Урок информатики "Носители информации" с проектной технологией

Разделы: Информатика


Тема: Носители информации

Цель: Познакомить учащихся с носителями информации разных времен и народов. Найти решение повторного использования современных носителей информации.

Задачи:

Развивающая: Способствовать расширению кругозора учащихся.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности

Обучающая: Сформировать представление о носителях информации различных эпох. Показать необходимость развития технологии хранения информации.

Воспитательная: Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самоанализировать результат методом рассуждения, умение слушать и уважать мнение членов группы.

Урок проводится с использованием проектной технологии

Тип проекта: творческий, мини-проект.

Планируемый результат: создание учащимися готового продукта в виде различных поделок из СD-дисков и дискет, имеющих определенную практическую ценность.

Цели проекта: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно, способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде

Предметно-содержательная область: информатика.

Длительность: два урока и подготовительная домашняя работа.

Ход проекта:

  1. Первый урок. Объяснение нового материала “Носители информации”.
  2. Учащиеся в качестве домашней работы осуществляют поиск возможного применения вторичного использования испорченных носителей информации.
  3. Второй урок. Мини-проект.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

1) Подготовка к работе над проектом. (первый урок)

2) Выбор темы. (второй урок)

3) Постановка цели и задачи проекта.

4) Поиск информации различными способами.

5) Групповое обсуждение полученной информации.

6) Разработка примерного макета изделия.

7) Изготовление.

8) Подготовка к защите проекта.

9) Презентация проектов. (Защита)

10) Подведение итогов и выставление оценок.

Урок 1.

Ход урока

I. Организационный момент (3 мин)

II. Проверка домашнего задания. (10 минут)

  1. Как человек хранит информацию?
  2. Какими свойствами обладает память человека?
  3. Чем отличается память человека от памяти человечества?
  4. Как люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.
  5. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
  6. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  7. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

III. Объяснение нового материала. (15 минут) (презентация) Приложение1.

Слайд 2.Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. Для того чтобы узнать как хранили информацию в далекие времена мы с вами отправимся в прошлое с помощью машины времени.

По наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди.

Слайд 3. Некоторое время спустя люди стали наносить информацию на создаваемые ими постройки (храмы, жилища).

Одним из таких видов информации являются фрески. Фрески – это разноцветная роспись стен по мокрой штукатурке. Информацию, которая наносилась на стены зданий, нельзя было переносить, поэтому она была доступной только тем, кто посещал данное здание. А с появлением письменности появилась потребность в менее громоздких носителях информации.

Люди стали наносить информацию на тонко раскатанную глину бамбуковыми палочками или косточками. Потом ее сушили и обжигали. Но все-таки они были не удобны для хранения информации, они ломались, и их хранение было очень трудоемким.

Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из тростника.

Слайд 4. Разрезая тростинку в длину, половинки складывали одну за другой на ровную поверхность, а потом второй слой таких же полосок, но уже в поперечном направлении и чем-нибудь прижимали. Из тростника выделялся клейкий сок и склеивал полоски между собой. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток.

Продолжительное время документы хранились на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.

На Руси для хранения и передачи документов использовали кору берёзы. Её аккуратно срезали с дерева так, чтобы получился прямоугольник. После заполнения её также скручивали в трубочку.

Слайд 5. Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только в XV- XVI века. Для того чтобы хранить много информации на общую тему в одном месте отдельные листы бумаги скрепляли между собой с одной стороны. Так получались книги.

Слайд 6. Свойства бумаги.

Слайд 7-12. Со временем человечество научилось хранить и передавать звуковую и видео информацию. Первым носителем звуковой информации были валики с выступами которые использовались в музыкальных шкатулках, шарманках и т.д. Потом изобрели грампластинку, на смену которой пришла аудиокассета.

Первым носителем видеоинформации стала видеопленка, которую заменила магнитная видеопленка.

В настоящее время придуманы универсальные носители информации. Это дискеты, CD и DVD диски.

Слайд 13. Давайте сравним некоторые носители информации с точки зрения удобства их использования.

один учебник информатики 5 класса весит 310 г.;

обычный CD диск весит 15 г.;

на диск умещается 1500 книг;

1500 книг = 465 кг.

Вопрос: Как хранить информацию выгоднее: в книгах или на дисках? (Предполагаемый ответ: конечно на дисках, много информации можно сохранить, не нужны библиотеки)

Вопрос: А чего же могут бояться компьютерные диски? (Предполагаемый ответ: могут поломаться, поцарапаться).

Вопрос: Какой же носитель информации наиболее удобен в использовании в наше время? (бумага)

IV. Закрепление нового материала. (12 мин.)

  1. Объясните своими словами, что такое носитель информации.
  2. Какие носители информации вам известны?
  3. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

V. Домашнее задание (2 мин). Подумайте, как можно использовать вторично испорченные компьютерные диски и уже ненужные дискеты.

VI. Подведение итогов (3 мин).

Урок 2. Носители информации. Проект “Новая жизнь старого диска”

Тип проекта: творческий, мини-проект.

Планируемый результат: создание учащимися готового продукта в виде различных поделок из СD-дисков и дискет, имеющих определенную практическую ценность.

Цели проекта: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно, способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде

Предметно-содержательная область: информатика.

Дополнительное оборудование: дискеты, использованные СD-диски, DWD-диски, клей “Момент”, ножницы, разноцветная самоклеящаяся бумага и т.п.

I. Организационный момент (1 мин)

II. Проверка домашнего задания. (7 минут)

  1. Объясните своими словами, что такое носитель информации.
  2. Какие носители информации вам известны?
  3. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
  4. Какие носители информации вы считает наиболее удобными. Почему?

III. Выбор темы. Постановка проблемы.

Как вы считаете, можно ли дать вторую жизнь испорченным носителям информации?

Как можно назвать наш проект? (Предполагаемое название: Новая жизнь старого диска)

IV. Постановка цели и задачи проекта.

Какая цель будет стоять перед вами при выполнении этого проекта? (Предполагаемый ответ: Доказать, что можно использовать вторично старые носители информации с пользой для человека)

V. Поиск информации различными способами.

Учащиеся разбиваются на группы, обсуждают информацию, подготовленную дома и предоставленную учителем. Приложение2. (интернет и другие источники информации на уроке не используются из-за ограниченности времени).

VI. Групповое обсуждение полученной информации.

VII. Разработка примерного макета изделия.

VIII. Изготовление изделия.

XI. Подготовка к защите проекта.

Презентация проектов. (Защита)

X. Подведение итогов и выставление оценок.