Цели:
- Развивать умения распознавать принадлежность слова к той или иной части речи;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование:
- Соловейчик М.С. Русский язык: учебник для 3 класса. Ч.1 Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 г.,
- рабочая тетрадь к учебнику,
- интерактивная доска,
- музыкальное сопровождение для физкультминутки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
II. Минутка чистописания
ююю ооо ох ог ор юс ое юг юв юз
дорога овощи говорит огурец
- Какое слово является “лишним”? Почему?
III.Актуализация знаний.
- Какие действия нужно выполнить, чтобы определить, какой частью речи является слово?
1. На какой вопрос отвечает?
2. Что обозначает слово?
3. Как умеет слово изменяться?
- Определите части речи у слов в минутке чистописания.
- Как изменяются имена существительные? Укажите род и число у данных существительных.
- Как изменяются глаголы? Определите время, число, лицо или род глагола.
- Иногда слово может называть действие, но не быть глаголом.
IV. Работа над новым материалом
1. Работа на интерактивной доске
- Соединить стрелочками слово, которое называет действие, но не является глаголом, и сам глагол.
объяснение молчать движение вечереет молчание двигать вечер чувствовать зелень объяснять чувство зеленеть
- Почему слово “зеленеет” - глагол? Разве это слово называет действие?
(Рассуждения ребят)
2.- А что могут ещё обозначать глаголы?
Чтение сообщения У. стр. 86 упр. 259
- Запишите на слух все глаголы из стихотворения:
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок не
Дергать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на парте!
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
- Какие глаголы вы выписали? Как определили, что эти слова обозначают действия?
Физкультминутка.
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение.
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед-
Ему восемьдесят лет.
3. “Не заметил глагол - значит пропустил гол”.
- Если в течение рассказа вы услышите глагол, то хлопайте в ладоши.
Шуточный репортаж.
Мы начинаем наш репортаж. Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает мяч у Фы. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ры оказывает ему помощь, перевязывает коленку. Вратарь Шу волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает удар. Болельщики аплодируют и свистят. Счет 1:0 в пользу желтых мордиков. На этом мы с вами прощаемся.
- Вы теперь сможете отличить глагол от других частей речи?
V. Закрепление. Рефлексия.
Выполнение упр.260.
- Сколько глаголов в этом тексте? Проверьте себя по памятке и обозначьте их.
- Есть ли слова, которые называют действия, но не являются глаголами? Выпишите их в столбик и укажите часть речи.
- Можете превратить эти слова в глаголы? Получится - запишите их рядом в начальной форме – что делать?
VI. Итог урока.
- Что может называть глагол?
- Как определить, что эта часть речи - глагол?
Домашнее задание.
- Запишите глаголами свои действия, когда вы отдыхаете.