Задачи:
- Образовательные: познакомить детей с механизмом образования звука [о] и его акустико-артикуляционной характеристикой.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и артикуляционную моторику детей;
- закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;
- развивать умение выделять гласный звук в слове, определять место звука;
- автоматизировать звук [о] в слогах, словах и чистоговорках.
- Воспитательные: воспитывать речевое внимание детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Чудесный мешочек»
Дети узнают на ощупь геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник.
2. Артикуляционная гимнастика
Используются упражнения общего комплекса артикуляционной гимнастики.
3. Повторение изученных гласных
Отгадывание по артикуляционной позе, произнесение и соотнесение с символом (А – большой красный круг, У – маленький красный круг).
4. Знакомство с темой занятия
а) Игра «Четвертый лишний» – по картинкам:
кот, заяц, медведь, лиса
корова, коза, собака, окунь
диван, кровать, окно, стул
б) Выделение звука [о] в словах
Используются «лишние» слова из предыдущего задания.
в) Сообщение темы занятия
Выставляется картинка: У девочки болит зуб.
– Посмотрите, у Оли болит зуб, она охает: «О-о-о».
Какой звук она произносит? Покажите, как охает
Оля.
– Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.
5. Фонетическая зарядка
Автоматизация звука [о] изолированно идет параллельно с работой над высотой голоса
– Давайте представим себе больных животных. Как будет охать мышка? А как медведь?
6. Характеристика звука [о]
а) Артикуляционная характеристика звука
Наблюдение за положением органов артикуляции (в зеркалах), за воздушной струей, голосом.
Вывод: Когда мы произносим звук [о], то губы принимают форму овала, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград.
б) Акустическая характеристика звука
– Как мы называем звук, если воздух проходит
свободно и не встречает преграду? (Гласный)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным)
в) Символ звука
– Подумайте, какой символ будет у звука [о]. Найдите и покажите его.
Дети, опираясь на артикуляцию находят овал красного цвета.
7. Автоматизация звука
а) Выделение звука из ряда гласных
– Покажите красный овал, если услышите звук [о]. О, А, У, Ы, О, Э, О.
б) Работа с символами
– Спойте песенку, которая составлена символами.
– Составьте символами песенку, которую я спою: ОУОАО.
в) Определение наличия и места звука [о] в слове
Показ места звука в слове на схеме.
Облако, акула, утка, ослик, Ира, Аня, Оля, утро, окунь.
г) Чистоговорки
Со-со-со – покатилось колесо.
Ло-ло-ло – белка прыгнула в дупло.
Ро-ро-ро – вот зеленое ведро.
Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.
д) Логоритмическая песенка «Курочка кудахчет ко-ко-ко»
Курочка кудахчет: ко-ко-ко,
Слышен её голос далеко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
8. Итог занятия
– Какой звук мы сегодня изучили?
Используется прием самооценки.