Цели урока:
- расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
- познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,
- расширить представления о разнообразии грибов,бактерий,
- выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,
- убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Оборудование:
Схема “Царства природы”, раздаточный печатный текст о грибах, раздаточный материал в конвертах “Съедобные и несъедобные грибы”, демонстрационный материал для опыта с дрожжами (хлебопекарные дрожжи, вода, сахар, стакан) , раздаточная сводная таблица “Бактерии” для домашней работы.
Ход урока
1. Стадия “Вызов”.
На доске схема:
– На уроках окружающего мира мы изучали царства природы растения и животные, их представителей.Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с двумя царствами. Отгадайте, как называется первое царство:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает-повезло!
(Гриб.)
– Первое царство-грибы. (Открываю табличку с названием.)
– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство.
Приём “Верите ли вы, что…”
– Давайте проверим, что вы знаете о грибах?В таблицах “Верите, ли вы, что…”, (Приложение 1) в первом столбике напротив правильного утверждения поставьте +, а неправильного-.
- Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений.
- Грибы размножаются спорами.
- Существуют плесневые грибы.
- Дрожжи-это одноклеточные грибы.
- Среди грибов есть паразиты и дереворазрушающие грибы.
- Раны на деревьях не приносят им вред.
2. Стадия “Осмысление”.
Царство “Грибы”.
– Чтобы проверить ваш ответ на первое утверждение, поработаем с текстом. Сначала его прочитаем:
Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм.
Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными.
Из статьи “Такие разные грибы”. Журнал “Свирель”.
– Найдите и подчеркните в тексте признаки растений у грибов и поставьте букву Р на полях, подчеркните признаки животных и поставьте букву Ж.
– Назовете признаки растений и животных. Как мы ответим на первое утверждение “Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений”?
+Верно.
–В таблице заполним правильный ответ.
Работа с тетрадью и учебником.
– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.
Работа в тетради стр.59 № 149.
Помощь вы можете получить в учебнике на странице 126.
– Запишите части гриба на схеме в тетради.
Проверка:
– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.
Работа по учебнику.
– Прочитайте второй абзац на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?
(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” ,проверяем правильность второго утверждения в таблице “Верите ли вы, что…”
Физкультминутка.
Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.
Будем мы грибы искать и в корзину собирать.
Раз грибок, два грибок –
Будет полный кузовок.
Работа в парах. Распределение грибов на съедобные и несъедобные.
– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники. Возьмите конвертики, в них рисунки грибов. Посовещавшись с товарищем, разложите все грибы на две группы. Предположите, какие группы это могут быть?
+Съедобные и несъедобные, или ядовитые грибы.
Два ученика работают с рисунками у доски.
Проверка задания: назовите ядовитые грибы.
– В чью корзинку попали эти грибы?
Сообщения детей о грибах.
– Оказывается, грибной мир очень разнообразен. Послушайте, что узнали о грибах ваши товарищи:
1.Сообщение-опыт о дрожжах.
Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.
Закладывается опыт о размножении дрожжей. После заслушивания двух других сообщений результаты опыта проверяются.
2. Сообщение о грибах, которые разрушают деревья. (Сопровождается фотографиями грибов.)
3. Сообщение о результатах домашнего исследования “ Плесень тоже гриб” с фотографиями опыта.
Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)
– На какие вопросы нам помогли ответить ребята?(обращаемся к таблице “Верите ли вы, что….”, заполняем второй столбик таблицы – ответы на 3–5 вопросы.
Царство “Бактерии”.
– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.
– Что бы вы хотели о них узнать?
Прием “Корзина идей”: записываю на доске все вопросы детей.
Обобщаю: на некоторые из этих вопросов мы найдем ответ сегодня, на другие вы сможете найти ответ в справочной литературе.
Прием “Чтение с пометами”.
Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 с пометами на полях. (+знаю, –новое для меня, ? есть вопрос)
На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы?
– Что узнали нового?
– Какие вопросы возникли?
3. Рефлексия.
– Подведем итоги урока. Если “микес” в переводе с греческого – гриб, а “логос” – учение, то как называется наука о грибах?
+микология. (Табличка на доске “ микология-наука о грибах.”)
–Послушайте мои утверждения по теме урока. Кто согласится с каждым из них, пусть встанет:
– Грибы – это ни растение, ни животное, но то и другое.
– Плесень и дрожжи – тоже грибы.
– Не каждый гриб можно положить в корзину.
– Деревьям можно наносить раны, они от этого не страдают.
– Бактерии окружают нас всюду.
– Бактерии приносят только вред.
4. Домашнее задание.
1. в тетради задание 150-написать правила сбора грибов;
2. После чтения статьи о бактериях заполнить таблицу(таблица выдается):
Название бактерий | Чем питаются | Какую пользу приносят | Какой вред приносят | Что интересного узнал? |
Бактерии гниения | ||||
Молочные бактерии | ||||
Болезнетворные бактерии | ||||
? |