Классный час на тему "Россия – Родина моя"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
  • воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи:

  • усиление патриотических качеств личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение интереса к истории Отечества;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие памяти, речи учащихся;
  • привитие чувства любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
  • баян;
  • репродукции картин Шишкина и Левитана и др. художников;
  • плакаты с пословицами;
  • магнитофон и аудиозапись песни “С чего начинается Родина?”;
  • лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии;
  • выставка книг о Родине;
  • иллюстрации детей по теме классного часа.

Ход классного часа

(1 слайд “Дорогое слово - Родина”). Презентация

- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)

(Cлайды 2-4  рисунки детей по теме классного часа меняются, пока звучит песня)

(Высказывания детей)

- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

- Посмотрите на репродукции картин известных художников:

(5-8 слайды репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “март” И. Левитана…)

-Что объединяет эти картины?

- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?

(Dысказывания детей)

- Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе)

(Слайды 9-10:  книги о Родине)

-  Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём?

(Стихотворение может прочитать один или трое подготовленных детей)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.

- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)

- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.

(Слайд 11: карта России)

- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?

(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)

- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

(Слайд 12: портрет К.Д. Ушинского)

Наше отечество

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

- Что вы узнали из рассказа о Родине?

- Как нужно к ней относиться?

- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?

- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

(Слайд 13: русские народные пословицы и поговорки о Родине)

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Жить – Родине служить.
  • За Родину – мать не страшно умирать.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • С родной земли – умри, не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).

(Ребёнок читает стихотворение)

Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

(Ответы детей)

- Что вы знаете о цветах флага?

- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?

(Слайд 14: герб, гимн, флаг России)

- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Кедр - символ Ливана.

Сакура - символ Японии.

Канадский клен - символ Канады.

Баобаб - главный национальный символ Сенегала.

Мимоза - символ Австралии.

Гинко билоба, сосна, кипарис, тополь и верба - символы Китая.

Веерная пальма или Коко-де-мер ("морской кокос") - символ Сейшел, расположенный на гербе страны.

Кокосовая пальма - символ островов Килинга в Индийском океане.

Липа и дуб - символы Латвии.

Липа - также национальный символ Словении.

Дуб - также символ Германии и США.

Равенала ("дерево путешественников") - национальный символ Мадагаскара.

Банья (Banyan) - национальный символ Индии.

Тюльпаное дерево - национальный символ некоторых штатов США.

Восковая пальма из департамента Киндио - национальный символ Колумбии.

Королевская Пальма - национальный символ Кубы.

Дерево нарра (или птерокарпус индийский) - символ Филиппин.

Сейбо, или эритрина считается национальным символом Аргентины.

Цейлонское железное дерево - национальный символ Шри-Ланки.

Красное дерево (махагони) - символ Белиза.

Сахарная пальма (Borassus Flabellifer) - символ Камбоджи.

Кактус (это для нас он маленькое растение) - национальный символ Мексики.

- А какое дерево – символ России?

(Ответ детей)

- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них.

Хоровод “Во поле берёзка стояла”

(Слайды 15-17: изображения берёз меняются на протяжении всего танца)

Игра “Знаете ли вы Россию?”. (Задания на карточках тестового характера)

  1. Столица России:
    • Москва
    • Киев
    • Петербург
  2. Древнерусское сооружение?
    • собор
    • мечеть
    • кремль
  3. Жилой дом русского народа?
    • хата
    • изба
    • юрта
  4. Праздник проводов русской зимы?
    • рождество
    • масленица
    • крещение
  5. Предметы одежды русских женщин?
    • чалма
    • сарафан
    • кимоно

- Ребята, вы сегодня показали и рассказали, что вы знаете о Родине и о любви к ней. (Патриот)

(Слайд 18: фотография Фокина А.И. – Героя Советского Союза)

- Верно, и сегодня мы не можем не вспомнить имя патриота своей Родины, имя, хорошо известное каждому из вас, имя, которое гордо носит наша школа, имя Героя Советского Союза – нашего земляка Фокина Александра Ивановича.

Александр Иванович родился 15.11.1911 года в д. Палкино, ныне Лотошинского района, в семье крестьянина. Окончил начальную школу. Жил в Москве, работал комендантом на заводе. В Красной Армии в 1933-1935 и с мая 1942 года. Окончил ускоренный курс Московского военного пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР в 1943 году.

В конце мая 1942 года, уже тридцатилетним, стал курсантом Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР уроженец Лотошинской деревни Палкино Александр Иванович Фокин. Здесь он был принят в члены ВКП(б). А еще через несколько месяцев, с отличием окончив училище, А.И. Фокин в звании лейтенанта прибыл на фронт в 57-ю гвардейскую стрелковую дивизию, прославившуюся в 1942 году в дни великой Сталинградской битвы.

За мужество и героизм при форсировании Вислы и удержание плацдарма на ее западном берегу Александр Иванович Фокин был представлен к званию Героя Советского Союза. В этом бою командир роты был дважды ранен. В победном сорок пятом на груди А.И. Фокина сияли два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Александра Невского и пять медалей.

Будем помнить А.И.Фокина! Будем гордиться этим именем!

- А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.

- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... 

Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество. 

Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”

- А сейчас сыграем.

Игра “Что отдашь Земле родной?”

- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/

(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).

(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).

- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)

- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

Клубок-рефлексия

- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)

- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?

(Высказывания детей)

- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.

(Ответы детей)

- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?

(Высказывания детей)

(Слайд 19: с изображением матрёшек)

- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?

(Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)

Итог.

Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам спеть песню о России.

(Слайды 20-22: изображения ромашек)

Музыка: В. Локтев. Слова: О. Высотская.

1 куплет:

Посмотри, как всё красиво, 
Посмотри - простор какой. 
Точно мать, склонилась ива 
Над заснувшею рекой. 
Ветерок метнулся разом, 
Облаков прорвав кольцо. 
И ромашка жёлтым глазом 
Смотрит солнышку в лицо. 

Припев: 

Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней, 
Нет страны её родней.- 2 р. 

2 куплет:

Посмотри, леса какие 
И сады шумят кругом. 
Наша Родина - Россия 
Хорошеет с каждым днём. 
Видишь - яблони и сливы 
Вдоль дороги стали в ряд. 
О житье-бытье счастливом 
В русских сёлах говорят. 

Припев: 

Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней, 
Нет страны её родней. - 2 р.