Цель: Изучить такие математические понятия как точка, прямая, отрезок, луч в интерактивной геометрической среде “Geogebra”.
Задачи:
образовательные:
-закрепить понятия точка, прямая, отрезок, луч;
-закрепить понятие буфер обмена;
-продолжить знакомство учащихся с основными элементами интерфейса программы “Geogebra”;
-научить строить простейшие чертежи в ИГC “Geogebra”;
-научить учащихся решать разнообразные классы задач из разделов курса математики (в том числе задач требующих поиска путей и способов решения, в частности с помощью информационных ресурсов)
воспитательные:
-воспитание культуры личности через освоение компьютерной грамотности;
-воспитание отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитие;
развивающие:
-развивать ясно, грамотно излагать сои мысли в устной речи, в частности с использованием компьютерной лексики.
-развивать умения и навыки уверенного пользователя ПК.
ТСО: ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, ПК(урок проводится в компьютерном классе), www.geogebra.org (ИГC “Geogebra”).
План урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение цели и темы урока.
3.Повторение опорных знаний и практического опыта.
4. Закрепление и формирование понятий точка, отрезок, прямая, луч. Данный материал отрабатывается включением учащихся в деятельность актуализации этих понятий (ИГC “Geogebra”)
5.Выполнение творческого задания.
6.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
2.Сообщение цели и темы урока.
Ребята, тема нашего урока сегодня “Точка, прямая, отрезок, луч.”.
3.Повторение опорных знаний и практического опыта.
Из курса математики мы уже знакомились с понятием точка, прямая, луч. Напомним их еще раз:
Точка - обширное понятие. В русском языке это знак препинания, в математике – геометрический объект. Чтобы изобразить точку, достаточно острием карандаша оставить “след” на плоскости листа.
Точка (стихотворение)
ТОЧКА
Кто наук не знает точных,
Сказать может так:
"Что такое эта Точка?..
Маленький пустяк!"
Вас, друзья мои, прошу я
Не рубить сплеча.
Ставьте Точку на прямую -
Будет два луча.
Строим мы для разных функций
График-эталон,
Это точек совокупность,
Где един закон.
Не поставив центра точку,
Круг не обведешь.
Не узнав вершину точно,
Угол не найдешь...
Ее роль всегда прекрасна,
Пусть она мала...
Точку ставят не напрасно
Во главу угла!
Далее на доске строятся различные точки учителем, и обозначаются заглавными буквами латинского алфавита. После повторения данного элемента начинается работа на компьютерах. Учитель задает темп на ПК в ИГC “Geogebra” демонстрируя при помощи видеопроектора на экране все операции.
Ребята, в это время параллельно выполняют это же задание в среде “Geogebra”.
Если точки А и В с помощью линейки соединить линией, то мы получим объект, который называется Отрезок (это следующее понятие с которым мы познакомились)
(Стихотворение про отрезок)
ОТРЕЗКИ
Кто линейку в руки брал,
Тот меня сейчас узнал.
Есть концы - зовусь отрезок,
Убери их - интервал.
Вот две точки пред тобой.
Хочешь видеть облик мой?
Поскорей соедини их
Строгой линией прямой.
Пусть мала моя длина,
Моя помощь всем нужна.
У окружности я - хорда,
У квадрата - сторона.
Мы везде, со всех сторон,
Я совсем не пустозвон:
Там прямее, чем стрела
Тень от столбика легла,
Угол от земли до крыши,
А здесь - краешек стола.
Оцените нас сполна:
Есть особенность одна
У семьи отрезков славной -
Точная величина.
В бесконечность не летим,
Знаем все, чего хотим,
Дайте нам по паре точек,
Мы их вмиг соединим.
Учащиеся на доске строят отрезок, остальные выполняют это в среде “Geogebra”. Обозначают начало и конец отрезка. Производят необходимые измерения.
Начертили отрезок АВ и продолжили его в обе стороны. Что получим? - Новое понятие-Прямая.
ПРЯМАЯ
Вперед! Назад! А в сторону ни шага -
Вот принцип самый главный у Прямой.
Нужна здесь прямота, нужна отвага,
Чтоб вдруг не изменить себе самой.
Знаком со мною каждый малый школьник
Совсем не зря сложили этот стих,
Ведь состоит любой многоугольник
Из маленьких отрезочков моих.
Вот биссектриса, луч, отрезок, хорда,
Диагонали... всех не перечесть.
Лучи мои, отрезки... Знаю твердо,
Что прямота моя в них точно есть!
А если ты хотя бы на мгновенье,
Меня заставишь сникнуть головой,
Сменить мое захочешь направленье...
Я стану ломаной, но только не кривой!
Оказывается через любые две точки проходит единственная прямая. Попробуйте опровергнуть это утверждение (ребята пробуют это сделать в графической среде “Geogebra”). На доске также строятся прямые, с различными обозначениями. Один из учеников может демонстрировать свои доказательства на доске, другой на экране с помощью мультимедийного проектора.
Если по прямой отметить точку, она поделит прямую на две части. Каждую из этих частей называют Лучом. Чертеж луча демонстрируется на экране.
(Стихотворение про луч)
ЛУЧ
Лучу не свойственна печаль,
И без раздумий, без отсрочки
Он мчится в бесконечность, в даль,
Не помня об исходной точке.
Но коль осудишь, помолчи -
Мы все Земли и Солнца дети,
Известно: Солнышка лучи
Жизнь породили на планете.
Лучи помогут нам везде.
На небе много звёзд сияет,
И мы не знаем о звезде,
Что к нам лучи не посылает.
Но так бывает иногда,
Вот характерная беспечность,
Уже погасла та звезда,
А луч все мчится в бесконечность.
4.Закрепление изученных понятий точка, отрезок, прямая, луч продолжается с включением учащихся в деятельность актуализации этих понятий.
Применение приобретенных знаний продолжается при построении точки, отрезка, прямой, луча в “Geogebra”. С этой целью могут быть предложены творческие задания, которые ученики могут выполнять на ПК. <Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>, < Рисунок9>
5.Выполнение творческого задания.
Выполнившим основные упражнения, можно открыть доступ к индивидуальному заданию. Ребята выполняют рисунок в графическом растровом редакторе Paint при помощи простейших геометрических фигур. Полученное изображение, используя буфер обмена, учащиеся переносят в геометрическую среду “Geogebra”.
6.Домашнее задание.
Изобразить в ИГC “Geogebra” рисунок, где встречаются геометрические понятия точка, отрезок, прямая, луч (выполнение задания возможно преобразовать в более творческом направление – выполнит рисунок самостоятельно художественными средствами на бумаге).