущее, не только сохраняющее ваши достоинства, но и преумножающее их.
2. Ваш ребенок - член вашей семьи, приучайте его по мере взросления к определенным поручениям. Учите его любить свой дом, семью.
3. Главное средство воспитания ребенка - Ваш пример, поведение. Слова - вспомогательное средство.
4. Предоставляйте Вашему ребенку возможность проявлять себя в разных делах: интересы и увлечения родителей могут стать интересами детей.
5. Психическое развитие Вашего ребенка, формирование его личности зависит от стиля семейного воспитания.
6. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у ребенка личную ответственность.
В заключение встречи родители получают буклеты с основными тезисами занятия.