Семейный клуб как эффективное средство формирования читательского интереса учащихся

Разделы: Работа с родителями


На сегодняшний день актуальность формирования читательского интереса обусловлена тем, что в наше время, когда появились и активно распространяются новые источники информации, дети стали меньше читать. Многие предпочитают смотреть мультфильмы, боевики, “ужастики” по телевизору. В результате у ребят слабо развивается речь, способность осмысливать прочитанное, падает грамотность. Если мы хотим, чтобы ребенок свободно ориентировался в окружающем мире, был интересным, духовно богатым, образованным, нужно учить его использовать знания и опыт, богатство предыдущих поколений, прежде всего, через книгу.

Многолетний опыт работы доказывает, что дети уже к 5-6 классу, когда им всего 10–12 лет, интерес к чтению угасает, а уровень техники чтения остается низким. Ребенок растет и круг его чтения расширяется. Только объединив усилия учителей и библиотекарей, родителей и самих детей мы сможем поддержать интерес к чтению. Что читать, как научить ребенка читать, зачем читать, как поддержать интерес к чтению, как сформировать домашнюю библиотеку? Все эти важные вопросы и стали основой создания клуба семейного чтения “Читаем всей семьей”. Работа клуба направлена на воспитание интереса к книге, стимулирования и поддержки читающей семьи.

Цель: пробудить интерес учащихся и родителей к совместному чтению и творчеству.

Задачи:

  • воспитать любовь к чтению;
  • научить творчески мыслить;
  • воспитание информационной культуры;
  • внедрение нестандартных форм приобщения к книге;
  • повысить роль семьи в процессе чтения.

Клуб имеет свою эмблему, название, девиз, законы и положение. Есть свой орган печати, который выпускает тематическую газету “Кэскил”. У каждой семьи есть папка чтения “Чтение-дело семейное”, где должен быть обязательно рекомендательный список чтения на год, план чтения ребенка, проект чтения семьи художественной литературы и подписного издания, дневник чтения и творческая работа ребенка или совместная: иллюстрация к произведениям, стихи, отзывы, сочинения, поделки и.т.д.

Клуб строит свою работу по двум блокам. Первый блок имеет практическую значимость, где учащиеся получают навыки работы с картотекой, знакомятся с основой библиографических знаний, делают ремонт книг, занимаются в читальном зале, традиционно проводится академия “Чтение вслух”, творческая работа и работа с информационной сетью. Второй блок - совместное занятие с родителями, где проводятся циклы мероприятий: “Книги нашего детства”, “Уроки Памяти”, защита проектов чтения семьи и ребенка, составление планов чтения, выставки рисунков, поделок, “Любимая книга семьи”, “Наша домашняя библиотека”, смотр видеофильмов, прослушивание аудио записей. Ежегодно устраиваем поездки с родителями во время каникул. В течение ряда лет мы посетили кинотеатры, драмтеатры, а также была поездка в г. Якутск по туристическому комплексу “Старый город”.

Воспитание у учащихся самостоятельности, развитие творческих возможностей трудно представить без использования методов, включающих элементы исследования, самостоятельного добывания знаний. Ко Дню Российской Науки провели совместно с родителями конференцию “Мои первые шаги в науку”, где члены клуба защищали свои первые научные работы: рефераты, доклады. Ко Всемирному Дню поэзии учащиеся написали первые свои стишки “Мин бастакы холонуум” на родном языке. Лучшие стихи были опубликованы на страницах улусной газеты “Энсиэли”.

Клуб строит свою работу не только в организационном и содержательном планах, но и в способах поощрения за вклад в читательское развитие. Установлены следующие номинации: “Читающая семья”, “Творческая семья”, “Лидер чтения”, “Серебряное

перышко”, “Золотая кисть” и поощрительные призы. Ежегодно подводим итоги по номинациям “Читающая семья”, “Лучший проект чтения”, “Лидер чтения”. Все победители награждены подпиской на газеты: “Кэскил”, “Энсиэли”, “Юность Севера”.

Опыт работы клуба распространен в улусе и республике. Приняли участие на улусной конференции “Взаимодействие школы, семьи, социума - как условие создания единого воспитательного пространства на селе”. Провели открытое занятие клуба “Книга-спутник моей жизни”, встреча с читающими родителями, а также участвовали на II республиканских “Васильевских чтениях” в с. Соттинцы Усть-Алданского улуса творческой работой “Үс дойду” по олонхо С.Васильева “Монүрүүр бө5ө” в секции “Олонхо глазами детей”, руководителем была родитель Иванова А.В. Были награждены Грамотой и подарком. Совместно с родителями проведена презентация литературного путеводителя “Сеятели доброго, вечного” лидера чтения клуба Бережневой Вали, посвященного 375-летию воссоединения Якутии с Россией. Она приняла участие на Всероссийском конкурсе “Лучик” на лучшего читателя книг в номинации “Литературный путеводитель”, организованного региональным общественным фондом “Центр развития русского языка”.

На современном этапе литературного образования встает вопрос об изучении литературы в тесной связи с родной литературой. Ведь наши нерусские ученики воспринимают русскую литературу через призму национальной самобытности, поэтому мы на занятиях клуба ориентируемся и рекомендуем список литературы для внеклассного чтения и на русскую и на якутскую литературу, чтобы у нас получился диалог культур.

По результатам анализа-исследования чтения за последние три года выявлено, что учащиеся читают книги с целью помощи учебному процессу. Посещаемость библиотеки и пользование библиотечным фондом увеличивается. Предпочитаемым видом издания детей становится книга. Наиболее читаемыми писателями являются: Э.Успенский, М.Пришвин, Ю.Яковлев, из якутской литературы Т.Сметанин, Н.Заболоцкий, из зарубежной литературы Андерсен, Ролинг. Отрадно, что растет интерес учащихся к научно-популярной литературе. Следовательно, вырабатываются навыки самостоятельного добывания знаний в современном бурном потоке информации.

Члены клуба - участники конкурсов разного уровня, внутришкольной, региональной и республиканской НПК. Обутов Коля – участник улусного конкурса “Эцсиэли сулуьа”, разговорный жанр. Яковлев Витя – участник региональной НПК “Виноградовские чтения”, 3 место, республиканской НПК “Тюркский мир и олонхо”, сертификат. Семья Яковлевых – участник улусного конкурса “Читающая семья”, номинация “Творчески читающая семья”. Обутов Коля – участник улусного конкурса “Аман ос”, 3 место. Бережнёва Валя - дипломант 1 улусного конкурса “Лидер чтения”.

Наша деятельность направлена на каждого ученика, на воспитание его как читателя с разносторонними интересами имеющего определенные навыки по работе с книгой, формированию интереса, любви к чтению. Одним словом, делается все, для того чтобы учащиеся смогли самореализоваться, узнать себя, быть готовыми к будущей самостоятельной жизни.

Презентация