Детское сердце чутко
к призыву творить красоту…
важно только, чтобы
за призывами следовал труд.
В.А. Сухомлинский
Дети ежедневно смотрят интересные телепередачи, часто посещают различные зрелищные мероприятия, читая книги, рассматривают красивые иллюстрации в них, но беда в том, что многие из ребят быстро забывают обо всем увиденном или услышанном, становясь только потребителями искусства.
Учителю начальных классов и руководителю внеклассной работы необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания и разговоров, но и, будучи взрослым, вносил бы красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.
В. А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка”.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, необходимо показать им, величие труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделять воспитанию чувства прекрасного, желания своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Работы из природных материалов, бумаги и пластилина позволяют детям другими глазами взглянуть на растительный и животный мир, пробуждают в них радость труда, жажду творчества.
Актуальность программы заключается в формировании художественных представлений у младших школьников и воспитании бережного отношения к труду.
Образовательная программа “Забавные поделки” имеет цель: заинтересовать ребенка художественной деятельностью и пробудить интерес к созданию разнообразных поделок.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
- расширить представление учащихся о красоте окружающей их природы;
- познакомить учащихся с разновидностью художественной деятельности;
Воспитательные:
- воспитать у учащихся ответственное отношение к труду;
- способствовать формированию у детей художественного вкуса и эстетической культуры;
- создать условия для формирования умений работать в группе;
Развивающие:
- способствовать развитию творческой фантазии и воображения;
- развить способности выражать мысли и чувства через создание поделок;
- прививать интерес к искусству.
Образовательные технологии
1. Методы обучения.
Словесные: объяснение, рассказ, беседа.
Наглядные: экскурсии в природу, на выставки.
Практические: конкурсы.
2. Формы работы.
- Практические занятия.
- Творческие занятия.
3. Приёмы обучения.
- Наблюдение.
- Зарисовка объекта.
- Работа с объектом.
В программе содержится классификация основных видов занятий по художественному труду. Содержание программы позволяет развивать в учащихся, эстетическое восприятие произведений искусства, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, овладение простейшими ручными операциями.
Занятия с детьми проводятся с использованием картин, таблиц, мультимедийных средств.
Организация учебного процесса
Предлагаемая программа рассчитана на детей 6-7 лет, 1 год обучения – 68 часов (2 часа в неделю).
Программа ориентирована на развитие мелкой моторики руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Работа с разным материалом способствует умственному развитию мышления, внимания учащихся, приобщает детей к природе.
№ | Название темы | Кол-во учебных часов |
Я леплю из пластилина - 9 часов | ||
1 | Соберем урожай | 3 |
2 | Ягоды | 1 |
3 | Дары леса | 3 |
4 | Божья коровка | 1 |
5. | Улитка | 1 |
Бумажная пластика - 7 часов | ||
1 | Это нам понадобится на уроке (правила и приемы работы) | 1 |
2 | Азбука оригами (тюльпан) | 1 |
3 | Игрушки на палец (из цилиндров) | 1 |
4 | Зайчик из салфетки | 1 |
5 | Подвески и гирлянды | 1 |
6 | Фонарик | 1 |
7 | Ажурная елочка | 1 |
Поделки из всякой всячины - 10 часов | ||
1 | Соленый колобок (поделки из соленого теста) | 2 |
2 | Нарядные яйца | 2 |
3 | Наскальная живопись или оживление камня | 2 |
4 | По следам железного дровосека (поделки из металлической пищевой фольги) | 2 |
5 | Поделки из крышек | 2 |
Любуемся природой, учимся у природы (работа с природным материалом) - 8 часов | ||
1 | Крупяная мозаика | 2 |
2 | Лесная скульптура (шишки, желуди, орехи) | 2 |
3 | Листопадничек (заяц из засушенных листьев) | 2 |
4 | Узоры из морских ракушек. | 2 |
Итого: | 68 |
Учебно-тематический план.
1 класс
Разделы:
1. Я леплю из пластилина.
Правила подготовки и уборки своего рабочего места. Виды учебной работы: лепка с натуры, лепка по представлению и на основе фантазии.
2. Бумажная пластика.
Что такое бумага? Оригами в Рождество. Цветочные шары. Игрушки для праздников.
3. Поделки из всякой всячины.
Создание колобка, основы, кругового орнамента, изображения, сушка, разукрашивание.
Бумажно-веселое, рисово-манное платье: выбираем “нитки” для платья, примерка наряда, окраска платья.
Выбор камня по форме, размеру; краски – гуашь, масляные, акриловые.
Любуемся природой, учимся у природы.
Виды природных материалов, способы их хранения и обработки, технология изготовления поделок
Ожидаемые результаты
После первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Названия растений, используемых в работе.
- Иметь понятия о сезонных явлениях в жизни растений.
- Способы сохранения растительного материала.
- Создавать творческие работы, аппликационные работы и работы из теста.
Список литературы
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988.- 224 с.: ил.
- Богатеева 3.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.: ил.
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методическое пособие. - Тула: ООО “Издательство “Родничок”; М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001. – 168 с.: ил.
- Конышева Н.М. К65 Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. -2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.-80 с., ил., 4 я ил.
- Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. - 4-е изд. - М.: Ассоциация XXI век; АО “Московские учебники и Картолитография”, 2000. -160 с.; ил.
- Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Лебедева Е.Г. - 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008.-176 с.: цв. ил. - (Внимание: дети!).
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985.- 112 с., ил.
- Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах: Кн. для учителя по внеклас. работе. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.: ил.
- Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по Р85 внеклас. работе / А. М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1984. - 192 с., ил.
- Румянцева Е.А. Празднечные открытки / Румянцева Е.А. - М.: Айрис-Пресс, 2005. – 176 с.: цв. Ил. - (Внимание: дети!)
- Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах. М., “Просвещение”, 1971. 144 с, с ил.
- Шухова С. Поделки из всякой всячины / Соня Шухова. - 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2007. -192 с.: цв. ил. - (Внимание: дети!).
- Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. - 160 с., ил.