Развитие информационной и коммуникативной компетентности через включение учащихся в исследовательскую деятельность

Разделы: История и обществознание


“Если человек в школе
не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой

Развитие творческого потенциала и компетентностей личности ученика является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения. И пути достижения этой цели могут быть разные. Один из них - вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, через которую они не только совершенствуют свои знания по определенным направлениям деятельности, но и развивают информационную и коммуникативную компетентность.

В своей педагогической деятельности активно использую традиционные и инновационные методы и формы обучения: метод проблемного обучения, ИКТ, психолого-социалогический и практико-ориентированной деятельности и др., что позволяет преподносить программный материал с учетом имеющихся у детей знаний, избегать физических и эмоциональных перегрузок. Различные формы рефлексии учат школьников анализировать свою деятельность, свободно излагать мысли, используя специальную терминологию.

Тренинги, диспуты и практические занятия развивают интерес к занятию, что также позволяет сделать образовательный процесс максимально эффективным. Создавая ситуацию успеха в возникшей учебной проблеме, я учу детей анализировать ситуацию, вырабатывать способ действия, моделировать его и применять выработанный способ действия на практике.

Формирование информационной и коммуникативной компетентности подрастающего поколения является значимым в наше время, так как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и развитие исследовательской компетенции  можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.

Коммуникативная компетентность - ресурс эффективности и благополучия ребенка в его будущей взрослой жизни.

Развитие коммуникативной компетентности воспитанников – активное социально-психологическое обучение, через создание условий, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Личные переживания влияют на изменение личностных отношений и поведения.

Мы развиваем позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширение понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в объединении, облегчает адаптацию в нем.

Информационная компетентность начинается с желания старшеклассников выполнять исследовательскую работу. Это происходит через включение их в научно-исследовательскую деятельность, которая становится психологической подготовкой к решению реальных проблем, с которыми воспитанники могут столкнуться в жизни и в будущей профессиональной деятельности.

Цель деятельности учителя: создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей через включение в исследовательскую деятельность.

Функции учителя: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Воспитанники из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в  процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.

Обучение членов КЛИО в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. ИКТ способны воздействовать на все аспекты жизни ребенка.

Базой для информационно-коммуникативной компетентности является Новая грамотность, которая предполагает новые педагогические возможности, связанные с развитием личности воспитанника. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, повышая эффективность обучения и самообучения.

Наиболее эффективной формой обучения, позволяющей раскрыть творческий потенциал, выявить интересы и склонности старшеклассников по отношению к их будущей профессиональной деятельности, является исследовательская деятельность. Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность предполагает развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению, признана  на государственном уровне.

Члены клуба КЛИО знакомятся со структурой научно-исследовательской работы, с требованиями к оформлению реферата, особенностями научного стиля, проводят   анализ работ учащихся прошлых лет. Здесь важно показать основные особенности исследования, требования объективности, обобщенности и обоснованности, познакомить с возможными методами проведения   самостоятельного исследования через тесты, анкеты-опросники. Анализируя работы предыдущих лет, члены КЛИО знакомятся с такими понятиями, как цель, задачи, предмет и объект исследования. Форма занятий в основном лекционно-практическая с использованием презентации.  На этом этапе учащиеся учатся планировать свою деятельность, работать со справочной литературой: конспектировать, реферировать, цитировать, оформлять ссылки и сноски. Посещение библиотеки учит находить нужные источники, составлять библиографию, пользоваться электронными и библиотечными каталогами: системным, алфавитным, предметным. Самостоятельная работа продолжается дома, ребята анализируют литературу по избранной теме, осваивают навыки реферирования по нескольким источникам. Они выполняют самостоятельное исследование под руководством учителя, которое предполагает сбор материала по проблеме, анализ и его систематизацию.

Подготовив защиту проекта, учащиеся демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты обучающиеся учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивая навыки проведения деловых дискуссий.

Индивидуальная работа с учениками проводится  в режиме консультаций, которая помогает овладеть необходимыми умениями и приёмами,  позволяющими провести собственное исследование.

Составление тезисов будущего выступления для защиты исследования, соблюдение регламента, подготовка к публичному выступлению – новые для многих старшеклассников виды деятельности. Это важно для формирования коммуникативных умений: умение работать в группе, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Работа над проектом сопровождается созданием презентации. Можно превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия.

За последние годы уровень компетентностей детей в освоении информационных технологий значительно вырос: от использования CD-дисков с готовыми рефератами до использования поисковых сайтов, информационных баз данных, электронных каталогов, пользования сетью Интернет, создания электронных презентаций, клипов, фильмов.

Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс – все это возможно через приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, выполнению творческих работ, организация которых позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний.

Информационные и коммуникативные компетентности, сформированные у старшеклассников на занятиях в КЛИО позволяют им использовать полученные знания в различных образовательных областях, принимать участие научно-практических конференциях учащихся.

Все члены КЛИО ведут исследовательскую деятельность. Они знают не только структуру научно-исследовательской работы, требования к ее оформлению, особенности научного стиля, методы проведения самостоятельного исследования через тесты, анкеты-опросники, но и коммуникабельны, умеют работать в группе, умеют представить себя, брать ответственность на себя, умеют применять в образовательной практике ИКТ.