Методическая ценность:
- закрепление и углубление изученного материала, систематизация знаний;
- формирование умения распознавать объекты, различать виды птиц, сравнивать, анализировать;
- повышение познавательного интереса к предмету и мотивации к учебной деятельности;
- имеет образовательную направленность.
Дидактическая ценность:
- применение игровой технологии в закреплении материала;
- расширение кругозора учащихся.
Воспитательная ценность:
- воспитание чувства любви к родной природе, сострадания, сопереживания;
- формирование навыков совместной деятельности.
Практическая ценность:
- развитие творческого потенциала учащихся;
- активизация мыслительной деятельности;
3. формирование навыков ухода за птицами.
Социализирующая ценность:
- обучение общению, работе в группе.
Тип урока: обобщающий с применением ИКТ.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о птицах в зимнее время.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить и углубить знания учащихся о видовом составе и поведении птиц города зимой.
Развивающие:
- формировать умение определять виды птиц;
- закрепить знание о зимнем рационе птиц;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать биологическое мышление;
- формировать навыки совместной деятельности в учебной группе.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к живой природе, чувство сострадания, сопереживания;
- воспитание чувства ответственности.
Оборудование: компьютер, цифровой проектор, экран.
План проведения мероприятия.
1.Вступительное слово ведущего.
2.Формирование команд.
3.Ознакомление с правилами игры.
4.Основная часть игры.
5.Подведение итогов, награждение победителей.
6. Рефлексия.
1.Вступительное слово ведущего
Вот и настал последний месяц зимы, самый трудный месяц. К этому времени у лесных жителей- зверей и птиц - подошли к концу их запасы. А в феврале, как назло и морозы такие, что деревья трещат, и метели да бураны все вокруг заметают. Поэтому и летят птицы поближе к человеческому жилью, ведь там легче найти корм. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если птица сыта, то тепло ей под пухом и перьями.
Поет зима - аукает,
мохнатый лес баюкает
стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
плывут в страну далекую
седые облака.
А по двору метелица
ковром широким стелется,
но больно холодна.
Воробышки игривые
как детки сиротливые
прижались у окна.
С.Есенин.
Зимой в городе можно встретить не только городских пернатых обитателей, но и лесных жителей. О них и будет идти сегодня речь.
2. Формирование команд.
В игре участвует 3 команды, по числу зимних месяцев. Каждый игрок вытаскивает карточку с названием зимнего месяца. Участники одной команды садятся за свое место (на столе название команды, сигнальная карточка).
3. Ознакомление с правилами игры.
Игра состоит из 6 конкурсов. В начале каждого конкурса объявляется тема и стоимость правильных ответов. Первой отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если она ответила правильно, то ей засчитываются баллы. В случае неправильного ответа отвечает другая команда. Все результаты записываются в соответствующие строки таблицы на доске.
4. Основная часть игры.
1 конкурс - Загадочная.
Ведущий: Послушаем загадки о птицах. Стоимость правильного ответа – 1 балл. Первой отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку.
-Чернокрылый, красногрудый,
и зимой найдет приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- Я по дереву стучу, червяка добыть хочу,
хоть и скрылся под корой - все равно он будет мой! (Дятел)
- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
- Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (Снегири)
-Маленький мальчишка, в сером армячишке,
по двору шныряет, крохи подбирает.
По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей)
-Кто в беретке ярко- красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
-Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, вспотыкалочку. (Утка)
-Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
- Трещала с самого утра: “ Пор-р –ра! Пор-р-ра!”
А что пора? Какая с ней морока, когда трещит…. (Сорока)
2 конкурс – Фотоателье (Приложение 1).
Ведущий: Следующий конкурс заключается в том, чтобы по фотографии отгадать название птицы. За правильный ответ команда получает 1 балл.
3 конкурс - Стихотворный.
Ведущий: От каждой команды выходит по одному участнику.
Во время чтения этого забавного стихотворения нужно хлопнуть в ладоши, если услышите название не птицы.
Прилетели птицы: Голуби, куницы Голуби, синицы,
Голуби, синицы, Голуби, синицы, Галки и стрижи,
Мухи и стрижи, Чибисы, чижи, Чибисы, чижи,
Голуби, синицы, Галки и стрижи, Аисты, кукушки,
Аисты, вороны, Комары, кукушки. Совы и ватрушки.
Галки, макароны.
За правильный хлопок команда получает 1 балл.
4 конкурс – Музыкальный (Приложение 2).
Ведущий: А теперь очень сложное задание. Вы услышите фонограмму голосов птиц. Нужно отгадать, кому они принадлежат.
Вам будут даны небольшие подсказки. За правильный ответ команда получает 2 балла.
- Знакомое всем чирикание.
- Негромкое воркование.
-Птицы все время перекликаются, свиристят – непрерывно издают негромкую, нежную трель.
- Песня представляет собой негромкий, одиночный позыв: Дии, дии.
- Издалека слышное хриплое карканье.
- Короткая барабанная трель.
- Очень веселые, дружные птицы. Громкий, размеренный, звенящий выкрик, повторяющийся несколько раз подряд.
- Словно кто-то строчит на швейной машинке.
5 конкурс – Птичья столовая.
Ведущий: Чем питаются птицы зимой? В основном - семенами и ягодами некоторых растений. В зимнее время птицам трудно найти корм и вы им можете помочь, подкормив их. Ваше следующее задание заключается в том, чтобы выбрать из предложенных продуктов те, которые подойдут для питания птиц. Ненужные на ваш взгляд продукты уберите в сторону. За правильную работу вы получаете 3 балла.
(На подносах лежат: овес, жаренные и нежареные семена подсолнечника, соленые орешки, кусок черного хлеба, соленое сало, пшено, грецкие орехи.)
6 конкурс - Развлекательный.
Ведущий: А теперь, чтобы вы немного расслабились, предлагаю подойти по одному участнику от команды. Вам предстоит с закрытыми глазами определить по вкусу, какие это ягоды (варенье или замороженные). Ответ оценивается 1 баллом.
5. Подведение итогов.
Ведущий: Вот и закончилась наша экологическая игра “ Птицы зимой”. Пора подводить итоги. Давайте подсчитаем баллы, набранные каждой из команд, и наградим победителей (как правило, я награждаю всех ребят, участвовавших в игре небольшими призами).
Ведущий:
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна- и не страшна
будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
к своему окну,
чтоб без песен не пришлось
нам встречать весну.
А.Яшин.
6. Рефлексия.
В конце урока учащиеся выбирают фигурку солнца, если занятие понравилось, или фигурку тучи, если оно не понравилось. Выбранную фигурку они опускают в одну из 2 корзинок.